Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1395/2020 ~ М-1017/2020 от 26.03.2020

Дело № 2 -1395/20


Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Васиной В.Е.,

при секретаре Капановой Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сурковой Марины Николаевны к Отделению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

В производстве суда имеется гражданское дело по иску Сурковой Марины Николаевны к Отделению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о признании действий, изложенных в ответе от 15.08.2019 № С-2957-04/2777 на С-35565-19/36472 от 25.07.2019, незаконными, обязании исполнить требования федерального закона прожиточного минимума неработающего пенсионера, установлении контроля подотчетности территориального органа за соблюдением федерального закона, запрещении применять неконституционные положения Постановления Конституционного Суда РФ от 19.11.2012 № 27-П, по тем основаниям, что истец не согласна с расчетами пенсии и доплаты к пенсии.

В судебном заседании истец Суркова М.Н. требования поддержала.

Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ по Воронежской области по доверенности Хованская Н.Н. считала иск не подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, в ответ на обращение Сурковой М.Н. по вопросу правильности начисления пенсии, Отделением Пенсионного фонда РФ по Воронежской области был дан ответ 15.08.2019 № С-2957-04/2777 на С-35565-19/36472 от 25.07.2019.

Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Постановлением Минтруда РФ N 17, Пенсионного фонда РФ N 19пб от 27 февраля 2002 года утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которыми решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении о переводе с одной пенсии на другую принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 01.01.2015 г. вступил в силу ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», который регламентирует вопросы назначения страховой пенсии в заявленный истцом период.

Как установлено судом, решением ГУ УПФ Российской Федерации по <адрес> от 09.12.2015 Сурковой М.Н. была назначена страховая пенсия по старости с 31.12.2015, получателем которой она является до настоящего времени. При этом досрочная страховая пенсия по старости истцу не назначалась и не выплачивалась.

Размер страховой пенсии для каждого пенсионера определяется индивидуально, в зависимости от продолжительности общего трудового стажа и величины среднемесячного заработка пенсионера, имевших место до 01.01.2002, а также от суммы страховых взносов, начисленных (уплаченных) работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после 1 января 2002 года. Размер пенсии не подлежит произвольному увеличению по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, независимо от материального положения пенсионера.

При определении размера пенсии учтены: общий трудовой стаж - 13 лет 04 месяца 12 дней (до 01.01.2002); среднемесячный заработок 166 руб. 36 коп. в период с 01.08.1982 по 31.08.1988, который при отношении к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период даёт величину 0.810 (максимально допустимое отношение – 1,2); нестраховой период ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до полутора лет общей продолжительностью 12 дней - 0,06 балла.

Страховые взносы в ПФР после 01.01.2002 отсутствует, т.к. дата увольнения с последнего места работы - 03.06.1997.

Страховой стаж (на дату назначения пенсии) - 14 лет 04 месяца 22 дня, в который зачтены следующие периоды работы: с 14.02.1978 по 01.07.1979, с 14.08.1979 по 11.11.1979, с 30.11.1979 по 23.06.1982, с 06.97.1982 по 23.09.1990, с 19.05.1997 по 03.06.1997, периоды получения пособия по безработице: с 04.11.1997 по 24.08.1998, с 25.09.1998 по 04.11.1998, с 24.07.2006 по 23.01.2007, с 10.01.2008 по 09.07.2008 и нестраховой период ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до полутора лет общей продолжительностью 12 дней (с 24.06.1982 по 05.07.1982).

В страховой и общий трудовой стаж включены все периоды работы и получения пособия по безработице, подтвержденные документами пенсионного дела.

Размер пенсии определен в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с применением статей 14, 29.1, 30-30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При определении размера пенсии расчетный размер трудовой пенсии определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 (как наиболее выгодный, при этом период учебы не учитывается) следующим образом: РП = 0,55 * 0,810 * 1671 =744 руб. 43 коп., где: РП - расчетный размер пенсии; 0,55 - стажевый коэффициент; 0,810 - отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране за период; 1671 - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий. ПК (расчетный пенсионный капитал)= (744.43 - 450) * 228мес. (ожидаемый период выплаты) = 67130 руб. 04 коп.

В связи с тем, что по состоянию на 01.01.2002 Суркова М.Н. не имеет полного общего трудового стажа, то величина расчетного пенсионного капитала определяется пропорционально имеющемуся стажу и составляет: 44865 руб. 24 коп. = 67130,04 * 0,66833333 (пропорция неполного стажа, т.е. фактический стаж 13 лет 04мес. 12дней / требуемый 20 лет трудового стажа).

Расчетный пенсионного капитала на 31.12.2014 при применении коэффициентов индексации равен 251910 руб. 11 коп. (44865,24 * 5,614816559).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 сумма валоризации (СВ) составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30, и, сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Следовательно, СВ = 251910,11 * 0,22 (10% + 12 % - за общий трудовой стаж 12 лет 4 месяца 28 дней до 1991 года) = 55420 руб. 22 коп.

Пенсионный капитал после 01.01.2002 у истца равен нулю, т.к. страховые взносы за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 отсутствуют.

Таким образом, сумма расчетного пенсионного капитала (ПК) равна 307330 руб. 33 коп. (251910,11 + 55420,22).

Размер страховой части пенсии на 31.12.2014 составил – 1347 руб. 94 коп. (307330 руб. 33 коп./ 228 мес.).

Учитывая, что величина ИПК за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется путем деления размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015, ИПК истца составил 21,029 баллов (1347 руб. 94 коп. / 64 руб. 10 коп.).

В соответствии с частью 12 статьи 15 Закона от 28.12.2013 в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет коэффициент за полный календарный год ухода составляет 1,8. Соответственно сумма ИПК за «нестраховой» период ухода за ребенком составляет 0,060 балла (1,8/360 дн.=0,005*12 дней).

Общая сумма ИПК до 2015 года составила 21,089 (21,029 + 0,060).

Таким образом, размер страховой пенсии с 31.12.2015 составил 1505 руб. 96 коп. (21,089 х 71 руб. 41 коп. - стоимость одного ИПК с 01.02.2015 (постановление Правительства РФ от 23.01.2015 № 39).

Общий размер пенсии с 31.12.2015 составил 5889 руб. 55 коп. (страховая пенсия (СП) – 1505 руб. 96 коп., фиксированная выплата к страховой пенсии (ФВ) – 4383 руб. 59коп).

С учетом последующих индексаций (увеличений), размер пенсии составил:

с 01.02.2016 – 6125 руб. 21 коп. (ФВ – 4558 руб. 93коп. (п.1 ст.6 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ), СП – 1566 руб. 28 коп. (21,089 х 74 руб. 27 коп. (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ))

с 01.02.2017 - 6455 руб. 96 коп. (ФВ 4805 руб. 11 коп. (постановление Правительства РФ от 19.01.2017 № 36), СП – 1650 руб. 85 коп. (21.089 х 78 руб. 28 коп. (постановление Правительства РФ от 19.01.2017 № 35));

с 01.04.2017 – 6462 руб. 28 коп. (ФВ 4805 руб. 11 коп., СП - 1657руб. 17коп. (21,089 х 78 руб. 58 коп. (ст. 5 Федерального закона от 28.12.2017 № 420-ФЗ));

с 01.01.2018 - 6701руб.44коп. (ФВ – 4982 руб. 90коп. (ст. 3-4 Федерального закона от 28.12.2017 № 420-ФЗ), СП – 1718 руб. 54 коп. (21,089 х 81 руб. 49 коп. (ст. 5 Федерального закона от 28.12.2017 № 420-ФЗ));

с 01.01.2019 – 7173 руб. 99 коп. (ФВ – 5334 руб. 19 коп. (п. 8 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ), СП – 1839 руб. 80 коп. (21,089 х 87 руб. 24 коп. (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)).

Если оценку пенсионных прав (по состоянию на 01.01.2002) произвести с применением п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (учитывая п. 2 Разъяснения Минтруда и социального развития РФ от 17.10.2003 № 4, утвержденного постановлением Минтруда и социального развития РФ от 17.10.2003 № 70), при котором в общий трудовой стаж включаются периоды учебы (с 02.08.1976 по 02.02.1978), то размер пенсии на составил бы 6760 руб. 21 коп., что менее получаемого истцом размера пенсии.

В мотивировочной части решения Центрального районного суда города Воронежа от 21.12.2017 и в мотивировочной части апелляционного определения Воронежского областного суда от 08.02.2018 выражено согласие названных инстанций о правомерности расчета размера пенсии истца.

Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты (ФСД) к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи" на соответствующий финансовый год, устанавливается ежегодно законом субъекта Российской Федерации.

Так, в Воронежской области в целях установления ФСД к пенсии была установлена величина прожиточного минимума пенсионера:

- на 2015 год - 6865руб. (Закон Воронежской области от 27.10.2014 № 129-03),

- на 2016 год - 8680руб. (Закон Воронежской области от 03.11.2015 № 131-03),

- на 2017 год - 8390руб. (Закон Воронежской области от 24.10.2016 № 116-03),

- на 2018 год - 8620руб. (Закон Воронежской области от 31.10.2017 № 152-03),

- на 2019 год - 8750руб. (Закон Воронежской области от 29.10.2018 № 138-03).

При пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материальною обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года (ч.8 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Учитывая, что общая сумма материального обеспечения истца не достигает прожиточного минимума пенсионера, с 01.01.2016 к пенсии установлена и выплачивается ФСД. Общая сумма выплат (пенсия, ФСД) правомерно произведена в следующем порядке: с 01.01.2016 по 31.12.2018 – 8680 руб., с 01.01.2019 – 8750 руб. (пенсия – 7173 руб. 99коп., ФСД – 1576 руб. 01 коп.).

Так, в декабре 2018 года общая сумма материального обеспечения (пенсия) составляла 6701 руб. 44 коп., соответственно, ФСД к пенсии – 1978 руб. 56 коп.; общая сумма выплат (пенсии и ФСД) – 8680 руб.

С 01.01.2019 по 30.04.2019 общая сумма производимых выплат – 8750 руб. (пенсия – 7173 руб. 99 коп., ФСД – 1576 руб. 01 коп.).

1 апреля 2019 года принят Федеральный закон от № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которому размер социальной доплаты "не подлежит пересмотру в связи с индексацией" пенсии.

В результате пересмотра по Федеральному закону № 49-ФЗ размер федеральной социальной доплаты к пенсии истца с 01.01.2019 составляет 2048 руб. 56 коп. (8750 руб. – 6701 руб. 44 коп. (декабрьский размер пенсии)), соответственно общая сумма выплат – 9222 руб. 55коп. (7173 руб. 99коп. (пенсия с 01.01.2019) + 2048 руб. 56 коп. (ФСД)).

В мае 2019 года общая сумма выплат составила 11112 руб. 75 коп. (9222 руб. 55 коп. (пенсия и ФСД за май) + 1890 руб. 20коп. (доплата ФСД с января по апрель (9222 руб. 55коп. – 8750 руб.) * 4 месяца).

Таким образом, размеры пенсии и ФСД установлены в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства.

Положения постановления Конституционного Суда РФ от 19.11.2012 № 27-П не могут быть учтены при осуществлении пенсионного обеспечения истца, так как она не относится к кругу лиц, на которых распространяет свое действие указанное постановление.

Как следует из решения Центрального районного суда г. Воронежа от 21.12.2017, принимаемого судом в качестве доказательства по делу согласно ст. 61 ГПК РФ, отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области обеспечивает руководство и контроль за деятельностью управлений и отделов ПФ, организацию работы по назначению (перерасчету) и доставке государственных пенсий, выплате государственных пенсий, ведение базы данных по пенсионерам, организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц, разрешение споров, в том числе, по назначению (перерасчету) и доставке государственных пенсий, выплате государственных пенсий. Управлении пенсионного фонда РФ по <адрес>, является самостоятельным юридическим лицом, входит в структуру Пенсионного фонда РФ, и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда РФ. Управление обеспечивает своевременное назначение (перерасчет) и доставку государственных пенсий, контроль за правильностью оформления документов, представляемых для назначения (перерасчета) государственных пенсий. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" утверждены Правила обращения за страховой пенсией. В соответствии с п.п. 3-4, 15 Правил обращения за пенсиями, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с вышеуказанными законами относится к компетенции территориальных органов Пенсионного фонда РФ, которым является Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>.

Ответчиком в полном мере выполнены требования закона с учетом предоставленных ему полномочий, доказательств нарушения прав истца ответчиком в суде не установлено. Доводы истца сводятся к несогласию с размером установленной пенсии и доплаты к пенсии, однако правомерность расчетов подтверждена решением Центрального районного суда города Воронежа от 21.12.2017, вступившим в законную силу 08.02.2018.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные истцом требования к Отделению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о признании действий, изложенных в ответе от 15.08.2019 № С-2957-04/2777 на С-35565-19/36472 от 25.07.2019, незаконными, обязании исполнить требования федерального закона прожиточного минимума неработающего пенсионера, установлении контроля подотчетности территориального органа за соблюдением федерального закона, запрещении применять неконституционные положения Постановления Конституционного Суда РФ от 19.11.2012 № 27-П, удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 67, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Сурковой Марины Николаевны к Отделению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о признании действий, изложенных в ответе от 15.08.2019 № С-2957-04/2777 на С-35565-19/36472 от 25.07.2019, незаконными, обязании исполнить требования федерального закона прожиточного минимума неработающего пенсионера, установлении контроля подотчетности территориального органа за соблюдением федерального закона, запрещении применять неконституционные положения Постановления Конституционного Суда РФ от 19.11.2012 № 27-П, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Васина В.Е.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 06.07.2020.

Дело № 2 -1395/20


Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Васиной В.Е.,

при секретаре Капановой Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сурковой Марины Николаевны к Отделению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

В производстве суда имеется гражданское дело по иску Сурковой Марины Николаевны к Отделению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о признании действий, изложенных в ответе от 15.08.2019 № С-2957-04/2777 на С-35565-19/36472 от 25.07.2019, незаконными, обязании исполнить требования федерального закона прожиточного минимума неработающего пенсионера, установлении контроля подотчетности территориального органа за соблюдением федерального закона, запрещении применять неконституционные положения Постановления Конституционного Суда РФ от 19.11.2012 № 27-П, по тем основаниям, что истец не согласна с расчетами пенсии и доплаты к пенсии.

В судебном заседании истец Суркова М.Н. требования поддержала.

Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ по Воронежской области по доверенности Хованская Н.Н. считала иск не подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, в ответ на обращение Сурковой М.Н. по вопросу правильности начисления пенсии, Отделением Пенсионного фонда РФ по Воронежской области был дан ответ 15.08.2019 № С-2957-04/2777 на С-35565-19/36472 от 25.07.2019.

Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Постановлением Минтруда РФ N 17, Пенсионного фонда РФ N 19пб от 27 февраля 2002 года утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которыми решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении о переводе с одной пенсии на другую принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 01.01.2015 г. вступил в силу ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», который регламентирует вопросы назначения страховой пенсии в заявленный истцом период.

Как установлено судом, решением ГУ УПФ Российской Федерации по <адрес> от 09.12.2015 Сурковой М.Н. была назначена страховая пенсия по старости с 31.12.2015, получателем которой она является до настоящего времени. При этом досрочная страховая пенсия по старости истцу не назначалась и не выплачивалась.

Размер страховой пенсии для каждого пенсионера определяется индивидуально, в зависимости от продолжительности общего трудового стажа и величины среднемесячного заработка пенсионера, имевших место до 01.01.2002, а также от суммы страховых взносов, начисленных (уплаченных) работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после 1 января 2002 года. Размер пенсии не подлежит произвольному увеличению по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, независимо от материального положения пенсионера.

При определении размера пенсии учтены: общий трудовой стаж - 13 лет 04 месяца 12 дней (до 01.01.2002); среднемесячный заработок 166 руб. 36 коп. в период с 01.08.1982 по 31.08.1988, который при отношении к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период даёт величину 0.810 (максимально допустимое отношение – 1,2); нестраховой период ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до полутора лет общей продолжительностью 12 дней - 0,06 балла.

Страховые взносы в ПФР после 01.01.2002 отсутствует, т.к. дата увольнения с последнего места работы - 03.06.1997.

Страховой стаж (на дату назначения пенсии) - 14 лет 04 месяца 22 дня, в который зачтены следующие периоды работы: с 14.02.1978 по 01.07.1979, с 14.08.1979 по 11.11.1979, с 30.11.1979 по 23.06.1982, с 06.97.1982 по 23.09.1990, с 19.05.1997 по 03.06.1997, периоды получения пособия по безработице: с 04.11.1997 по 24.08.1998, с 25.09.1998 по 04.11.1998, с 24.07.2006 по 23.01.2007, с 10.01.2008 по 09.07.2008 и нестраховой период ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до полутора лет общей продолжительностью 12 дней (с 24.06.1982 по 05.07.1982).

В страховой и общий трудовой стаж включены все периоды работы и получения пособия по безработице, подтвержденные документами пенсионного дела.

Размер пенсии определен в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с применением статей 14, 29.1, 30-30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При определении размера пенсии расчетный размер трудовой пенсии определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 (как наиболее выгодный, при этом период учебы не учитывается) следующим образом: РП = 0,55 * 0,810 * 1671 =744 руб. 43 коп., где: РП - расчетный размер пенсии; 0,55 - стажевый коэффициент; 0,810 - отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране за период; 1671 - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий. ПК (расчетный пенсионный капитал)= (744.43 - 450) * 228мес. (ожидаемый период выплаты) = 67130 руб. 04 коп.

В связи с тем, что по состоянию на 01.01.2002 Суркова М.Н. не имеет полного общего трудового стажа, то величина расчетного пенсионного капитала определяется пропорционально имеющемуся стажу и составляет: 44865 руб. 24 коп. = 67130,04 * 0,66833333 (пропорция неполного стажа, т.е. фактический стаж 13 лет 04мес. 12дней / требуемый 20 лет трудового стажа).

Расчетный пенсионного капитала на 31.12.2014 при применении коэффициентов индексации равен 251910 руб. 11 коп. (44865,24 * 5,614816559).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 сумма валоризации (СВ) составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30, и, сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Следовательно, СВ = 251910,11 * 0,22 (10% + 12 % - за общий трудовой стаж 12 лет 4 месяца 28 дней до 1991 года) = 55420 руб. 22 коп.

Пенсионный капитал после 01.01.2002 у истца равен нулю, т.к. страховые взносы за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 отсутствуют.

Таким образом, сумма расчетного пенсионного капитала (ПК) равна 307330 руб. 33 коп. (251910,11 + 55420,22).

Размер страховой части пенсии на 31.12.2014 составил – 1347 руб. 94 коп. (307330 руб. 33 коп./ 228 мес.).

Учитывая, что величина ИПК за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется путем деления размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015, ИПК истца составил 21,029 баллов (1347 руб. 94 коп. / 64 руб. 10 коп.).

В соответствии с частью 12 статьи 15 Закона от 28.12.2013 в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет коэффициент за полный календарный год ухода составляет 1,8. Соответственно сумма ИПК за «нестраховой» период ухода за ребенком составляет 0,060 балла (1,8/360 дн.=0,005*12 дней).

Общая сумма ИПК до 2015 года составила 21,089 (21,029 + 0,060).

Таким образом, размер страховой пенсии с 31.12.2015 составил 1505 руб. 96 коп. (21,089 х 71 руб. 41 коп. - стоимость одного ИПК с 01.02.2015 (постановление Правительства РФ от 23.01.2015 № 39).

Общий размер пенсии с 31.12.2015 составил 5889 руб. 55 коп. (страховая пенсия (СП) – 1505 руб. 96 коп., фиксированная выплата к страховой пенсии (ФВ) – 4383 руб. 59коп).

С учетом последующих индексаций (увеличений), размер пенсии составил:

с 01.02.2016 – 6125 руб. 21 коп. (ФВ – 4558 руб. 93коп. (п.1 ст.6 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ), СП – 1566 руб. 28 коп. (21,089 х 74 руб. 27 коп. (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ))

с 01.02.2017 - 6455 руб. 96 коп. (ФВ 4805 руб. 11 коп. (постановление Правительства РФ от 19.01.2017 № 36), СП – 1650 руб. 85 коп. (21.089 х 78 руб. 28 коп. (постановление Правительства РФ от 19.01.2017 № 35));

с 01.04.2017 – 6462 руб. 28 коп. (ФВ 4805 руб. 11 коп., СП - 1657руб. 17коп. (21,089 х 78 руб. 58 коп. (ст. 5 Федерального закона от 28.12.2017 № 420-ФЗ));

с 01.01.2018 - 6701руб.44коп. (ФВ – 4982 руб. 90коп. (ст. 3-4 Федерального закона от 28.12.2017 № 420-ФЗ), СП – 1718 руб. 54 коп. (21,089 х 81 руб. 49 коп. (ст. 5 Федерального закона от 28.12.2017 № 420-ФЗ));

с 01.01.2019 – 7173 руб. 99 коп. (ФВ – 5334 руб. 19 коп. (п. 8 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ), СП – 1839 руб. 80 коп. (21,089 х 87 руб. 24 коп. (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)).

Если оценку пенсионных прав (по состоянию на 01.01.2002) произвести с применением п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (учитывая п. 2 Разъяснения Минтруда и социального развития РФ от 17.10.2003 № 4, утвержденного постановлением Минтруда и социального развития РФ от 17.10.2003 № 70), при котором в общий трудовой стаж включаются периоды учебы (с 02.08.1976 по 02.02.1978), то размер пенсии на составил бы 6760 руб. 21 коп., что менее получаемого истцом размера пенсии.

В мотивировочной части решения Центрального районного суда города Воронежа от 21.12.2017 и в мотивировочной части апелляционного определения Воронежского областного суда от 08.02.2018 выражено согласие названных инстанций о правомерности расчета размера пенсии истца.

Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты (ФСД) к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи" на соответствующий финансовый год, устанавливается ежегодно законом субъекта Российской Федерации.

Так, в Воронежской области в целях установления ФСД к пенсии была установлена величина прожиточного минимума пенсионера:

- на 2015 год - 6865руб. (Закон Воронежской области от 27.10.2014 № 129-03),

- на 2016 год - 8680руб. (Закон Воронежской области от 03.11.2015 № 131-03),

- на 2017 год - 8390руб. (Закон Воронежской области от 24.10.2016 № 116-03),

- на 2018 год - 8620руб. (Закон Воронежской области от 31.10.2017 № 152-03),

- на 2019 год - 8750руб. (Закон Воронежской области от 29.10.2018 № 138-03).

При пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материальною обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года (ч.8 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Учитывая, что общая сумма материального обеспечения истца не достигает прожиточного минимума пенсионера, с 01.01.2016 к пенсии установлена и выплачивается ФСД. Общая сумма выплат (пенсия, ФСД) правомерно произведена в следующем порядке: с 01.01.2016 по 31.12.2018 – 8680 руб., с 01.01.2019 – 8750 руб. (пенсия – 7173 руб. 99коп., ФСД – 1576 руб. 01 коп.).

Так, в декабре 2018 года общая сумма материального обеспечения (пенсия) составляла 6701 руб. 44 коп., соответственно, ФСД к пенсии – 1978 руб. 56 коп.; общая сумма выплат (пенсии и ФСД) – 8680 руб.

С 01.01.2019 по 30.04.2019 общая сумма производимых выплат – 8750 руб. (пенсия – 7173 руб. 99 коп., ФСД – 1576 руб. 01 коп.).

1 апреля 2019 года принят Федеральный закон от № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которому размер социальной доплаты "не подлежит пересмотру в связи с индексацией" пенсии.

В результате пересмотра по Федеральному закону № 49-ФЗ размер федеральной социальной доплаты к пенсии истца с 01.01.2019 составляет 2048 руб. 56 коп. (8750 руб. – 6701 руб. 44 коп. (декабрьский размер пенсии)), соответственно общая сумма выплат – 9222 руб. 55коп. (7173 руб. 99коп. (пенсия с 01.01.2019) + 2048 руб. 56 коп. (ФСД)).

В мае 2019 года общая сумма выплат составила 11112 руб. 75 коп. (9222 руб. 55 коп. (пенсия и ФСД за май) + 1890 руб. 20коп. (доплата ФСД с января по апрель (9222 руб. 55коп. – 8750 руб.) * 4 месяца).

Таким образом, размеры пенсии и ФСД установлены в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства.

Положения постановления Конституционного Суда РФ от 19.11.2012 № 27-П не могут быть учтены при осуществлении пенсионного обеспечения истца, так как она не относится к кругу лиц, на которых распространяет свое действие указанное постановление.

Как следует из решения Центрального районного суда г. Воронежа от 21.12.2017, принимаемого судом в качестве доказательства по делу согласно ст. 61 ГПК РФ, отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области обеспечивает руководство и контроль за деятельностью управлений и отделов ПФ, организацию работы по назначению (перерасчету) и доставке государственных пенсий, выплате государственных пенсий, ведение базы данных по пенсионерам, организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц, разрешение споров, в том числе, по назначению (перерасчету) и доставке государственных пенсий, выплате государственных пенсий. Управлении пенсионного фонда РФ по <адрес>, является самостоятельным юридическим лицом, входит в структуру Пенсионного фонда РФ, и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда РФ. Управление обеспечивает своевременное назначение (перерасчет) и доставку государственных пенсий, контроль за правильностью оформления документов, представляемых для назначения (перерасчета) государственных пенсий. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" утверждены Правила обращения за страховой пенсией. В соответствии с п.п. 3-4, 15 Правил обращения за пенсиями, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с вышеуказанными законами относится к компетенции территориальных органов Пенсионного фонда РФ, которым является Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>.

Ответчиком в полном мере выполнены требования закона с учетом предоставленных ему полномочий, доказательств нарушения прав истца ответчиком в суде не установлено. Доводы истца сводятся к несогласию с размером установленной пенсии и доплаты к пенсии, однако правомерность расчетов подтверждена решением Центрального районного суда города Воронежа от 21.12.2017, вступившим в законную силу 08.02.2018.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные истцом требования к Отделению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о признании действий, изложенных в ответе от 15.08.2019 № С-2957-04/2777 на С-35565-19/36472 от 25.07.2019, незаконными, обязании исполнить требования федерального закона прожиточного минимума неработающего пенсионера, установлении контроля подотчетности территориального органа за соблюдением федерального закона, запрещении применять неконституционные положения Постановления Конституционного Суда РФ от 19.11.2012 № 27-П, удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 67, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Сурковой Марины Николаевны к Отделению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о признании действий, изложенных в ответе от 15.08.2019 № С-2957-04/2777 на С-35565-19/36472 от 25.07.2019, незаконными, обязании исполнить требования федерального закона прожиточного минимума неработающего пенсионера, установлении контроля подотчетности территориального органа за соблюдением федерального закона, запрещении применять неконституционные положения Постановления Конституционного Суда РФ от 19.11.2012 № 27-П, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Васина В.Е.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 06.07.2020.

1версия для печати

2-1395/2020 ~ М-1017/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Суркова Марина Николаевна
Ответчики
ГУ-ОПФ РФ по ВО
Другие
ГУ УПФ РФ по Верхнехавскому району Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Васина Валерия Евгеньевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.04.2020Предварительное судебное заседание
21.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.06.2020Предварительное судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
06.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2020Дело оформлено
13.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее