П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
14 февраля 2018 года г.о. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Микшевич М.И.,
с участием:
представителя Администрации сельского поселения Тимофеевка - Главы с.п. Тимофеевка муниципального района Ставропольский – Сорокина А.Н.,
старшего государственного инспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по Ставропольскому району Самарской области – Митрофанова С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года
при секретаре – Булатовой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении юридического лица – Администрации сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области,
установил:
Из представленных суду материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут в ходе обследования дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в районе дома <адрес>, были установлены недостатки в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети, сопутствующие совершению ДТП, связанного с наездом на пешехода, именно: отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) и отсутствие горизонтальной дорожной разметка 1.14.1. на пешеходном переходе. Выявленные недостатки были зафиксированы в соответствующем акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дороги (улицы) от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в приложенных фотоматериалах.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Глава сельского поселения Тимофеевка Ставропольского района Самарской области вину в указанном правонарушении не признал. Относительно вмененного административного правонарушения пояснил, что согласно п. 4.5.1.1 Национального стандарта Российской Федерации «Дороги автомобильного общего пользования элемента обустройства - тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Согласно ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» дорога в с. Тимофеевка, проходящая через улицу Строителей относится к дороге IV категории, то есть данная дорога не подходит под обязательное размещение тротуаров. Таким образом, данная дорога не подпадает под категорию дорог, на которой предусмотрено обязательное обустройство тротуаров. Также пояснил, что работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на пешеходном переходе на участке автомобильной дороги на ул. Строителей в с. Тимофеевка были выполнены в мае 2017 года, но вследствие погодных условий горизонтальная дорожная разметка, выполненная краской (эмаль), потеряла свою функциональную долговечность. В настоящее время восстановление дорожной разметки невозможно из-за снежного покрова на дороге.
Представитель ДН ОГИБДД О МВД России по Ставропольскому району Самарской области Митрофанов С.В. протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – Администрации с.п. Тимофеевка поддержал, полагал, что юридическое лицо, являясь ответственным по содержанию автодороги на ул. Строителей с. Тимофеевка, не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании технических средств регулирования дорожного движения, в связи с чем подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 названного Закона).
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Из положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 12.07.2017) «О правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. N 221 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (п. 4.1.1).
Согласно п. 4.2.1 вышеуказанного ГОСТ разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.
Необходимость установки дорожных знаков предусмотрена Национальным стандартом Российской Федерации "Технические средства в организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. ГОСТ Р 52289-2004", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120.
Пунктом 4.5.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Согласно разделу 1 ГОСТ Р 52766-2007 указанный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, тем самым, требования ГОСТ Р 52766-2007 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения. Необходимость применения горизонтальной дорожной разметки, на определенных участках улично-дорожной сети также регламентируется ГОСТ Р 52766-2007.
Согласно пункту 4.5.2.4 стандарта пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением. Для того что бы технические средства организации дорожного движения не причинили вред жизни, здоровью и имуществу граждан, а обеспечивали единообразное восприятие их требований участниками дорожного движения, их конструктивные параметры и применение должны соответствовать определенным требованиям. В данном случае требования ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования».
Отсутствие горизонтальной дорожной разметки является нарушением требований п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 «автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», требования которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. А в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения (п. 1 ГОСТ Р 50597-93).
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Ставропольскому району Самарской области выявлено несоблюдение Администрацией сельского поселения Тимофеевка, являющейся владельцем автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах сельского поселения Тимофеевка, ответственной за обеспечение безопасности дорожного движения на них, за обеспечение муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения при содержании автомобильной дороги по адресу: сельское поселение Тимофеевка, ул. Строителей, в районе дома № 5А, в нарушение п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Вина администрации села Тимофеевка подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом № от ДД.ММ.ГГГГ; акт выявленных недостатков в эксплуатационном
состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему.
Таким образом, совокупность представленных и исследованных в судебном заседании материалов дела об административном правонарушении свидетельствует о виновности администрации села Тимофеевка, как собственника дороги, в нарушении п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, администрации села Тимофеевка правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ.
Доводы представителя юридического лица о том, что дорога на ул. Строителей в с. Тимофеевка относится в дорогам IV категории, в связи с чем обустройство тротуаров на данной дороге не обязательно, суд во внимание не принимает.
Так, согласно п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраиваются на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Согласно разделу 1 ГОСТ Р 52766-2007 данный Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Поскольку дорога на ул. Строителей с. Тимофеевка относится к дорогам с твердым покрытием, проходящей через населенный пункт, обустройство тротуаров является обязательным. Каких-либо доказательств о том, что данная дорога отнесена к дорогам IV категории юридическим лицом не представлено.
Доводы представителя юридического лица о том, дорожная разметка была нанесена, но вследствие погодных условий горизонтальная дорожная разметка, выполненная краской (эмаль), потеряла свою функциональную долговечность, и в ноябре она не могла быть восстановлена из-за снежного покрова на дороге, также не могут служить основаниями для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Согласно Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в содержание автомобильных дорог входит уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки
Как следует из материалов дела, работы по нанесению горизонтальной разметки на улице Строителей сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский были выполнены в мае 2017 года, что подтверждается актом выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 5.4 ГОСТ Р 51256-2011 « Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» разметка, выполненная термопластиком, должна обладать функциональной долговечностью не менее одного года, лакокрасочными материалами - не менее 3 месяцев.
Следовательно, после истечения срока службы материала, которым нанесена разметка, обязанность по ее восстановлению возлагается на лицо, обязанное содержать автомобильную дорогу.
Таким образом, по истечении трех месяцев после нанесения дорожной разметки, а именно в сентябре 2017 года юридическому лицу необходимо было проверить содержание дорожной разметки, и в случае частичной утраты ее функциональных свойств, произвести работы по ее восстановлению. Однако юридическое лицо – Администрация с.п. Тимофеевка должным образом не реализовало своевременное проведение работ по восстановлению дорожной разметки на проезжей части автомобильной дороги, что послужило совершению ДТП, в котором пострадал пешеход.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, суд признает в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, финансовое положение юридического лица, поскольку в судебном заседании установлено, что допущенное нарушение вызвано именно недостаточным финансированием, при этом, как указал представитель юридического лица, администрацией принимаются необходимые меры для выделения финансирования на указанные цели.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, судом не установлены.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Статьей 4.1 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанная норма дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Как следует из правовых позиций Постановления Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П судам, при определении административного наказания необходимо учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины лица привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и финансовое положение и в исключительных случаях для индивидуализации наказания судам следует назначать административный штраф ниже низшего предела, указанный в соответствующей административной санкции.
С учетом приведенных разъяснения Конституционного суда РФ, а также учитывая финансовое положение юридического лица, наличие смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд, полагает возможным по настоящему делу применить положения ч. 2.2 ст.4.1 КоАП РФ и снизить административное наказание в виде административного штрафа до 100000 рублей.
Обстоятельств, указанных в ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, по делу не имеется, в связи с чем основания для прекращения производства по делу, а равно для освобождения администрации села Тимофеевка от административной ответственности отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Юридическое лицо - администрацию сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначить наказание, с применением п.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100000 (Сто тысяч) рублей в доход государства.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется в банк или в иную кредитную организацию по следующим реквизитам: Получатель платежа: УФК по Самарской области (ГУ МВД России по Самарской области), ИНН6317021970, КПП 631601001, расчетный счет 40101810200000010001, КБК 188 1 1630020 01 6000 140; БИК 043601001, ОКТМО 36640000, наименование банка – отделение Самара. Наименование платежа - штраф. Идентификатор 18810463180410001027.
Плательщик: администрация сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области.
Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
Разъяснитьадминистрации сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области, что в случае неуплаты штрафа в течение шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, оно может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1ст. 20.25 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Сведения (квитанцию) об уплате штрафа следует направить (представить) в Ставропольский районный суд Самарской области.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области в течение 10 дней с момента получения копии постановления.
Судья Ставропольского районного суда
Самарской области /подпись/ М.И. Микшевич