Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-174/2020 (2-2123/2019;) ~ М-2057/2019 от 06.12.2019

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2020 года город Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Трибунской Л.М.,

с участием помощника прокурора Кинельской межрайонной прокуратуры Хлебуновой А.К.,

при секретаре Котубей О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-174/2020 (по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах Кауниной В. Н. к Администрации муниципального района <данные изъяты> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Кауниной В.Н. к Администрации муниципального района <данные изъяты> с требованием обязать Администрацию муниципального района <данные изъяты> предоставить Кауниной В.Н. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора Хлебунова А.К. исковые требования поддержала и пояснила суду, что Каунина В.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении дочери Кауниной В.Н. Согласно выписке из ЕГРП управления Росреестра по <данные изъяты>, сведения в ЕГРП о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Кауниной В.Н. отсутствуют. Каунина В.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Каунина В.Н. жилого помещения в собственности не имеет, не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения. Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Каунина В.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда. Согласно ст. ст. 98.1 и 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление Жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального лайма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федераций, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели и областном бюджете на соответствующий финансовый год. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительств жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций. Таким образом, администрация <данные изъяты> обязана была предоставить Кауниной В.Н. по достижению ей совершеннолетнего возраста, по договору социального найма жилое помещение из специализированного жилого фонда. До настоящего времени администрацией <данные изъяты> жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушаются ее права.

Истец Каунина В.Н. в судебном заседании исковые требования Кинельского межрайонного прокурора поддержала по основаниям, указанным прокурором. Просит обязать администрацию муниципального района <данные изъяты> предоставить ей, как лицу, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Представитель ответчика Администрации муниципального района <данные изъяты> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, до судебного заседания предоставил отзыв, из которого следует, что в соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается в орган местного самоуправления. Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список. Каунина В.Н. была поставлена на очередь ДД.ММ.ГГГГ. Согласно статьи 2 вышеуказанного закона финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и или строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и Администрацией муниципального района Кинельский о предоставлении и расходовании в ДД.ММ.ГГГГ году субвенций из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, в том числе формируемой за счет средств федерального бюджета администрации муниципального района Кинельский на исполнение переданных полномочий выделено денежных средств в размере <данные изъяты> руб. на указанные денежные средства было приобретено 6 жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ года Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> муниципальному бюджету <данные изъяты> предоставлены межбюджетные трансферты в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> ) рубля <данные изъяты> копеек на исполнение актов государственных органов ( вступивших в законную силу 8 решений Кинельского районного суда) по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений. Каких -либо дополнительных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшимися без попечения родителей из областного бюджета в бюджет муниципального района Кинельский не поступало. Кроме того, до настоящего времени договор о предоставлении и расходовании в ДД.ММ.ГГГГ году субвенций из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, в том числе формируемой за счет средств федерального бюджета министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области не был направлен в адрес администрации муниципального района Кинельский. Таким образом, администрация муниципального района Кинельский выполнила все предусмотренные действующим законодательством полномочия.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, до судебного заседания предоставили отзыв, из которого следует, что до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из положений статьи 14 и согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны были обеспечивать лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди и без каких-либо условий, связанных с датой обращения за предоставлением жилья. Определение «внеочередное» в толковании Верховного Суда Российской Федерации означает, что жилье должно быть предоставлено немедленно. Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу. С ДД.ММ.ГГГГ указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в ином порядке, понятие «внеочередности» для данной категории лиц утратило силу. Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок обеспечения жилыми помещениями указанных лиц устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. При этом, до ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма с лицами указанной категории заключался во внеочередном порядке без установления срока его действия (бессрочно), жилое помещение могло практически сразу выбыть из собственности муниципального образования (в случае приватизации) и перейти в собственность лиц указанной категории. С ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок и условия реализации права на жилище лиц указанной категории, исключая при этом внеочередное бессрочное предоставление жилого помещения: договор найма специализированного жилого помещения заключается на 5 лет (с возможностью однократного продления еще на 5 лет). Таким образом, федеральный законодатель отменил существовавший ранее порядок внеочередного бессрочного предоставления жилого помещения по договору социального найма, утвердив новый порядок реализации права на жилище лиц указанной категории. В соответствии со статьей 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» после поступления соответствующего заявления право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется до фактического обеспечения жилыми помещениями. Статьей 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии с которым заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается по месту жительства детей в орган местного самоуправления. Согласно части 5 статьи 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, формируется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заявление о включении которых в список подано в один и тот же день, включаются в список по времени подачи заявления. Список представляется органом местного самоуправления в министерство для утверждения сводного списка и направления соответствующей информации в орган, уполномоченный Правительством Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области. Каунина В.Н. в указанный список включена. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в данном списке она первой не является. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с прилагаемой к Закону Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД методикой и предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год пропорционально потребности муниципального образования и при условии предоставления не менее одного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в максимальном количестве муниципальных образований Самарской области. Согласно приложению 3 к Государственной программе Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684, на ДД.ММ.ГГГГ годы запланировано предоставление органам местного самоуправления <данные изъяты> млн. руб. субвенций, из них – <данные изъяты> млн. руб. за счет средств областного бюджета, что достаточно для обеспечения жильем <данные изъяты> детей-сирот. При этом законодательством не предусмотрено единовременное предоставление субвенций, - объем финансирования распределен по годам. В ДД.ММ.ГГГГ году, согласно приложению 3 к Государственной программе Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684, органам местного самоуправления Самарской области на указанные цели запланировано выделение 511 936 млн. рублей, что достаточно для обеспечения жилыми помещениями 389 детей-сирот. При этом законодательством не предусмотрено единовременное предоставление субвенций, - объем финансирования распределен по годам. Частью 4 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Вместе с тем, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления средств и согласно вышеуказанному списку. Однако, учитывая, что судебные акты исполняются в первоочередном порядке, решение суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением вне очереди фактически перемещает заявление истца наверх списка. В связи с этим важно отметить следующее. Перемещение в начало списка заявления одного из лиц указанной категории и, соответственно, обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке будет являться не только формальным нарушением положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и вышеупомянутой части 5 статьи 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД о формировании списка в порядке очередности. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к единой категории, для которой действующим законодательством предусматриваются одинаковые дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, без наделения преимуществами одних лиц из указанной категории перед другими лицами. Условия нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями для всех указанных лиц являются общими, установлены статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и не подразумевают возможности определения наличия приоритета в обеспечении жилыми помещениями между равно нуждающимися лицами. Согласно правовой позиции, неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. Обеспечение истица жилым помещением во внеочередном порядке поставит в худшее положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в той же мере, что и истица. Тем самым будет установлено необоснованное различие в реализации права на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации) отдельными лицами из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от факта подачи ими искового заявления об обеспечении жилым помещением. Это приведет к такой дифференциации в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Таким образом, обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда повлечет нарушение прав на жилище других детей-сирот, включенных в список ранее. Согласно договорам, заключенным между министерством и органами местного самоуправления Самарской области, субвенции из областного бюджета на исполнение государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот предоставляются и расходуются в соответствии с Законом Самарской области от 11.12.2018 № 95-ГД «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлениями Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» и от 31.12.2009 № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД, постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года». Указанными документами не предусмотрено осуществление внеочередного обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Согласно пункту 14(3) Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1203, в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к субъекту Российской Федерации применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. Пунктом 22 постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» также предусмотрено, что в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению. Таким образом, обеспечение жилым помещением вне очереди влечет нецелевое расходование бюджетных средств. На основании изложенного, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области просит в исковых требованиях об обеспечении жилым помещением отказать, поскольку Каунина В.Н включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и будет обеспечен жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение его жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истицы, и к нецелевому расходованию бюджетных средств, или удовлетворить исковые требования при условии их уточнения: «обязать Администрацию <данные изъяты> предоставить Кауниной В.Н. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в порядке очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Заслушав пояснения, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Кинельского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как предусмотрено статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу части 4 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Согласно части 1 статьи 2 Закона Самарской области № 135-ГД от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» и части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В силу части 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

В судебном заседании установлено, что Каунина В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО2 и отец ФИО1, были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Кауниной В.Н., что следует из решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Постановления администрации муниципального района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Каунина В.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда.

Из представленных материалов следует, что Каунина В.Н. не обеспечена жилым помещением. Таким образом, учитывая требования части 4 и части 5 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», Каунина В.Н. была законно и обоснованно включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда.

Однако, несмотря на то, что Каунина В.Н. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, достигла возраста <данные изъяты> лет ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу Кауниной В.Н. не предоставлено.

При этом, жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма истец Каунина В.Н. не имеет, что подтверждается следующим.

Согласно сообщения Государственного унитарного предприятия Самарской области «<данные изъяты>» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, за Кауниной В.Н. недвижимого имущества не имеется, право на приватизацию ей не использовано.

Указанное выше обстоятельство также подтверждается Уведомлением об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая указанные выше обстоятельства, Каунина В.Н., достигшая возраста <данные изъяты> лет, имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются обоснованными, а потому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

При этом не могут быть приняты во внимание доводы третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о том, что обеспечение истца жилым помещением во внеочередном порядке поставит в худшее положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список на получение жилого помещения ранее и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в той же мере, что и истец. По смыслу закона жилые помещения специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в связи с чем, предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия иных лиц, которые имеют право на получение жилого помещения по аналогичному основанию.

Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кинельского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района <данные изъяты> предоставить Кауниной В. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет субвенций жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

председательствующий <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-174/2020 (2-2123/2019;) ~ М-2057/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кинельский межрайонный прокурор
Каунина В.Н.
Ответчики
Администрация муниципального района Кинельский Самарской области,
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Кинельский районный суд Самарской области
Судья
Трибунская Л. М.
Дело на странице суда
kinelsky--sam.sudrf.ru
09.12.2019Передача материалов судье
06.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2019Подготовка дела (собеседование)
27.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2020Судебное заседание
10.02.2020Судебное заседание
14.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2020Дело оформлено
12.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее