10RS0011-01-2021-016335-05
№ 2а-6536/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.
при секретаре Паласеловой О.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максименко Алексея Вячеславовича к заместителю Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия Шарлаеву Сергею Эдуардовичу, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия об оспаривании решения и действий,
у с т а н о в и л:
Максименко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия Шарлаеву С.Э., Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в выдаче ему разрешения на добычу лося в общедоступных охотничьих угодьях Сегежского района Республики Карелия по его заявлению от 23.08.2021 года. По доводам иска ответчиком был нарушен порядок распределения квоты на добычу охотничьих ресурсов, в результате чего по его обращению было принято решение об отказе в его удовлетворении. Истец просит: признать действия должностного лица - заместителя Министра природных ресурсов и экологии Республики Карели С.Э. Шарлаева об отказе в выдаче ему разрешения на добычу лося в общедоступных охотничьих угодьях Республики Карелия в сезоне охоты 2021 года, выраженном в письме Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 23.08.2021 года № 15127/МПРиЭ-и, незаконными; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия выдать Максименко Алексею Вячеславовичу разрешение на добычу лося (лось старше 1 года - 1 особь) в общедоступных охотничьих угодьях в Сегежском районе Республики Карелия в сезоне охоты 2021 года, со сроками охоты с 15.10.2021 года по 31.12.2021года.
Определением от 17.09.2021 года истцу отказано в применении мер предварительной защиты в виде запрета административному ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия совершать действия по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях Сегежского района Республики Карелия.
В проведенном по делу судебном заседании истец не участвовал, о рассмотрении дела извещен, его представитель по доверенности Цуревская Н.Н. иск поддержала, пояснила, что ответчик неверно рассчитал количество разрешений на добычу лося, выдаваемых физическим лицам, добывшим волка, и общественным помощникам госинспекторов охотничьего надзора, приняв за число, от которого рассчитывается количество разрешений, квоту – 7 единиц. При расчете количества разрешений от указанных в составе квоты нормативов (один взрослый самец в период гона, две особи в возрасте до одного года, четыре особи без подразделения по половому признаку старше года) истец мог претендовать на разрешение, не являясь физическим лицом, добывшим волка, и общественным помощником госинспекторов охотничьего надзора.
Представители министерства и Шарлаева С.Э. по доверенностям Иванова О.С. и Савастьянов Л.Г. с иском не согласны по доводам, указанным в письменных возражениях на иск.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно. На территории Республики Карелия в силу Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №367-П таким органом исполнительной власти является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Порядок оказания государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, определен Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 12.02.2021 № 95.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги предусмотрены пунктом 17 приказа Минприроды России от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» и пунктом 25 Административного регламента. Одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является превышение установленных лимитов (квот) добычи охотничьих ресурсов либо нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при выдаче заявителю разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно статье 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 29.07.2021 № 425-р утверждены квоты добычи лося в отношении охотничьих угодий в Республике Карелия на период с 01.08.2021 до 01.08.2022, согласно которому на Сегежский район в общедоступных охотничьих угодьях определены квоты: всего – 7 особей (включая 1 взрослого самца во время гона, 2 особи в возрасте до 1 года, 4 особи без подразделения по половому признаку старше года).
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. В Республике Карелия порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов установлен Законом Республики Карелия от 04.04.2012 № 1591-ЗРК "О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2017 № 646 утверждены Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях.
В силу указанных рекомендаций при распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, а также разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в отношении которых установлены нормы добычи, и (или) нормы пропускной способности общедоступных охотничьих угодий, рекомендуется учитывать: участие физических лиц в мероприятиях по определению и регулированию численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях; участие физических лиц в мероприятиях по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания в общедоступных охотничьих угодьях, а также в мероприятиях по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий.
Согласно указаниям статьи 4 Закона РК № 1591-ЗРК разрешения на добычу лося в соответствии с лимитом и квотами добычи распределяются между физическими лицами по общедоступным охотничьим угодьям в соотношении: 30 процентов разрешений распределяется между физическими лицами, добывшими в общедоступных охотничьих угодьях на территории Республики Карелия при осуществлении любительской и спортивной охоты одного и более волков, и физическими лицами, принимавшими в порядке, установленном федеральным законодательством, участие в мероприятиях по регулированию численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях на территории Республики Карелия и добывшими одного и более волков в течение года до дня официального опубликования правового акта Главы Республики Карелия об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи для охотничьих угодий; 20 процентов разрешений распределяется между физическими лицами, включенными уполномоченным органом в реестр общественных помощников государственных инспекторов охотничьего надзора, оказывающих на добровольной и безвозмездной основе содействие уполномоченному органу в осуществлении в общедоступных охотничьих угодьях на территории Республики Карелия мероприятий государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, биотехнических мероприятий в целях сохранения охотничьих ресурсов (за исключением биотехнических мероприятий, указанных в пункте 1 части 8.1 настоящей статьи), и участвовавшими в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами уполномоченного органа, в осуществлении указанных мероприятий в течение года до дня официального опубликования правового акта Главы Республики Карелия об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи для охотничьих угодий; 50 процентов разрешений распределяется между физическими лицами, не указанными в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, в соответствии со статьей 3 настоящего Закона.
При этом если количество заявлений на выдачу разрешений на добычу лося, поданных физическими лицами, указанными в пункте 1 части 2 настоящей статьи, превышает количество подлежащих распределению разрешений, в первую очередь разрешения распределяются между физическими лицами, добывшими наибольшее количество волков. При равенстве количества добытых волков разрешения распределяются в порядке очередности исходя из времени поступления и регистрации указанных заявлений. Если количество заявлений на выдачу разрешений на добычу лося, поданных физическими лицами, указанными в пункте 1 части 2 настоящей статьи, меньше количества подлежащих распределению разрешений, нераспределенные разрешения распределяются между физическими лицами, указанными в пункте 3 части 2 настоящей статьи. Если количество заявлений на выдачу разрешений на добычу лося, поданных физическими лицами, указанными в пункте 2 части 2 настоящей статьи, превышает количество подлежащих распределению разрешений, разрешения распределяются в порядке очередности исходя из времени поступления и регистрации указанных заявлений. Если количество заявлений на выдачу разрешений на добычу лося, поданных физическими лицами, указанными в пункте 2 части 2 настоящей статьи, меньше количества подлежащих распределению разрешений, нераспределенные разрешения распределяются между физическими лицами, указанными в пункте 3 части 2 настоящей статьи. Получившееся в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи количество разрешений на добычу лося, выраженное дробным числом, округляется до целого числа в большую сторону, а получившееся в соответствии с пунктом 3 части 2 настоящей статьи количество разрешений на добычу лося, выраженное дробным числом, округляется до целого числа в меньшую сторону. Если количество заявлений на выдачу разрешений на добычу лося, поданных физическими лицами, указанными в пункте 3 части 2 настоящей статьи, превышает количество подлежащих распределению разрешений, разрешения распределяются в порядке очередности исходя из времени поступления и регистрации указанных заявлений.
Административный истец 23.08.2021 года обратился в Министерство с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях Сегежского района Республики Карелия, в котором просил выдать разрешение на добычу лося старше 1 года в количестве одной особи.
По результатам рассмотрения указанного заявления истец получил уведомление от 23.08.2021 года об отказе в выдаче разрешения в связи с превышением лимита добычи лося по основаниям, указанным в пункте 17.7 Приказа №379 от 29.08.2014 года и подпункта 7 пункта 25 Приказа №95 от 12.02.2021 года.
По пояснениям представителей административных ответчиков и представленным суду документам 7 разрешений на добычу лося были распределены в соответствии с приведенным порядком следующим образом. Три разрешения распределено лицам, добывшим в общедоступных охотничьих угодьях Республики Карелия одного и более волков в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона РК № 1591-ЗРК (В. на особь старше года, С. на особь старше года, Ш. на особь старше года), одно разрешение выдано лицу, включенному уполномоченным органом в реестр общественных помощников государственных инспекторов охотничьего надзора, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Закона РК № 1591-ЗРК (А. на особь старше года). Таким образом, разрешения на добычу испрошенного истцом охотничьего ресурса были исчерпаны. Далее одно разрешение на добычу лося до года было выдано лицу, включенному уполномоченным органом в реестр общественных помощников государственных инспекторов охотничьего надзора, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Закона РК № 1591-ЗРК (К.), одно разрешение на добычу лося до года было выдано Р., как физическому лицу, не указанному в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 4 Закона РК № 1591-ЗРК. Одно разрешение на добычу лося в период гона было выдано П., как физическому лицу, не указанному в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 4 Закона РК № 1591-ЗРК.
Порядок расчета процентного соотношения выданных разрешений от определенной законом квоты судом проверен и признан правильным. По доводам иска ответчикам надлежало рассчитывать количество разрешений от указанных в составе квоты нормативов (один взрослый самец в период гона, две особи в возрасте до одного года, четыре особи без подразделения по половому признаку старше года), таким образом при округлении в приведенном выше порядке одно разрешение на особь старше года приходилось бы на лиц, не указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 4 Закона РК № 1591-ЗРК, то есть истец мог бы претендовать на его получение. С такими доводами истца суд согласиться не может, поскольку расчет количества разрешений от указанных в составе квоты нормативов охотничьих ресурсов законом не предусмотрен.
Более того по пояснениям представителей ответчиков заявление истца было зарегистрировано позднее заявлений иных лиц той же категории, что не позволило бы распределить ему разрешение при любом варианте расчета количества разрешений.
Истцом испрашивается о восстановлении его прав путем понуждения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия выдать Максименко Алексею Вячеславовичу разрешение на добычу лося (лось старше 1 года - 1 особь) в общедоступных охотничьих угодьях в Сегежском районе Республики Карелия в сезоне охоты 2021 года, со сроками охоты с 15.10.2021 года по 31.12.2021 года. При этом законность выдачи иным лицам разрешений истцом не оспаривается, в связи с чем заинтересованными лицами к участию в настоящем административном споре они не привлекались. Учитывая закрепленные в пп. 1 и 7 ст. 2 Закона № 209-ФЗ принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, необходимость обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия и определение объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, суд приходит к выводу о том, что заявленный способ восстановления прав истца не может быть применен, поскольку количество разрешений выдано в соответствии с определенной законом квотой, а законность выданных разрешений не оспаривается.
Срок обращения истца в суд не пропущен. Оспариваемые действия совершены полномочным должностным лицом, основаны на законе, прав истца не нарушают, в связи с чем в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 07.10.2021 года