Дело № 2-456/2014
КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 октября 2014 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Логуновой В.Л.,
истца Филиппова Н.А.,
представителей ответчика Виль И.А., Раменской Е.Н.,
при секретаре Чернышовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Филиппова Н. А. к сельскохозяйственной артели (колхозу) «Заветы Ильича» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Филиппова Н.А. с иском к СХА (колхозу) «Заветы Ильича» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, то Филиппов Н.А. работал в указанном предприятии в качестве <> с <>. Приказом <> от <> уволен с работы на основании п.п. «а» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ- за прогулы. Расчет и выдача трудовой книжки произведены работодателем <>. Полагает, что увольнение является незаконным, поскольку произведено с нарушение требований Трудового кодекса РФ, регламентирующих порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. В частности до применения взыскания не истребовано объяснение от работника о причинах отсутствия на рабочем месте. Кроме того, в период работы Филиппова в качестве <>, ему начислялась и выплачивалась заработная плата, менее установленного в РФ минимального размера оплаты труда. Сумма недоначисленной за <> г. заработной платы составляет <>,46 руб. По указанному основанию просил восстановить Филиппова Н.А. на работе в СХА (колхоз) «Заветы Ильича» в качестве <>, взыскать в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула, сумму недоначисленной за <> заработной платы, а также денежную компенсацию морального вреда в размере <> руб.
В судебном заседании истец Филиппов Н. А., поддержав заявленные прокурором в его интересах, требования, пояснил, что на основании личного заявления принят на работу в СХА (колхоз) «Заветы Ильича» <> с <> В его обязанности входила <>. С <> г. <> осуществлялась на летних выпасах в тайге. Работал посменно- неделя работы в тайге, неделя отдыха. Смена начиналась и заканчивалась утром в пятницу. Работали по два человека в смену. В <>. с согласия непосредственного руководителя –заведующей МТФ Шаминой, за него отработал смену отец –Филиппов А.А., также являющийся <>, работающим в СХА (колхозе) «Заветы Ильича». Каких-либо требований от руководства относительно невыхода на работу, дачи объяснений, в его адрес не поступало. О том, что уволен с <> узнал только <> когда обратился по поводу заработной платы. В этот же день получил трудовую книжку. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика- председатель СХА (колхоза) «Заветы Ильича» Виль И. А. иск не признал, пояснив, что действительно Филиппов Н.А. работал в качестве <> с <> <> к нему обратилась заведующая МТФ Шамина с докладной запиской об отсутствии Филиппова Н.А. на рабочем месте <> По данному поводу им издано распоряжении о проведении проверки. Объяснение от Филиппова не было получено, так как он отсутствовал дома и не отвечал на телефонные звонки. По итогам проверки <> издан приказ об увольнении за прогулы. Считает увольнение законным, поскольку истец без уважительной причины не выходил на работу. Просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Раменская Е. Н. также возражала против иска и подтвердила вышеизложенное. Кроме того пояснила, что согласно установленному на предприятии порядку, в табеле учета рабочего времени полная выработка <> рабочих смен в месяце фиксируется как 30 рабочих дней, за которые производится начисление заработной платы. Филиппову Н.А. в июне проставлено 12 рабочих дней, то есть с <> включительно, с <> он на работу не выходил, поэтому все дни до конца месяца, начиная с <> июня, указаны как прогулы. Заработная плата начисляется исходя из количества отработанных дней по табелю учета рабочего времени.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Логуновой В.Л., полагавшей необходимым удовлетворить иск, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.
В соответствии с п. п. "а" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).
Согласно ст.192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, к которым относится, в частности, увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5,6,9, 10 части 1 ст. 81 ТК РФ.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В соответствии со ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказывать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Судом установлено, что Филиппов Н. А. на основании приказа (распоряжения) <> от <> принят на работу в СХА (колхоз) «Заветы Ильича» в качестве <> с <>
<> с истцом заключен договор о полной материальной ответственности за сохранность поголовья, инвентаря и закрепленной лошади.
Также с истцом, как и с другими членами бригады, заключено трудовое соглашение, содержащее положения о пастьбе скота в летний период на отгонных выпасах, а также оплате труда по окончанию периода выпасов.
С <> пастьба скота постоянно осуществляется в урочище «<>» до окончания летнего пастбищного сезона.
Согласно установленному порядку пастьба животных осуществляется двумя работниками круглосуточно в течение недели- с пятницы по пятницу. После чего работникам предоставляется неделя отдыха. Прием-сдача смены производится в присутствии заведующей МТФ.
<> при приеме-сдаче смены заведующей МТФ Шаминой Л.Н. установлено, что скотник Филиппов Н.А. отсутствует на рабочем месте, тогда как должен был принять смену от других работников. По данному факту Шаминой Л.Н. составлена докладная записка на имя руководства хозяйства.
Распоряжением от <> заведующей МТФ Шаминой Л.Н. поручено организовать процедуру актирования факта отсутствия Филиппова Н.А. на рабочем месте.
Согласно докладной записке, составленной Шаминой Л.Н. <> получить объяснение от Филиппова Н.А. по поводу причин его отсутствия на работе в период с <> не представилось возможным.
На основании п. 2 приказа (распоряжения) <> от <> Филиппов Н.А. уволен за прогулы.Заработная плата за июнь, а также трудовая книжка выданы истцу <>
При этом, как установлено судом, проверка причин отсутствия истца на рабочем месте, фактически не проводилась. Доводы истца о том, что по обоюдной договоренности и с согласия непосредственного руководителя- заведующей МТФ, его рабочую смену в период с <> включительно, отработал его отец Филиппов А.А., ничем не опровергнуты. Доказательств обратного, ответчик в силу ст. 56 ГПК РФ, суду не представил.
Кроме того, в нарушение требований ст. 193 ТК РФ от работника не истребовано объяснение по факту отсутствия его на рабочем месте. Из содержания акта от <> следует, что получить у Филиппова Н.А. объяснение в связи с его отсутствием на рабочем месте с <> по <> не представилось возможным, так как из дома никто не выходит, а на телефонные звонки истец не отвечает.
Между тем, данный акт не доказывает тот обстоятельство, что истцу предлагалось дать такое объяснение, и данное предложением им проигнорировано.
Копия распоряжения об увольнении истцу также не направлялась, в связи с чем ему до <> не было известно о расторжении с ним трудового договора.
Допущенные работодателем нарушения порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, по мнению суда, являются существенными, и являются основанием для признания увольнения незаконным.
В этой связи истец подлежит восстановлению на работе в качестве <> СХА (колхоза) «Заветы Ильича» с <>.
В соответствии со ст. 394 ТК РФ, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Период вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением Филиппова Н.А. составляет с <> июня по <>.
Определяя размер заработка за время вынужденного прогула, подлежащего взысканию в пользу истца, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 20-24 Трудового соглашения, истцу, как и другим членам бригады, установлена заработная плата, состоящая из тарифной ставки-36,23 руб., 30%- доплата за престижность, 40% доплата за работу на отгонных выпасах, 50%- премиальное вознаграждение в случае добросовестного отношения к работе, а также доплата за выполнение функций сторожа на отгонных выпасах. Доплата за сторожа составляет 10,35 руб. в день (расчет приведен в ведомости начисления заработной платы). Полностью отработанное рабочее время согласно табелю учета рабочего времени составляет 30 дней.
Таким образом, по условиям трудового соглашения Филиппову Н.А. за полностью отработанное рабочее время, подлежала начислению заработная плата следующим образом 30х13,35=310,5 руб. (доплата за сторожа); 30х36,23=1086,90 руб.; (310,50+1086,90)х1,7% (доплата за престижность и работу на выпасах)х1,6 (районный коэффициент и северная надбавка)=3081 руб.
Распоряжением <> от <> Филиппов Н.А. лишен премиального вознаграждения за <> г. на 100%, соответственно при расчете заработной платы за июнь коэффициент 1,5 не применен.
В связи с тем, что в табеле учета рабочего времени за июнь, истцу проставлено 12 рабочих дней, а оставшиеся 23 указаны как прогулы, то ему начислена заработная плата в размере <> руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника)- это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты ( доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316, 317 ТК РФ размер районных коэффициентов и порядок его применения для расчета заработной платы работников, организаций расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентная надбавка за стаж работы в данных местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах восточной Сибири, Дальнего Востока»», на территории южных районах Красноярского края, к которым отнесен и Каратузский район, применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Согласно постановлению администрации Красноярского края от 13.11.1992 г. № 393-п, с 01 ноября 1992 г. районный коэффициент к заработной плате 1,30 введен на территории Каратузского района.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, заработная плата истца не должна быть менее размера исчисленного как МРОТ х 1,3х1,3. Поскольку с 01.01.2014г. МРОТ составляет 5554 руб. (ФЗ № 82 ФЗ от 19.06.2000), то заработная плата Филиппова Н.А. за полностью отработанный месяц не должна быть менее чем 8886,4 руб. ( 5554х1,6).
Поскольку оплата труда, установленная в СХА (колхозе) «Заветы Ильича» ниже чем минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ, то при расчете среднего заработка суд полагает необходимым исходить из заработной платы равной 8886,4 руб. Соответственно средний дневной заработок будет составлять 8886,4:30=296 руб. 21 коп., поскольку в СХА (колхозе) «Заветы Ильича» установлена норма рабочих дней для <>, осуществляющего выпас скота на отгонных выпасах 30 дней в месяц. Исходя из данного количества дней производится начисление заработной платы.
Период вынужденного прогула составляет 104 дня (с <> <> по <> включительно). Заработная плата за время вынужденного прогула исчисляется как 104х296,21=30805 руб. 84 коп.
Указанную сумму суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в качестве заработной платы за время вынужденного прогула.
Также суд находит обоснованным требование прокурора о взыскании с СХА (колхоза) «Заветы Ильича» в пользу Филиппова Н.А. сумму недоначисленной заработной платы за <> г., поскольку установлено, что заработная плата начислена в размере, меньшем установленного МРОТ.
Так за 12 отработанных дней в июне Филиппову Н.А. начислена заработная плата в размере <> руб., тогда как надлежало начислить 296,21х12=3554 руб. 52 коп.. Размер недоначисленной заработной платы составляет <> руб. 52 коп.
Кроме того, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о компенсации морального вреда, причиненного истцу незаконным увольнением.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ и ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения с нарушением установленного порядка суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Учитывая характер допущенного работодателем нарушения трудовых прав истца, степень причиненных нравственных переживаний, а также принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд находит заявленную компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. обоснованной и отвечающей указанным требованиям.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, с ответчика, в силу ст. 98 ГПК РФ, подлежат взысканию и судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, от уплаты которой прокурора, а также истец освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Каратузского района удовлетворить.
Восстановить Филиппова Н. А. на работе в качестве <> СХА (колхоза) «Заветы Ильича» с <>.
Взыскать с СХА (колхоза) «Заветы Ильича» в пользу Филиппова Н. А. заработную плату за время вынужденного прогула с <> по <> в размере 30805 руб. 84 коп., а также недоначисленную заработную плату за <> года в размере 2034 руб. 52 коп. и денежную компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., а всего 35840 (тридцать пять тысяч восемьсот сорок) рублей 36 копеек.
Взыскать с СХА (колхоза) «Заветы Ильича» государственную пошлину в доход бюджета Каратузского района в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий