Дело № 2-1505/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 20 апреля 2016 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Труновой А.В.,
при секретаре Шуплецовой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Первомайского района к Сазонову Ю. В. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
администрация Первомайского района обратилась в суд с иском к Сазонову Ю.В. о взыскании в бюджет Первомайского района денежных средств в сумме 217 738 руб., полученных в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», из которых: 143 085 руб. – средства федерального бюджета, 74 653 руб. – средства краевого бюджета.
В обоснование исковых требований указано, что ДАТА Сазонов Ю.В. и члены его семьи были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации района по программе «Социальное развитие села до 2013 года». ДАТА ответчику и членам его семьи в рамках реализации данной программы на приобретение жилья была предоставлена социальная выплата в размере 725 796 руб., в том числе: 476 952 руб. – средства федерального бюджета, 248 844 руб. – средства краевого бюджета. Выделенные деньги были направлены на приобретение жилого дома площадью 37,8 кв.м. по адресу: АДРЕС. Денежные средства были предоставлены администрацией АДРЕС на основании платежного поручения от ДАТА. В ходе проведенной в октябре 2014 года в администрации АДРЕС аудиторской проверки эффективности использования бюджетных средств был установлен факт излишнего перечисления социальной выплаты в размере 217 738 руб. Согласно Порядку предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, расчетная стоимость приобретения жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории Алтайского края на первый квартал выдачи свидетельства, утвержденной распоряжением АДРЕС, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в Алтайском крае, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации. В случае, если фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости, утвержденной АДРЕС, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья. Ответчику была предоставлена социальная выплата в сумме 725 796 руб., исходя из стоимости 1 кв.м. в 24 687 руб. Согласно договору купли-продажи от ДАТА общая стоимость жилого дома составляет 725 796 руб. Таким образом, фактическая стоимость 1 кв.м. приобретенного жилья меньше, чем установленная законом. В результате сумма излишне полученной ответчиком социальной выплаты составила 217 738 руб.
В судебное заседание представитель истца Колобова С.И. не явилась, извещена.
Ответчик Сазонов Ю.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на отсутствие своей вины в образовании спорной переплаты.
Третье лицо Сазонова И.Н. в судебное заседание не явилась, извещена.
Выслушав ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Администрации Алтайского края от ДАТА N 5 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.
В п. 1.1 Порядка указано, что он разработан в соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 (далее - "Программа"), долгосрочной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной законом Алтайского края от 10.03.2004 N 5-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", и определяет условия предоставления и использования в рамках реализации Программы социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Согласно п. 1.2 Порядка государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, краевого бюджетов.
В соответствии с п. 1.4 Порядка гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания: на приобретение готового жилого помещения; на создание объекта индивидуального жилищного строительства или на пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому, в том числе на завершение ранее начатого строительства; на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Пунктом 4.2 Порядка установлено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для определения размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - для семьи из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человека), и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории Алтайского края на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной распоряжением Администрации края, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в Алтайском крае, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Согласно п. 4.4 Порядка в случае, если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости, утвержденной Администрацией края, размер социальной выплаты определяется исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. В случае, если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления поселения, социальная выплата пересчитывается исходя из фактической площади жилья.
Распоряжением Администрации Алтайского края от ДАТА НОМЕР-Р утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности АДРЕС на ДАТА год - 24687 рублей.
По делу установлено, что Сазонов Ю.В. в ДАТА году являлся получателем спорной социальной выплаты.
Перечисление ответчику Сазонову Ю.В. денежных средств в сумме 725 796 руб. в счет социальной выплаты подтверждается платежными поручениями от ДАТА НОМЕР, от 11602950.
По договору купли-продажи от ДАТА Сазонова И.Н., Сазонов Ю.В. приобрели жилой дом общей площадью 37,8 кв.м. по адресу: АДРЕС за 725 796 руб.
Право общей совместной собственности на жилой дом по адресу: АДРЕС зарегистрировано за Сазоновой И.Н., Сазоновым Ю.В. ДАТА.
Постановлением АДРЕС от ДАТА N 266 "Об утверждении долей софинансирования жилья в сельской местности" утверждены следующие доли средств краевого бюджета и собственных средств граждан, привлекаемых при создании объекта индивидуального жилищного строительства или пристройки жилого помещения к имеющемуся жилому дому, в том числе при завершении ранее начатого строительства, при приобретении жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, а также при приобретении готового жилого помещения: доля средств краевого бюджета - 24 процента расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; доля собственных средств граждан, в том числе заемных, - 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; принято к сведению, что доля средств федерального бюджета составляет 46 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Таким образом, гражданам, приобретающим жилье по указанной социальной программе, за счет средств бюджета возмещается 70 % стоимости жилья.
Из положений п. 4.4 вышеназванного Порядка следует, что в том случае, если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости, утвержденной Администрацией края, размер социальной выплаты определяется исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
Фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади жилья, приобретенного Сазоновым Ю.В., составила 19 200 руб. (725 796/37,8), что меньше средней рыночной стоимости, утвержденной Администрацией Алтайского края – 24 687 руб.
При указанных обстоятельствах размер социальной выплаты определяется из фактической стоимости жилья.
Фактическая стоимость жилья составила 725 796 руб.
На основании постановления Администрации Алтайского края от ДАТА N 266 за счет средств бюджета получателю социальной выплаты компенсируется 70 % стоимости жилья (24 % - за счет средств краевого бюджета, 46 % - за счет средств федерального бюджета).
Таким образом, Сазонову Ю.В. подлежала компенсации сумма в 508 057,2 руб. (70 % от 725 796 руб.)
Сумма в 217 738 руб. (725 796-508 057,20) была перечислена ответчику излишне.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Неосновательно полученные денежные средства подлежат взысканию с Сазонова Ю.В., на расчетный счет которого были перечислены деньги.
Доводы об отсутствии вины ответчика в образовании переплаты по социальной выплате не являются основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку статьей 1102 ГК РФ предусмотрена возможность взыскания неосновательного обогащения независимо от того, явилось ли такое обогащение результатом поведения самого приобретателя имущества.
К категориям, предусмотренным ст. 1109 ГК РФ, спорные денежные средства не относятся.
Исковые требования администрации Первомайского района подлежат удовлетворению.
Из указанной суммы в 217 738 руб. в федеральный бюджет подлежат возвращению 143 085 руб. ((100х46/70)х217 738/100), в краевой бюджет – 74 653 руб. ((100х24/70)х217 738/100).
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании указанной нормы закона с Сазонова Ю.В. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 5 377,38 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования администрации АДРЕС удовлетворить.
Взыскать с Сазонова Ю. В. в пользу администрации Первомайского района Алтайского края неосновательное обогащение в сумме 217 738 руб., из которых 143 085 руб. – средства федерального бюджета, 74 653 руб. – средства бюджета Алтайского края.
Взыскать с Сазонова Ю. В. в доход муниципального образования городского округа г. Новоалтайска Алтайского края государственную пошлину в сумме 5 377,38 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Трунова
Мотивированное решение изготовлено 25.04.2016.