Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.01.2018 года Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Дурновой Н.Г.
при секретаре судебного заседания Матросовой Л.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байдюка В. Я. к Главе г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара об урегулировании разногласий
УСТАНОВИЛ:
Байюк В.Я. обратился в суд с иском к Главе г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. С. об урегулировании разногласий, мотивируя свои требования тем, что он является собственником гаражного бокса №, расположенного по адресу: г.С., <адрес>В, ГСК 765.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением вх № в Министерство имущественных отношений <адрес> о предоставлении в собственность за выкупом земельного участка, занимаемого данным гаражным боксом.
В тот период действовало Постановление <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и выкупная цена земельного участка составляла 10% от кадастровой стоимости.
Заявление о предоставлении ему в собственность земельного участка ответчиком рассматривалось более 3-х лет. Выкупная цена земельного участка за это время была увеличена в 3 раза (с 10 % до 30 % ).
ДД.ММ.ГГГГ ему был представлен для подписания договор купли-продажи №кп земельного участка, площадью 35 кв.м., кадастровый №, в котором цена выкупа составляет <данные изъяты> рублей,.(30% от кадастровой стоимости).
06.06.2017г. он представил протокол разногласий к договору купли-продажи №кп земельного участка, в части несогласия с выкупной стоимостью земельного участка.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ДУИ г.о. С. сообщил, что отклонил представленный протокол разногласий и предложил ему в целях урегулирования возникших разногласий обратиться в суд.
Исходя из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупную цену земельного участка необходимо определять на дату подачи такого заявления.
Документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка и заключения договора купли- продажи, поступили в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, до ДД.ММ.ГГГГ, цена таких земельных участков при их продаже определяется в размере 10% от кадастровой стоимости земельных участков
В связи с этим, истец просит суд урегулировать разногласия, возникшие между Байдюк В.Я. и
Главой городского округа С. при заключении договора купли- продажи земельного участка площадью 35 кв. м., кадастровый №, расположенного по адресу: г. С.. <адрес>, ГСК-765, занимаемого гаражным боксом в части определения цены участка и изложить пункт 2.1 и 2.4 договора купли-продажи в следующей редакции:
п. 2.1: « Цена Участка составляет 18 883м рубля) 83 копейки без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации ».
п. 2.4: « Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме - путем перевода установленной п. 2.1. суммы в размере 18 883.83 на счет УФК по <адрес> (Департамент управления имуществом городского округа С.), ИНН 6315800001, КПП 631501001, расчетный счет в ОТДЕЛЕНИИ С. 40№, БИК 043601001, код бюджетной классификации 917 114 060 12 11 0000 430 (доходы от продажи земельных участков, до разграничения государственной собственности на землю), ОКТМО 36701000»
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по делу привлечен Департамент управления имуществом г.о. С..
Представитель истца по доверенности Синатуллов А.Р. и истец судебном заседании поддержали заявленные требования, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ДУИ г.о. С. по доверенности Ткаченко И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представив отзыв на иск.
Представитель ответчика Главы г.о. С. по доверенности Бычкова В.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представив отзыв на иск.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ (на момент спорных правоотношений), исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В спорный период действовал Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 475.
Согласно исковому заявлению Байдюк В.Я. является собственником гаражного бокса №, расположенного по адресу: г. С., <адрес>В, ГСК №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 63-АГ №.
30.06.2014г. истец обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> (далее - министерство) с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка под указанным гаражным боксом площадью 35,00 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: г. С., <адрес>, ГСК 765.
Указанное заявление из Министерства было перенаправлено в Администрацию городского округа С. для рассмотрения и принятия решения в рамках полномочий, определенных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О перераспределений полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти <адрес> в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории <адрес>, определении полномочий органов государственной власти <адрес> по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории <адрес> и внесении изменений в статью 1 закона <адрес> «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>»».
По результатам рассмотрения заявления истца о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, а также документов, приложенных к нему, Департаментом управления имуществом городского округа С., в рамках полномочий установленных постановлением Администрации городского к округа С. от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участка, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе С.» в редакции действовавшей на момент принятия решения о предоставлении истцу спорного земельного участка, подготовлен проект договора купли-продажи №кп земельного участка, расположенного по указанному адресу, согласно которому выкупная цена земельного участка определена в размере 30 % от кадастровой стоимости данного земельного участка и составляет 56 651,49 рублей.
Истцом в адрес Департамента направлен протокол разногласий от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору, согласно которому выкупная цена спорного земельного участка должна составлять <данные изъяты> рубля, так как должна быть определена в размере 10 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 618 утвержден Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений <адрес>.
В обосновании заявленных требований истец ссылается на пункт 3 указанного Порядка определения цены земельных участков.
Согласно п. 3 Порядка определения цены земельных участков в случае если продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется по истечении вышеуказанных сроков, но при этом все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка и заключения договора купли-продажи, имелись в органе, осуществляющем распоряжение земельными участками, до истечения указанных сроков. В случаях если все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка и заключения договора купли-продажи, поступили в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, до ДД.ММ.ГГГГ, цена таких земельных участков при их продаже определяется для собственников зданий, сооружений либо помещений в них, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящего Порядка, в размере 10 % от кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ в органе осуществляющем распоряжение земельными участками все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка и заключения договора купли-продажи не имелись и не поступили, а именно земельный участок на который претендовал истец не был сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса РФ определено, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Соответственно, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке. Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, земельный участок становится объектом земельных отношений только с момента описания его границ и прохождения соответствующего кадастрового учета.
На момент подачи Байдюком В.Я. в Министерство имущественных отношений <адрес> заявления от 30.06.2014 № о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка государственный кадастровый учет в отношении испрашиваемого земельного участка не был осуществлен.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о спорном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости только 16.05.2016г.
Доводы истца о том, что на кадастровом учете с 2009г. стоял земельный участок 10121,81 кв.м. принадлежащий ГСК 765, из которого в последующем был выделен земельный участок истца, не имеют по делу доказательственного значения, поскольку объектом договора купли-продажи, который намеревается заключить истец является другой объект( земельный участок), а именно под гаражом истца.
При указанных обстоятельствах суд соглашается с доводами ответчика, что до 2016 года в отношении спорного земельного участка не был осуществлен кадастровый учет, в связи с чем, применение ставки в размере 10 % от кадастровой стоимости при определении выкупной цены спорного земельного участка противоречит требованиям действующего законодательства.
Подпунктом 2 пункта 2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 618 предусмотрено, что для категорий заявителей, являющихся собственниками гаражей, представляющих собой помещения в здании, подавших документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка и заключения договора купли-продажи, в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, до ДД.ММ.ГГГГ, выкупная цена земельного участка определяется в размере 30 % от кадастровой стоимости.
Согласно п.6 постановления Администрации городского к округа С. от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) подготовка и заключение договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ относится к полномочиям Департамента управления имуществом г.о. С., в связи с чем Глава г.о. С. в данном случае по требованиям истца является ненадлежащим ответчиком.
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Байдюка В. Я. к Главе г.о. С. и Департаменту управления имуществом г.о. С. об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка по адресу г. С. <адрес> ГСК 765 с кадастровым номером <данные изъяты> в части определения цены земельного участка и изложении п. 2.1 и 2.4 в редакции истца отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Срок изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись Н.<адрес>
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
Секретарь