РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2014 года г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего - судьи Шабунина Н.С.
при секретаре К.,
с участием помощника прокурора <адрес> Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Осинского районного суда Пермского края гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> района Пермского края, в интересах В., к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития <адрес>, о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <данные изъяты> района обратился в суд с требованием о возложении на Правительство Пермского края, Межрайонное территориальное управление № Министерства социального развития Пермского края обязанности предоставить В. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования <адрес>, но не менее 33-х квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах <данные изъяты> муниципального района.
Требования мотивированы тем, что В., дата р. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Его мать С., умерла дата г., его отец В., умер дата В соответствии с Постановлением главы <данные изъяты> муниципального района <адрес> от дата № над несовершеннолетним В. установлено попечительство, попечителем назначена А. Согласно письму Межрайонного территориального управления Министерства социального развития <адрес> от дата № решением жилищной комиссии по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата г., протокол № по <данные изъяты> муниципальному району, гражданин В. включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого помещения, номер учетного дела №. На основании вышеизложенного, В. относится к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» и на основании решения комиссии состоит на учете в списках очереди граждан нуждающихся в жилых помещениях. Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, права на недвижимое имущество и сделок с ним у В. отсутствуют, жилые помещения за ним не зарегистрированы. Сведения о жилом доме по адресу: <адрес>, в Государственном унитарном предприятии «Центр технической инвентаризации <адрес>» <данные изъяты> филиал и Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, отсутствуют. Согласно акту проверки жилищных условий от дата и заключения жилищной комиссии <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является аварийным, проживание в нем является невозможным. В. закрепленного жилья не имеет, состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, собственного жилья не имеет. В. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в письменных возражениях на иск, представленных в суд, указал, что с исковыми требованиями не согласен в полном объеме по следующим основаниям. Частью 1 ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в ред. Закона Пермского края 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» (далее КГБУ «Дирекция по капитальному строительству»), в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 №1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №92-п» (далее - Учреждение, Порядок), осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением от 09.09.2013 и Порядком КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.1 ст. 2 Закона Пермского края от 08.10.2007 №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» под управлением специализированным жилищным фондом Пермского края понимается совокупность юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе по заключению, исполнению и распоряжению договоров найма специализированных жилых помещений или безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда. Согласно п.2.4 Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Таким образом, Учреждение уполномочено в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Следовательно, Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей путем разработки соответствующего порядка. Считает, что истец не доказал какими конкретно действиями Правительство нарушило его права. Кроме того, считает, что привлечение Правительства в качестве ответчика по настоящему делу неправомерно, так как действиями и решениями Правительства права истца не нарушены. Считает необходимым возложить обязанность по предоставлению жилья на КГБУ «Дирекция по капитальному строительству».
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в письменных возражениях, направленных в суд, указал, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по мере формирования специализированного жилищного фонда с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список. При удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма будут нарушены права детей-сирот, включенных в список раньше истца (т.е. до дата), обладающих одинаковыми правами с истцом. Предоставление В. жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч.3 ст. 17 Конституции РФ. Не согласны с требованиями прокурора о предоставлении жилого помещения конкретно в границах <данные изъяты> муниципального района. Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории. Ограничение по предоставлению жилого помещения В. на территории <данные изъяты> муниципального района не основано на действующем законодательстве. Требования прокурора о предоставлении жилого помещения в конкретном муниципальном образовании не подлежат удовлетворению, так как формирование специализированного жилищного фонда происходит на территории всего <адрес>, а не на территории конкретного муниципального образования и зависит от множества факторов. Не согласен с требованием прокурора о возложении обязанности по предоставлению жилья на ТУ МСР ПК, поскольку ТУ МСР ПК в соответствии с п.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в телефонограмме, представленной в суд, просил иск удовлетворить, дело рассмотреть в его отсутствие.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Правительства Пермского края, МТУ № Министерства социального развития Пермского края и представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях, представленных в суд, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители третьих лиц - министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Краевого государственного бюджетного учреждения «Дирекция по капитальному строительству», министерства строительства и архитектуры Пермского края в судебное заседание в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Учитывая, что в соответствии с ч. 4 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствии, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец В. обратился к прокурору дата с просьбой предъявить настоящий иск (л.д.10), в связи с чем, прокурор на основании положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах В.
Родителями В. являются мать С., умерла дата г., и его отец - В., умер дата (л.д.13,14).
Постановлением главы Бардымского муниципального района <адрес> от дата № над несовершеннолетним В. установлено попечительство, попечителем назначена А. (л.д. 15).
По решению жилищной комиссии Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития Пермского края № от дата В. под № включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.27).
По сведениям управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от дата и Осинского отдела ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» от дата В. не имеет в собственности объекты недвижимости на территории <данные изъяты> муниципального района (л.д.20-24). В материалах дела имеется копия паспорта В. согласно которой, В. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Согласно акту проверки жилищных условий от дата и заключения жилищной комиссии <данные изъяты> сельского поселения Бардымского муниципального района, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является аварийным, проживание в нем является невозможным. В. закрепленного жилья не имеет, состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, собственного жилья не имеет.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заверешении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с частью 2 и 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:1) лицо проживает в Пермском крае;2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
В силу части 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Учитывая те обстоятельства, что истец на момент обращения в суд достигла 18-летнего возраста, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением на дату вынесения решения не обеспечена, какие-либо жилые помещения за ней не закреплялись, права на какие-либо жилые помещения у нее отсутствуют, в собственности жилых помещений не имеется, а также то обстоятельство, что истец была поставлена в очередь на получение жилья, решением Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития <адрес> включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исковые требования прокурора <адрес> о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Правительство Пермского края, поскольку дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся в расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Кроме того, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2003 № 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
Из смысла статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ следует, что указанная выше социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее предоставление. Местом жительства В. в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации является <данные изъяты> муниципальный район <адрес>, где он проживал ранее и зарегистрирован в настоящее время.
В соответствии с пунктом 1.3. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2003 № 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004 №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. Пунктом 1.4. Порядка предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <адрес> гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <адрес>, ближайшем к месту жительства.
Таким образом, возложение на <адрес> обязанности по предоставлению В. жилого помещения в границах Бардымского муниципального района, общей площадью не менее 33 кв.м., благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, не противоречит требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Удовлетворяя требование прокурора, суд принимает во внимание, что в соответствии с Постановлением от 09.09.2013 № 1194-п Министерство социального развития <адрес> в течение предусмотренного Порядком срока со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду <адрес> направляет данные сведения в территориальные органы Министерства, а Межрайонное территориальное управление № Министерства социального развития <адрес> в свою очередь лишь формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Как следует из существа иска территориальным органом Министерства социального развития <адрес>, а именно Межрайонным территориальным управлением № Министерства социального развития <адрес> указанная обязанность в отношении В. исполнена в полном объеме дата Следовательно, Межрайонное территориальное управление № Министерства социального развития <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах В., удовлетворить.
Обязать <адрес> предоставить В., дата года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципального образования <адрес>, но не менее 33 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах <данные изъяты> муниципального района <адрес>.
В удовлетворении исковых требований прокурора <данные изъяты> района Пермского края к Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития Пермского края отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Н.С. Шабунин