Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 04 декабря 2020 года
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Мамышевой А.З.,
с участием представителя административного истца Лахай А.Б.,
административного ответчика Кондратовой В.М.,
представителя заинтересованного лица Анисимовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2467/2020 по административному иску Гуськова С. В. к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> Кондратовой В. М., УФССП России по <адрес> о признании незаконным постановления,
у с т а н о в и л:
Административный истец Гуськов С.В. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> Кондратовой В.М. о признании незаконным постановление.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> определена задолженность Гуськова С.В. по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка за период с <дата> по <дата> в размере 346 170 рублей 66 коп., из которых 32625 рублей за 2017 год и 8816, 16 рублей за 2018 год от дохода в ООО «Комсервис», 304729, 50 рублей за период с января 2017 года по май 2019 года от заработка в ООО «Сигма». С указанными действиями истец не согласен, поскольку они основаны на недостоверных сведениях и нарушают его права, возлагая излишнюю обязанность по оплате алиментов. Истец в ООО «Сигма» доход не получал. В постановлении от <дата> ответчиком не указаны основания, по которым произведен расчет задолженности, что не соответствует требованиям закона, постановление нарушает права должника на правильное и своевременное исполнение судебного акта.
Административный истец с учетом уточнений просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> Кондратовой В.М. от <дата> о расчете задолженности Гуськову С.В. по алиментам за период с <дата> по <дата> на содержание несовершеннолетнего ребенка (детей) по состоянию на <дата> в размере 304729 рублей 50 коп.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по <адрес>.
В судебное заседание административный истец, извещенный о рассмотрении дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
Представитель административного истца Лахай А.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Административный ответчик Кондратова В.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, полагая оспариваемое постановление законное и обоснованное.
Административный ответчик УФССП России по <адрес>, заинтересованное лицо Сидорова Ю.И. о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель заинтересованного лица Сидоровой Ю.И. – Анисимова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку действия судебного пристава-исполнителя являются законными.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что постановления судебного пристава - исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ст. 121 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Закон № 229-ФЗ) постановления судебного пристава - исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Исходя из положений ст. 4 Закона № 229-ФЗ, ст. 12, ст. 13 Федерального закона от <дата> № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно статье 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно (пункт 1).
В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункт 2).
Положениями ч.1 и 2 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа. В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного п. 2 ст. 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
Как следует из положений ч. 4 ст.113 Семейного кодекса Российской Федерации и ч.3 ст.102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
Моментом определения задолженности является дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам.
При несогласии с определением задолженности по алиментам судебного пристава-исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном законодательством.
В силу положений пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. По смыслу приведенного правового регулирования судебный пристав-исполнитель определяет размер задолженности по алиментам исходя из документально подтвержденных доходов должника, которые задекларированы в налоговом органе в установленном законом порядке и с которых удержаны (уплачены) соответствующие налоги.
При отсутствии сведений о таких доходах судебный пристав-исполнитель производит расчет задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В разделе V Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России <дата> №) разъяснен порядок расчета задолженности по алиментам, согласно которому расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со ст. 14 Закона № 229-ФЗ. В рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу - исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением. При несогласии с размером задолженности по алиментам, определенным судебным приставом-исполнителем, любая из сторон, интересы которой нарушены, может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством. При этом, в соответствии с ч. 4 ст. 102 Закона №229-ФЗ сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.
В соответствии с ч. 2 ст.14 Закона № 229-ФЗ постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении судебного пристава-исполнителя в ОСП <адрес> Кондратовой В.М. имеется исполнительное производство от <дата> №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа № от <дата>, по предмету исполнения – алименты на содержание детей в размере 1/4 части всех видов заработка в отношении должника Гуськова С.В. в пользу взыскателя Сидоровой Ю.И.
Постановлением ответчика от <дата> с учетом изменений должнику Гуськову С.В. определена задолженность по алиментам за период с <дата> по <дата> на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на <дата> в размере 304729 рублей 50 коп. в ООО «Сигма».
Незаконность данного постановления административный истец усматривает в недостоверных сведениях о доходах, поскольку в ООО «Сигма» заработок не получал, и в отсутствии оснований произведенного расчета.
Настоящее административное исковое заявление об оспаривании постановления от <дата> направлено в суд <дата>, т.е. в установленный законом срок для обращения в суд с заявленным требованием.
Довод административного истца о том, что данное постановление от <дата> незаконно, нарушает права и интересы административного истца, суд считает необоснованным, поскольку в оспариваемом документе имеется указание на период и в связи с чем произведен расчет задолженности должника по алиментам, как директора ООО «Сигма», в долевом порядке от размера средней заработной платы в Российской Федерации, то есть в связи с отсутствием документов о доходах истца по данному месту работы за определенный период. При этом, в постановлении приведены федеральные законы.
В оспариваемом постановлении указаны все данные, предусмотренные ч.2 ст.14 Закона № 229-ФЗ, прав и законных интересов административного истца не нарушает, постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в рамках, возложенных на него полномочий, исходя из представленных документов, в пределах его компетенции и соответствует требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Судом не принимаются во внимание представленные истцом сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица на <дата>, из которых следует об отсутствии сумм выплат и начисленных необходимых взносов в ООО «Сигма» в 2017 и 2018 году, поскольку данные ведения не предъявлялись ответчику, не отражают действительность на день вынесения оспариваемого постановления. Так, организация не была лишена возможности отчитаться о начисленных доходах и произведённых отчислениях в 2020 году. Согласно ответам кредитных организаций, у ООО «Сигма» имеются расчетные счета, по которым производилось движение денежных средств, то есть деятельность организация осуществляла. Основания не начисления, не выплаты директору заработной платы суду не представлены.
Кроме того, исходя из имеющихся в материалах дела расчетных листков и платежных поручений, на содержание ребенка в период с <дата> по <дата> истцом перечислялись денежные средства из заработка в размере не более 3000 рублей при величине прожиточного минимума для детей в <адрес>, превышающей 9000 рублей.
В статье 1 Федерального закона от <дата> № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» указано, что прожиточный минимум включает в себя стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (абзац 3). При этом потребительская корзина - это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (абзац 2).
Таким образом, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам от <дата> №-КА19-13, уплата алиментов в размере, значительно меньшем величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации, может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении родителем конституционной обязанности заботиться о своем ребенке, закрепленной в части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, исходя из имеющихся в материалах исполнительного производства сведений о доходах должника, судом не усматривается оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.
Вместе с тем, истец нем лишен права предоставить ответчику достоверные сведения о наличии/отсутствии дохода в период трудоустройства в ООО «Сигма» для оценки и возможного перерасчета задолженности по алиментам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Гуськова С. В. к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> Кондратовой В. М., УФССП России по <адрес> о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам от <дата> по исполнительному производству №-ИП оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено <дата>.
Судья: И.А. Щетинкина