Дело №2а-2723/2019
УИД 73RS0013-01-2019-004005-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20.12.2019 г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Ванюковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области к Рассказову Е. П. о взыскании страховых взносов, налога на доходы физических лиц, пени за несвоевременную уплату страховых взносов и налогов,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области обратилось в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что Рассказов Е.П состоит на налоговом учете, в связи с чем обязана оплачивать законно установленные налоги. Поскольку административный ответчик был зарегистрирован с 2009 по 12.07.2017 в качестве индивидуального предпринимателя, он в соответствии со ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов. Вместе с тем, за административным ответчиком числится задолженность по оплате обязательных платежей. Так, в соответствии с поданной им уточненной налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017, он должен уплатить в бюджет налог в размере 54975 руб., однако указанная сумма не оплачена, в связи с чем начислены пени в размере 704,14 руб. за период с 17.07.2018 по 07.09.2018. Кроме того, при рассмотрении Арбитражным судом Ульяновской области дела о признании Рассказова Е.П. банкротом, в реестр долгов были включены налог на добавленную стоимость, пени по нему в размере 16797,78 руб. Остаток пени за период с 24.08.2017 по 07.09.2018 составил 10645,86 руб. Также в реестровую задолженность включены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование до 2017, а также часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2017. В связи с несвоевременной уплатой административным ответчиком указанных платежей, на них начислены пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 2017, на страховую часть, начисленные за период с 23.10.2017 по 06.09.2018 в сумме 8485,81 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 2017 в размере 1972,4 руб. за период с 23.10.2017 по 06.09.2018; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере до 2017 на страховую часть, начисленные за период с 12.11.2017 по 06.09.2018 в размере 9671,62 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с 2017, на страховую часть, начисленные за период с 09.09.2017 по 07.09.2018 в размере 128,25 руб. Просил взыскать с административного ответчика указанные суммы недоимки.
Судом для участия по делу в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное), конкурсный управляющий Радаев А.М.
В судебном заседании представитель административного истца Душкина Л.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в административном иске, просила об удовлетворении иска в полном объеме.
Административный ответчик Рассказов Е.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд, ходатайств об отложении рассмотрения дела и возражений по иску не представил.
Представитель заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Конкурсный управляющий Радаев А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, направил отзыв на административный иск, в котором указал, что Рассказов Е.П. признан банкротом, в связи с чем с него могут взысканы только текущие платежи, тогда как требуемые административным ответчиком суммы таковыми не являются.
Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.2 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно ч.1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере; страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта приобретения статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента его прекращения.
Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (т.1 л.д.105-108) следует, что Рассказов Е.П. с 2009 года по 12.07.2017 состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем обязан уплачивать установленные Налоговым кодексом Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Вместе с тем, как следует из иска, указанные взносы им своевременно не уплачивались.
Из копии решения Арбитражного суда Ульяновской области (т.1 л.д.118-122) следует, что Рассказов Е.П. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина сроком на 6 месяцев.
Решение постановлено 13.09.2017, мотивированное решение вынесено 20.09.2019, определение о принятии заявления о банкротстве вынесено 25.07.2019.
В соответствии со ст.213.25 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты признания гражданина банкротом, в том числе, прекращается начисление неустоек (штрафов пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших до трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.432 ч.5 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Таким образом, учитывая вышеизложенные законодательные нормы, а также установленные по делу обстоятельства, Рассказов Е.П., прекратив деятельность индивидуального предпринимателя 12.07.2017, был обязан оплатить страховые взносы до 27.07.2017, включительно, однако 25.07.2017 Арбитражным судом было принят к производству его заявление о признании несостоятельным (банкротом). Учитывая изложенное, страховые взносы, подлежащие оплате за 2017, являлись текущими платежами.
Кроме того, текущим платежом в соответствии с вышеуказанными законодательными нормами, является налог на доходы физического лица за 2017, поскольку срок его уплаты наступил 16.07.2018, т.е. после принятия Арбитражным судом заявления о признании несостоятельным (банкротом).
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании пп. 10 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся также иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1), от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 2).
На основании ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации к категории налогоплательщиков в частности отнесены физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.
На основании п. 3 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Правила п. 4 ч. 2 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают, что общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, по данным налоговой декларации за 2017 с учетом уточненной декларации, поданных Рассказовым Е.П., общая сумма налога, исчисленная налогоплательщиком и подлежащая уплате в бюджет, составила 90530 руб., при этом сумма налога по первоначальной декларации составила 35555 руб., по уточненной декларации – 54975 руб.
Обращаясь в суд с требованиями о взыскании указанного налога, административный ответчик ограничил его суммой, исчисленной по уточненной декларации – 54975 руб., ссылаясь на то, что Рассказовым Е.П. обязанность по оплате налога не исполнена.
Вместе с тем, судом при исследовании материалов дела установлено, что административным истцом в порядке приказного производства дважды взыскан с Рассказова Е.П. налог на доходы физического лица за 2017: судебным приказом, вынесенным мировым судьей судебного участка №5 Димитровградского судебного района, 18.09.2018 по делу №2а-1605 в размере 35555 руб. (т.2 л.д.4); судебным приказом, вынесенным мировым судьей судебного участка №5 Димитровградского судебного района, 26.08.2019 по делу №2а-1299 в размере 35555 руб. (т.2 л.д.16).
На день рассмотрения настоящего административного дела указанные судебные приказы не отменены и обращены к принудительному исполнению.
В соответствии со ст.16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным истцом предприняты меры для взыскания в судебном порядке с Рассказова Е.П. налога на доходы физических лиц за 2017 в общей сумме 71110 руб. (35555+35555). Не довзысканная сумма налога составляет 19420 руб. (90530-71110).
Поскольку административным ответчиком указанная сумма налога в установленный законом срок – 15.07.2018 не уплачена, доказательств обратному в суд не представлено, с Рассказова Е.П. подлежит взысканию налог в размере 19420 руб.
В удовлетворении остальной части административного иска о взыскании налога на доходы физических лиц за 2017 надлежит отказать по вышеизложенным основаниям.
В соответствии с п.3 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно п.5 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку Рассказовым Е.П. в установленный законом срок налог на доходы физических лиц за 2017 не оплачены, налоговым органом на сумму долга 54975 руб. рассчитаны пени за период с 17.07.2018 по 07.09.2018 в размере 704,14 руб.
Суд, проверив расчет пеней, находит его правильным, однако при вынесении решения учитывает, что судебным приказом от 18.09.2018 с Рассказова Е.П. взысканы пени в связи с несвоевременной оплатой указанного налога в размере 86 руб. (т.2 л.д.4), и полагает возможным взыскать пени за вычетом указанных сумм, при этом сумма взыскания составит 618,14 руб. (704,14-86) за период с 17.07.2018 по 07.09.2018.
В удовлетворении иска в части взыскания указанных пеней в большем размере надлежит отказать по вышеизложенным основаниям.
С учетом положений ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения с указанными выше требованиями о взыскании налога на доходы физических лиц за 2017 и пени на него не пропущены, поскольку обязанность по уплате налога возникла 15.07.2018, требование о его уплате выставлено налогоплательщику 07.09.2018 со сроком исполнения 27.09.2018, судебный приказ о взыскании указанных сумм вынесен 21.01.2019, отменен 06.06.2019, иск в суд предъявлен 15.11.2019, то есть с соблюдением установленных законом сроков.
В соответствии со ст.143 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Из представленного суду решения заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 от 23.06.2017 (т.1 л.д.24-55) следует, что в период с 19.12.2016 по 14.04.2017 в отношении индивидуального предпринимателя Рассказова Е.П. проведена выездная налоговая проверка, в том числе, правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, по результатам которой составлен акт налоговой проверки и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением индивидуальному предпринимателю Рассказову Е.П., в том числе, начислен налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, в размере 281631,37 руб., а также начислены пени в порядке ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 62499,99 руб.
Согласно представленному административным истцом расчету пени по налогу на добавленную стоимость за 2016 за период с 24.08.2017 по 07.09.2018 составили 27433,64 руб.
Из пояснений представителя административного истца, а также административного иска следует, что указанная сумма налога на добавленную стоимость за 2016, а также пени в размере 16797,78 руб. за период с 24.08.2017 по 07.09.2018 включены в реестровую задолженность Рассказова Е.П. при рассмотрении Арбитражным судом дела о его несостоятельности (банкротстве).
Учитывая вышеизложенные законодательные нормы о возможности взыскания с административного ответчика текущих платежей, к указанным платежам суд относит пени за период с 24.08.2017 по 12.09.2017, включительно, размер которых составит 16,9 руб., исходя из следующего расчета - 281631,37 руб. х 0,0003% х 20, где 281631,37 – сумма задолженности, 0,0003% - 1/300 ставка пени, 20 – количество дней просрочки.
Однако, как указано выше, сумма пеней в размере 16797,78 руб. за период с 24.08.2017 по 07.09.2018 включены в реестровую задолженность Рассказова Е.П., что исключает возможность взыскания рассчитанной судом задолженности в размере 16,9 руб., в удовлетворении указанной части иска надлежит отказать. Взыскание же пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за период с 13.09.2017 по 07.09.2018 будет противоречить требованиям ст.213.25 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которой с даты признания гражданина банкротом, в том числе, прекращается начисление неустоек (штрафов пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей. В удовлетворении указанной части иска также надлежит отказать.
По указанным выше основаниям не подлежат взысканию и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 2017, на страховую часть, начисленные за период с 23.10.2017 по 06.09.2018 в сумме 8485,81 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 2017 в размере 1972,4 руб. за период с 23.10.2017 по 06.09.2018; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере до 2017 на страховую часть, начисленные за период с 12.11.2017 по 06.09.2018 в размере 9671,62 руб.
Разрешая исковые требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с 2017 на страховую часть, начисленных за период с 09.09.2017 по 07.09.2018 в сумме 128,25 руб., суд исходит из следующего.
Из пояснений представителя административного истца и административного иска следует, что общая сумма указанного страхового взноса за 2017 составила 13683,66 руб., из которых 12454,84 руб. включены в реестровую задолженность. Расчет пени произведен на остаток суммы страховых взносов 1228,82 руб.
Вместе с тем, суду стороной административного истца не представлено доказательств тому, что указанная сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с 2017 была взыскана с Рассказова Е.П. как в приказном производстве, так и в исковом.
Срок уплаты указанных взносов наступил 27.07.2017, и с учетом положений ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации ко дню рассмотрения настоящего административного дела сроки предъявления требования о взыскании указанного страхового взноса истекли, что исключает возможность взыскания пени.
При этом суд учитывает и то обстоятельство, что судебным приказом от 18.09.2018 (т.2 л.д.4) пени за период с 28.07.2017 по 12.09.2017 в размере 175,62 руб. уже взысканы.
На основании вышеизложенного в удовлетворении указанной части административного иска также надлежит отказать.
Учитывая, что при подаче административного иска административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 801 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области удовлетворить частично.
Взыскать с Рассказова Е. П., ИНН 730201051532,
налог на доходы физического лица за 2017 в сумме 19420 (девятнадцать тысяч четыреста двадцать) руб., пени за несвоевременную уплату налога на доходы физического лица за 2017 за период с 17.07.2018 по 07.09.2018 в размере 618,14 руб. (шестьсот восемнадцать рублей четырнадцать копеек) с перечислением сумм по следующим реквизитам ОКТМО 73705000, счет 40101810100000010003, ИНН 7329000014, КПП 732901001, получатель УФК РФ по Ульяновской области (Межрайонная ИФНС России №7 по Ульяновской области) в ГРКЦ ГУ банка России по Ульяновской области, БИК 047308001, КБК 18210102020011000110 – НДФЛ, КБК 18210102020012100110 – пени.
В удовлетворении остальной части административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области к Рассказову Е. П. о взыскании страховых взносов, налога на доходы физических лиц, пени за несвоевременную уплату страховых взносов и налогов отказать.
Взыскать с Рассказова Е. П. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 801 (восьмисот одного) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 27.12.2019.
Председательствующий судья О.П. Кочергаева