ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
город Черкесск 26 мая 2017 года
Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Коцубин Ю.М., с участием представителя государственного органа, возбудившего дело об административном правонарушении, - начальника отдела правового, финансового и кадрового обеспечения деятельности Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Карачаево-Черкесской Республике - Сарыева Р.М., представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, - Республиканского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Черкесская городская клиническая больница» - Биняевой А.Н.,
рассмотрев в здании Черкесского городского суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении Республиканского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Черкесская городская клиническая больница», находящегося по адресу: г.Черкесск, ул.Орджоникидзе, 22 (ИНН 0901027093; ОГРН 1030900721807),
установил:
Республиканское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Черкесская городская клиническая больница» (далее – РГБУЗ «ЧГКБ»), осуществляющее медицинскую деятельность на основании лицензии от 27 февраля 2017 года № ЛО-09-01-0005 74, выданной Министерством здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, допустило в своей деятельности грубое нарушение лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности, а именно осуществляет медицинскую деятельность без соблюдения требований утверждённых порядков оказания медицинской помощи:
1) оснащение отделения пульмонологии на 20 коек не соответствует стандарту оснащения, предусмотренному Приложением № 9 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «Пульмонология», утверждённому приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 916н, а именно отсутствует следующее оборудование (оснащение): портативный спирометр с регистрацией кривой поток-объём; негатоскоп; медицинский отсос-дренаж; централизованная подводка кислорода в каждую палату к каждой койке; система экстренного оповещения (сигнализации) из палат от каждой койки на пост медицинской сестры; респиратор для неинвазивной вентиляции легких; скрининговая система для диагностики нарушений дыхания во время сна; кислородный баллон (10 литров) с редуктором и флоуметром на каталке для транспортировки пациентов; тренажёр дыхательный инспираторный; флаттер; прибор для определения выдыхаемого оксида азота; капнометр с возможностью записи трендов;
2) оснащение кардиологического отделения не соответствует стандарту оснащения, предусмотренному Приложением № 13 к Порядку оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утверждённому приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 918н, а именно отсутствует следующее оборудование (оснащение): аппарат холтеровского мониторирования сердечного ритма; система централизованной подачи кислорода к каждой койке; система экстренного оповещения из палат от каждой койки на пост медицинской сестры; автоматические дозаторы лекарственных средств; функциональные кровати (для палат интенсивной терапии) с прикроватными столиками; противопролежневые матрасы; аппаратура для исследований основных показателей гемодинамики; электрокардиостимулятор для трансвенозной эндокардиальной и наружной электрической стимуляции сердца; аппарат для вспомогательного кровообращения; централизованная система подводки медицинских газов; электроотсасыватель хирургический с бактериальным фильтром; аппарат для искусственной вентиляции легких с возможностью программной искусственной вентиляции и мониторингом функции внешнего дыхания; дефибриллятор бифазный с функцией синхронизации; портативный дыхательный аппарат для транспортировки; наборы для катетеризации магистральных сосудов однократного пользования; автоматические дозаторы лекарственных средств; инфузоматы; передвижной рентгеновский аппарат; глюкометр; блок электрических розеток с заземлением (не менее 8), в том числе для питания энергоемких приборов; мобильный переносной набор для проведения реанимационных мероприятий в других отделениях, включающий: воздуховод, аппарат для ручной искусственной вентиляции легких, наружный ручной дефибриллятор с возможностью контроля ЭКГ с собственных электродов и автономным питанием, шприцы, набор лекарственных средств; система быстрого оповещения и реагирования; аппарат суточного мониторирования артериального давления; передвижной рентгеновский аппарат; аппарат экспресс определения международного нормализованного отношения портативный; аппарат экспресс определения кардиомаркеров портативный; сейф для хранения ядовитых и сильнодействующих медицинских препаратов;
3) оснащение терапевтического отделения не соответствует стандарту оснащения, предусмотренному Приложением № 6 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утверждённому приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 923н, а именно отсутствует следующее оборудование (оснащение): электрокардиограф многоканальный; пульсоксиметр (оксиметр пульсовой); система разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума к каждой койке; концентратор кислорода; ингалятор аэрозольный компрессорный (небулайзер) портативный; дефибриллятор бифазный с функцией синхронизации; насос инфузионный роликовый (инфузомат); матрац противопролежневый; кровать функциональная; негатоскоп; система палатной сигнализации;
4) оснащение хирургического отделения не соответствует стандарту оснащения, предусмотренному Приложением № 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утверждённому приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 922н, а именно: отсутствует следующее оборудование (оснащение): кровать функциональная; система разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума; светильник бестеневой медицинский передвижной; отсос хирургический вакуумный; установка (устройство) для обработки рук хирурга; противопролежневый матрас; монитор прикроватный, включающий: контроль частоты сердечных сокращений, контроль частоты дыхания, контроль насыщения гемоглобина кислородом (пульсоксиметрия); инъектор автоматический для внутривенных вливаний; термоматрас для операционного стола; стойка для дозаторов и инфузоматов; операционные лупы с налобным осветителем с увеличением х 2 крат;
5) оснащение отделения реанимации и анестезиологии не соответствует стандарту оснащения, предусмотренному Приложением № 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утверждённому приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 919н, а именно отсутствует следующее оборудование (оснащение): автоматический анализатор газов крови, кисло-щелочного состояния, электролитов, глюкозы; матрац термостабилизирующий; монитор глубины анестезии; система централизованного снабжения медицинскими газами и вакуумом; электрокардиостимулятор; автоматический анализатор газов крови, кисло-щелочного состояния, электролитов, глюкозы, осмолярности; портативный ультразвуковой диагностический аппарат с системой навигации для выполнения регионарной анестезии, пункции и катетеризации центральных и периферических сосудов и оценки критических состояний; кровать-весы; аппарат для пневмокомпрессорной профилактики тромбоэмболических осложнений и лимфостаза.
Отсутствие в РГБУЗ «ЧГКБ» перечисленного выше оборудования (оснащения) является нарушением ч.1 ст.37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
Согласно п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности. В соответствии с подп.«а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности соблюдение порядков оказания медицинской помощи является одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности. Согласно п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.4 и подп. «а» и «б» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ч.11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. К таким нарушениям лицензионных требований могут относиться, в том числе нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В данном случае несоблюдение РГБУЗ «ЧГКБ» Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «пульмонология», Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечнососудистыми заболеваниями, Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» и Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология» влечёт за собой возникновение реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, являющихся пациентами больницы, а потому является грубым нарушением лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.
Таким образом, РГБУЗ «ЧГКБ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, - осуществление медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией.
Факт совершения РГБУЗ «ЧГКБ» указанного административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами:
1) актом о проверки от 07 апреля 2017 года № 36, составленным комиссией Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Карачаево-Черкесской Республике;
2) протоколом об административном правонарушении от 10 мая 2017 года, составленным главным государственным инспектором отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Карачаево-Черкесской Республике Аппоевой К.А.
Судья усматривает вину РГБУЗ «ЧГКБ» в виде бездействия, которое выразилось в непринятии зависящих от этого учреждения мер, направленных на приобретение отсутствующего в больнице оборудования (оснащения). Откладывая рассмотрение дела с 23 на 26 мая 2017 года, судья предложил представителю РГБУЗ «ЧГКБ» предоставить доказательства того, что больница поднимала перед своим учредителем вопрос о приобретении необходимого оборудования (оснащения), подавала соответствующие заявки, обращалась с письменными просьбами к учредителю и т.д. Однако такие доказательства предоставлены не были.
Санкция ч.3 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 150 000 рублей до 250 000 рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может заключаться не только во временном прекращении деятельности юридического лица в целом, но и во временном прекращении эксплуатации отдельных агрегатов, объектов, зданий или сооружений. Согласно ч.2 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности устанав-ливается на срок до 90 суток. При этом минимальный срок приостановления деятельности не установлен и, следовательно, составляет 1 сутки.
Учитывая отсутствие сведений о том, что ранее РГБУЗ «ЧГКБ» привлекалось к административной ответственности, принимая во внимание социальную значимость данного учреждения, а также тот факт, что оно является бюджетным, судья считает необходимым и достаточным назначение ему наказания в виде административного приостановления деятельности отделения пульмонологии, кардиологического отделения, терапевтического отделения, хирургического отделения и отделения реанимации и анестезиологии на срок одни сутки.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п.23.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае применения административного приостановления деятельности время начала и окончания срока административного приостановления деятельности не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 3.12, 19.20, 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Республиканское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Черкесская городская клиническая больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности отделения пульмонологии, кардиологического отделения, терапевтического отделения, хирургического отделения и отделения реанимации и анестезиологии на срок одни сутки.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей жалобы через Черкесский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин