Гражданское дело №2-1109/21
УИД 18RS0002-01-2020-009165-48
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2021 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Владимировой А.А.,
при секретаре Андреевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прялухина В.В. к Российской Федерации в лице ФСИН России о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился истец с иском к ответчику УФК по УР о компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что <дата>. Прялухин В.В. решением Бюро №3 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по УР» признан инвалидом 2 группы по общему заболеванию с диагнозом: «<данные скрыты>.
Выдана карта инвалида № к протоколу МСЭ от <дата>., согласно которого в разделе ТСР страницы №, назначена: «Кресло коляска с ручным приводом прогулочная».
С решением МСЭ и ИПРА инвалида от <дата>. он не согласился и подал жалобу в ФКУ «ГБ МСЭ по УР» на незаконность указанных решений, так как рука и нога правая у него не работают и он не может управлять коляской одной рукой.
<дата>. решением ФКУ «ГБ МСЭ по УР» ему отказано в удовлетворении жалобы, решение Бюро №3 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по УР» от <дата>. оставлено без изменения.
Им <дата>. в адрес начальника УФСИН РФ по УР направлено заявление о приобретении инвалидной коляски с электронно-механическим приводом с управлением под левую руку.
<дата>. УФСИН РФ по УР отказало ему в приобретении коляски, так как это не предусмотрено ИПРА инвалида от <дата>., предложено обратиться в ФКУ «ГБ МСЭ по УР» с заявлением об изменении ИПРА.
В <дата>. он обращался с жалобой в Федеральное Бюро МСЭ РФ по тем же основаниям.
<дата>. решением ФБ МСЭ РФ, решение Бюро №3 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по УР» от <дата>., ФКУ «ГБ МСЭ по УР» от <дата>. отменены. Вынесено новое решение №, согласно которого ему установлена II группа инвалидности бессрочно. Выданы справка МСЭ-2016 № и ИПРА инвалида № от <дата>., согласно которого ему порекомендованы технические средства реабилитации: /6-04-01/- костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения 1 шт.; /7-01-03/- кресло коляска с ручным приводом для управления одной рукой, комнатная, 1 шт.; /7-02-04/- кресло коляска с приводом для управления одной рукой, прогулочная 1 шт.; /2-01-02/- ортопедические брюки 1шт.; /23-01-02/- кресло стул с санитарным оснащением, без колес 1 шт.
В связи с неясностью и сомнениями в ИПРА в части колясок и размера жилой площади, им в адрес ФБ МСЭ РФ направлялось обращение. <дата>. ФБ МСЭ РФ направило в его адрес разъяснения.
<дата>. на Административной комиссии в ИК-7 он передал начальнику заявление о приобретении ТСР согласно ИПРА и обеспечения дополнительной жилой площадью до 12 кв.м.
<дата>. в ходе инспекционной проверки Прокурором УР он жаловался на не приобретение ТСР, не обеспечение увеличения жилой площадью, не инициируется освобождение по болезни.
<дата>. Удмуртский Прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ внес в адрес УФСИН по УР надзорное представление об устранении нарушений закона в части ТСР, однако в части увеличения жилой площади жалобу завуалировал.
По состоянию на <дата>. УФСИН РФ по УР не обеспечило его всеми видами ТСР согласно ИПРА инвалида, в том числе увеличенной жилплощадью, а также не исполняет надзорное представление Прокурора от <дата>.
Сотрудники УФСИН РФ по УР совершили по отношению к нему дискриминацию прав и свобод осужденного парализованного инвалида по социальным признакам, необоснованно ограничили его в получении различных видов ТСР, а также нарушили его право на передвижение и санитарно-гигиенические нужды в доступной для него форме, что прямо запрещено Конституцией РФ.
Ограничение его в социальных услугах носят признаки долгопротекаемого характера, указывают на признаки истязания с использованием своих должностных полномочий, заведомо зная, что он парализованный инвалид находится в беспомощном состоянии, в условиях изоляции и в зависимости от правоприменительных решений, с применением пытки (физических и нравственных страданий), заставляя его подчиняться незаконным прихотям нарушителей, в частности передвигаться на ногах, утративших функции суставов нижних конечностей на 70% и испытывать ежедневно на протяжении 16 месяцев сильную боль, в том числе от падений на пол или сталкиваний, а также при посещении туалета, результатом всего этого явилась административная волокита и проволочка нарушителей закона.
В течение 16 месяцев по причине различных отговорок нарушителей в частности УФСИН РФ по УР, что в медотделе УФСИН РФ по УР нет денег на приобретение ТСР, или деньги были, но их потратили на другие нужды, нужно подождать, Минфин не дает денег, в УФК по УР идет аудиторская проверка, не иначе как преступное злоупотребление с использованием пытки. Он испытывает чувство страха от отсутствия государственной защищенности и социальных гарантий. Совокупность неправомерных деяний находится в причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде морального вреда, который не нуждается в доказывании, так как во многих семьях есть парализованные родственники и их нуждаемость в ТСР или дополнительной жилой площади, что является общеизвестным фактом.
Оценивая заявленный иск в 500 000 руб., является соразмерным и справедливым с учетом той степени вины и общественной опасности деяний нарушителей, где в первом случае решения ФКУ «ГБ МСЭ по УР» от <дата>.. <дата>. признаны незаконными и отменены ФБ МСЭ РФ от <дата>., а в последнем случае УФСИН РФ по УР было уличено Прокуратурой в нарушении закона. Кроме того, учитывая его индивидуальные особенности и высокую степень причиняемых физических и нравственных страданий на протяжении 16 месяцев, указывают на полное удовлетворение исковых требований.
Просит взыскать с Управления Федерального Казначейства по УР, денежную сумму компенсации морального вреда, причиненного ФКУ «ГБ МСЭ по УР» Минтруда России, УФСИН России по УР в размере 500 000 руб. в пользу Прялухина В.В., <дата> г.р. с перечислением их на его депозитный счет в ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР.
В ходе рассмотрения дела истец снизил компенсацию морального вреда до 250000 рублей, так как отказался от ссылки на требования о незаконности действий ФКУ ГБ МСЭ по УР.
В ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего ответчика УФК по УР на Российскую Федерацию в лице ФСИН России, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, в качестве ответчика привлечено ФКУ ГБ МСЭ по УР.
Определением суда от <дата> прекращено производство по делу Прялухина В.В. к ФКУ ГБ МСЭ по УР о компенсации морального вреда в связи отказом от иска.
В судебном заседании истец Прялухин В.В., участвующий в рассмотрении дела посредством ВКС, на удовлетворении исковых требований настоял. Суду пояснил, что <дата> по его жалобе МСЭ установила ему группу инвалидности бессрочно и назначило ТСР в виде 2 колясок и санитарно оснащенный стул, костыли и ортопедические брюки. По протоколу МСЭ от <дата> стр. 8 есть в таблице графа сроки проведения, где указано <дата>. Он обратился к начальнику колонии с заявлением о предоставлении средств реабилитации <дата>. На что он сказал, что денег нет. <дата>г. в колонию приехал Прокурор Республики с обходом. Он ему заявил, что коляски не предоставляют, что жилая площадь не соответствует нормативам инвалида колясочника. Он сказал прокурору Вихареву разобраться. Получил письмо прокуратуры, о том, что внесено представление о несвоевременном предоставлении ТСР. УФСИН нарушило положения ФЗ 181. Когда было внесено представление <дата>г. на протяжении нескольких месяцев они ничего не приобретали потому что деньги потратили на других инвалидов. Он просмотрел государственные контракты и накладные. <дата>г обратился с иском в суд. Проводя через канцелярию его документы, и сразу проверили, почему обратился с иском. <дата>г. они первый раз заходят на электронные котировки, стр. 1 абз. 2 госконтракта. Заключили контракт на 95 тыс. руб. <дата>. заключили другой контракт на 13 тыс. руб. и <дата>. заключили государственный контракт на 9 тыс. руб. ПО 1 ИПРА они вывели 109 тыс. рублей. <дата>г. привезли коляски. Выяснилось, что они не могут их разбирать и собирать, они никуда не влазят в дверные проемы, и он не может их применять, поэтому он отказался от ТСР. Поставлена подпись не его в документах. Совершен служебный подлог. Ортопедические брюки выданы <дата>г., а в документе стоит <дата>г. Таким образом по предмету иска о несвоевременности действий, ИК-7 и УФСИН по УР злостно не приобретали ТСР, а использовали деньги в личных целях. На вопрос о получении первого транша денег, он не получил ответ. В части несвоевременного предоставления ТСР ИК-7 и УФСИН нарушили положения ч.3,ч.6 ст. 12 УИК, ч.7 ст.101 УИК РФ, Правил медикосанитарного обеспечения осужденных. По ст.12 ч.1 ФЗ № 59 о порядке рассмотрения обращения граждан, было время для приобретения ТСР. Учитывая пересылку корреспонденции. 10 вышли на аукцион 22 уже доставили ТСР. В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика говорил, что это долго делать запросы и котировки. Всего 12 дней занимает приобретение ТСР. Приобретенные ТСР он не может никуда поставить. Жилплощадь не отвечает требования инвалида колясочника. Минимальная площадь должна быть 12 кв. метров. Коляска в дверной проем не входит. Считает, что в действиях и бездействиях ИК-7 и УФСИН по УР имеются признаки правонарушений, они работают группой лиц по предварительному сговору. Путем истязания они причиняют пытки не обеспечивая жилой площадью. Иск обоснованный, что находит отражение в практике судов РФ и Европейского суда. Иск по несвоевременному предоставлению ТСР просит удовлетворить в полном объеме, выплатить 250 тыс. руб. в полном объеме.
Пытки выразились в истязании, несвоевременном исполнении ИПРА по предоставлению своевременному ТСР и жилищных условий для инвалида колясочника, с двумя колясками и санитарным оснащением, которые не залазят в 2 кв. метра. Он обращался в прокуратуру с заявлением о нарушении жилой площади. У него между кроватями 50 см. проход, коляски не влезают. У него санитарное оснащение стоит в коридоре, хотя у него должно быть помещение 12 кв метров, что указано в ст.17 ФЗ №181, об обеспечении инвалида жилой площадью.
Представитель ответчика ФСИН России, третьего лица УФСИН по УР Шамшурина Т.Н., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований. Поддержала представленные ранее письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что осужденный Прялухин В.В. <дата> прибыл в ФКУ ИК-7 для отбывания наказания в виде лишения свободы, является инвалидом 2 группы.
В своем исковом заявлении Прялухин В.В. указывает, что <дата> решением Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» признан инвалидом 2 группы с причиной инвалидности «общее заболевание» сроком на 1 год. Ему разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) №, предусматривающая рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета: кресло коляска с ручным приводом прогулочная.
С указанным решением Прялухин В.В. не согласился, подал жалобу в ФКУ «ГБ МСЭ по УР». В удовлетворении его жалобы было отказано.
Прялухиным В.В. направлялись заявления от <дата> и <дата> начальнику УФСИН о приобретении инвалидной коляски с электро-механическим приводом с управлением под левую руку.
В ответах УФСИН от <дата> № и от <дата> № указывалось, что согласно пунктам 1, 2, 24(1), 34 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» признание лица (гражданина) инвалидом и разработки ИПРА осуществляется исключительно федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. При этом, содержание ИПРА не должно являться предметом обсуждения органов исполнительной власти, т.к. согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - №181-ФЗ) перечень реабилитационных мероприятий, включенных в ИПРА обязателен для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 18 Приказа Минтруда России от 13.06.2017 № 486и «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» реализация реабилитационных мероприятий, согласно ИПРА не предусматривает больший их объем, чем перечислен в разработанной ИПРА инвалида.
Исходя из изложенного, УФСИН не имеет права проводить реабилитационные мероприятия осужденному Прялухину В.В., вне соответствия с разработанной ИПРА инвалида, вносить изменения в план реабилитационных мероприятий, а так же изменять перечень технических средств реабилитации, включенных в ИПРА, которыми осужденный Прялухин В.В. должен быть обеспечен за счет средств федерального бюджета.
В рамках информации о рекомендации осужденному Прялухину В.В. кресла- коляски с ручным приводом прогулочной вместо желаемого кресла-коляски с электроприводом, сообщено, что технические средства реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации включаются в ИПРА инвалида согласно показаний и противопоказаний, которые утверждены приказом Минтруда России от 28.12.2017 № 888н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».
На момент освидетельствования Прялухина В.В. показаний для обеспечения его техническим средством реабилитации «кресло-коляска с электроприводом» отсутствовали.
В <дата> года Прялухин обратился с жалобой в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России по тем же основаниям.
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России экспертным составом № общего профиля <дата> была проведена заочная медико-социальная экспертиза по контролю решения Главного бюро в связи с обращением Прялухина В.В., поступившим <дата>, в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95.
Решение Главного бюро было отменено в части срока инвалидности и перечня технических средств реабилитации в ИПРА инвалида.
Прялухину В.В. была установлена вторая группа инвалидности с причиной «общее заболевание» бессрочно.
Медицинских показаний для обеспечения Прялухина В.В. кресло-коляской с электроприводом не имелось.
По результатам медико-социальной экспертизы Прялухина В.В. разработана ИПРА инвалида № рекомендованы следующие технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета: 7-01-03 Кресло-коляска с ручным приводом для управления одной рукой комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов), 7-02-04 Кресло-коляска с приводом для управления одной рукой прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), 6-04-01 Костыль с опорой под локоть с устройством противоскольжения, 12-01-02 Ортопедические брюки, 23-01-02 Кресло-стул с санитарным оснащением (без колес).
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены № 181-ФЗ, определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. 2 и 3 ст. 9 № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 № 181-ФЗ).
Согласно ч. 14 ст. 11.1 № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
П. 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, а также предусматривают заключение исправительными учреждения и органами, исполняющими наказания контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Таким образом, выдача (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения контракта исправительным учреждением на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
В <дата> в УФСИН поступили денежные средства из федерального бюджета на изготовление (приобретение) технических средств реабилитации для осужденных, содержащихся в учреждениях УФСИН, в том числе для Прялухина В.В.
В декабре 2020 года ФКУ ИК-7, где содержится Прялухин В.В., были приобретены технические средства реабилитации согласно его ИПРА №. <дата> Прялухину В.В. были выданы: костыли с опорой под локоть, кресло-коляска с ручным приводом, кресло-коляска с приводом для управления одной рукой прогулочная, кресло стул с санитарным оснащением;
<дата> выданы: ортопедические брюки.
О получении технических средств реабилитации Прялухин В.В. расписался в ведомости выдачи средств реабилитации осужденным ФКУ ИК-7 УФСИН.
Фактов неправомерных действий (бездействий) органов исполнения наказания, повлекших нарушения прав истца не представлено, доказательств наступления негативных последствий для здоровья истца, в результате заявленных истцом действий (бездействий) органов исполнения наказания, не представлено. Требования истца Прялухина В.В. к ответчикам о возмещении морального и материального вреда, не основаны на законе, а потому удовлетворению не подлежат. Просят в удовлетворении искового заявления Прялухину В.В. отказать в полном объеме.
В судебном заседании пояснила, что обязательства по предоставлению ТСР ФКУ ИК-7 было исполнено. Считает, что требования Прялухина не подлежат исполнению. Доказательств морального вреда не предоставлено. По жилищным условиям данное учреждение строилось в советское время по старым нормам. На сегодняшний день по новым нормам переоборудование требует больших денежных затрат. Согласно нормам в учреждении все соответствует нормативам, прокуратура проверяла квадратные метры. В представлении прокуратуры это указано. Данные строительные нормы не предусматривали инвалидные коляски. Они предусмотрены только ИПРА. Прокурорская проверка была когда смотрели то, что истца не обеспечивают ТСР. Нарушений по этому поводу нет. Выявили, что ТСР были приобретены в конце <дата> по мере поступления федеральных денежных средств. Когда идет нарушение квадратных метров, прокуратура об этом пишут, но в данном случае это не указано. Требования исковые исходили из не обеспечения ТСР по ИПРА. Его жилые условия на момент рассмотрения данного иск заявления не рассматривались. Прялухин сказал, что обращался в <дата> с жалобой о нарушении жилищных условий и ТСР. Выявлено нарушение только по несоблюдению предоставления ТСР. Коляска не пролазит в дверные проемы, но такие размеры коляски указаны в ИПРА. Считает доводы истца не обоснованными не подлежащими удовлетворению
Представитель третьего лица ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Представитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР Костяева Н.В., действующая на основании доверенности, ранее представила в суд письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР ознакомилось с исковым заявлением Прялухина В.В., о взыскании компенсации морального вреда. ФКУ ИК-7 УФСИН России возражает по следующим основаниям.
С учетом положений ст.ст.150, 151 ГК РФ и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 (ред. от06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» и следующих условий: наличие морального вреда; незаконное действие (бездействие) лица, причинившего вред; причинно-следственная связь между незаконным действием (бездействием) лица, причинившего вред, и моральным вредом; вина лица, причинившего вред.
Следовательно, истец при обращении в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда должен доказать наличие в совокупности указанных условий.
Между тем в нарушение указанных выше норм истцом не представлено каких-либо доказательств своих требований, исходя из которых можно сделать вывод о причинении ему морального вреда, незаконных действий (бездействия) ответчика, наличия причинной связи между действиями и моральным вредом, а также вины ответчика. При этом, вина должностного лица (должностных лиц) не может предполагаться, допускаться, она должна быть установлена и не может подменяться незаконностью действий.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов (ч. 1 ст. 9 №181-ФЗ). ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР в <дата> году поступили денежные средства из федерального бюджета для приобретения средств технической реабилитации, в декабре были приобретены и выданы Пялухину следующие средства реабилитации: костыли с опорой под локоть -кресло коляска с ручным приводом, кресло -коляска с приводом для управления одной рукой прогулочная, кресло стул с санитарным оснащением -ортопедические брюки. На основании изложенного, просит отказать Истцу в исковых требованиях.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, истец Прялухин В.В. прибыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР <дата>. из ФКУ ИК-1 г. Ухта УФСИН России по Республике Коми, отбывает наказание по приговору Усинского городского суда Республики Коми от <дата>. по ст.<данные скрыты> УК РФ на срок 14 лет.
ФКУ ГБ МСЭ по УР на основании акта освидетельствования № от <дата>. установило Прялухину В.В. 2 группу инвалидности по общему заболеванию, на срок до <дата>., что подтверждается справкой МСЭ № от <дата>.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № от <дата>. предусмотрено обеспечение Прялухина В.В. следующими техническими средствами реабилитации (ТСР): кресло-коляска с ручным приводом прогулочная.
<дата>. Прялухин В.В. обращался в УФСИН по УР с заявлением о приобретении инвалидной коляски с электро-механическим приводом и дистанционным управлением под левую руку за счет средств федерального бюджета.
Ответом УФСИН по УР от <дата>., Прялухину В.В. отказано в приобретении инвалидной коляски с электро-механическим приводом, так как это не предусмотрено ИПРА.
УФСИН по УР аналогичный ответ направил Прялухину В.В. <дата>.
С решением МСЭ и ИПРА инвалида от <дата>. Прялухин В.В. не согласился и подал жалобу в ФКУ «ГБ МСЭ по УР».
Экспертным составом № ФКУ ГБ МСЭ по УР от <дата>., в порядке контроля проведена очная медико-социальная экспертиза, которая подтвердила признание Прялухина В.В. инвалидом 2 группы на срок 1 год. Правовых оснований для изменения экспертного решения от <дата>. не найдено, что подтверждается ответом ФКУ ГБ МСЭ по УР от <дата>. №, протоколом проведения МСЭ от №.
С решением ФКУ ГБ МСЭ по УР от <дата>. Прялухин В.В. не согласился и обжаловал в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России <дата>. произвел медико-социальную экспертизу в отношении Прялухина В.В., согласно которой, Прялухин В.В. признан инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно. Установлена необходимость обеспечения Прялухина В.В. техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета: кресло-стул с санитарным оснащением (без колес)- 1 шт.; костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения- 1 шт.; кресло-коляска с приводом для управления одной рукой прогулочная- 1 шт; кресло-коляска с ручным приводом для управления одной рукой комнатная – 1 шт. Исполнителем предоставления ТСР указано УФСИН России по УР. Данные обстоятельства подтверждаются: актом № от <дата>.; протоколом проведения медико-социальной экспертизы № от <дата>.; ИПРА инвалида № от <дата>.; справкой МСЭ № от <дата>.
Данные обстоятельства подтверждаются также письмами ФКУ ГБ МСЭ по УР к Прялухину В.В.
Прялухин В.В. обратился к Удмуртскому Прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях УР (ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР) по вопросу обеспечения его ТСР, согласно ИПРА от <дата>. Просит обеспечить ему выдачу ТСР по программе реабилитации, в том числе инвалидную коляску.
Согласно ответа ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от <дата>., для обеспечения Прялухина В.В. ТСР, требуются дополнительные денежные средства в размере 190 000 руб. Данные дополнительные средства были запрошены <дата>. и <дата>. Проводится работа по сбору коммерческих предложений на поставку данных средств реабилитации.
<дата>. Удмуртский Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях УР вынес представление № об устранении нарушений закона, согласно которого выявлены нарушения законодательства, в части исполнения мероприятий по обеспечению осужденных техническими средствами реабилитации. Установлено требование незамедлительно принять меры по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих.
<дата>. на имя Прялухина В.В. направлен ответ на обращение, в котором указано, что вынесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно сообщения ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР на имя Прокурора от <дата>., в ходе служебной проверки факт нарушения законодательства установлен. Обеспечение осужденного Прялухина ТСР не представлялось возможным ввиду недостаточного финансирования бюджетных средств. В настоящее время денежные средства на закупку ТСР выделены. До конца <дата>. планируется заключение государственных контрактов для обеспечения ТСР Прялухина В.В. согласно ИПРА. Данное обстоятельство подтверждается расходным расписанием от <дата>. о выделении денежных средств.
Согласно письма ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР на имя прокурора от <дата>., для обеспечения осужденного Прялухина В.В. техническими средствами реабилитации согласно ИПРа, заключены государственные контракты № от <дата>. и № от <дата>. Осужденный Прялухин В.В. техническими средствами реабилитации обеспечен в полном объеме. Данное обстоятельство также подтверждается: справкой Начальника ОКБИиКО ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от <дата>.; ведомостью выдачи средств реабилитации осужденным ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР; копиями государственных контрактов и финансовыми документами о приобретении ТСР.
<дата> Прялухину В.В. выданы: костыли с опорой под локоть, кресло-коляска с ручным приводом, кресло-коляска с приводом для управления одной рукой прогулочная, кресло стул с санитарным оснащением. <дата> выданы ортопедические брюки.
ВУ силу ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Основным нормативным актом, устанавливающим государственные гарантии прав инвалидов в РФ, механизм их реализации является Федеральный Закон №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов РФ» (далее – Закон №181-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Закона №181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Закона №181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. ч. 2 и 3 ст. 9 данного Закона, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
В силу ст. 11 вышеуказанного Закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Программа содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Как установлено судом, Прялухин В.В. отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, является инвалидом 2 группы бессрочно, в отношении него принята ИПРА, согласно которой ему должны быть представлены за счет средств федерального бюджета средства технической реабилитации.
Согласно ст.10 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.101 УИК РФ, порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства юстиции Российской Федерации №222 от 22.09.2015 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или аблитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее – Порядок).
В соответствии с указанными Порядком, условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения. На администрации исправительных учреждений также возложена обязанность обеспечить осужденных-инвалидов протезами, ортезами, оказать услуги по их техническому обслуживанию. Обеспечение условий для реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №240 от 07.04.2008 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями)», финансирование расходов по обеспечению техническими средствами реабилитации в отношении инвалидов из чиста лиц осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждении и органов, исполняющих наказания.
Таким образом, обеспечение осужденных из числа инвалидов средствами технической реабилитации, в том числе в рамках ИПРА, является расходным обязательством федерального бюджета и осуществляется администрацией исправительного учреждения за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на соответствующие цели через органы ФСИН.
Указанные особенности обеспечения осужденных-инвалидов мерами социальной поддержки, гарантированными инвалидам, обусловлены местом их нахождения и особенностями их правового статуса. Вместе с тем, на осужденных-инвалидов наряду с иными гражданами, являющимися инвалидами, распространяются общие правила и принципы реализации социальных гарантий, предусмотренных для граждан-инвалидов, в том числе, и правила обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации.
Так, вышеуказанным Постановлением Правительства №240 от 07.04.2008 утверждены также Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).
В абз.2 п.2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подп.«а» п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абз.1 п.4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15 - дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Закона N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета уполномоченным органом техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Таким образом, поскольку действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов средствами реабилитации в натуре за прошлый период, то право истца на получение технических средств реабилитации, могло быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.
Кроме того, как следует из содержания вышеперечисленных норм, обеспечение инвалида средством технической реабилитации, а также выплата инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации является его правом и носит, соответственно, заявительный характер. Обращение инвалида с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации либо обращение за выплатой компенсации является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в результате которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Истец Прялухин В.В. в обоснование исковых требований указывает, что не был обеспечен средствами технической реабилитации в период с момента вынесения ИПРА с <дата>. до <дата>.
Требование компенсации морального вреда обосновывается незаконным бездействием в указанный период должностных лиц УФСИН по УР, которые, по мнению истца, не обеспечили его средством технической реабилитации, что он считает истязаниями и пытками.
Из материалов проверки, проведенной по жалобе Прялухина В.В. Прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в УР, следует, что сотрудником ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР допущено нарушение закона в части не обеспечения средствами ТСР, на момент рассмотрения дела ТСР выданы Прялухину В.В. в полном объеме.
Как указывает Прялухин В.В. им было подано заявление о выдаче ему средств указанных в ИПРА <дата>, из ответа ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от <дата> следует, что ими были запрошены дополнительные средства <дата> и <дата>, однако до <дата> истец данными средствами обеспечен не был.
В связи с чем, доводы истца о незаконном бездействии должностных лиц УФСИН по УР и непринятии ими мер по своевременному обеспечению его средствами технической реабилитации инвалида нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом.
Истцом заявлено требование о компенсации морального вреда.
Статьей 53 Конституции РФ гарантировано право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52 Конституции РФ).
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 от 20.12.1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другие.
Ссылки истца на то, что необеспечение средствами ТСР он воспринимает как пытки и истязания, не нашли подтверждения в судебном заседании. Суд принимает во внимание, что отсутствие ТСР рекомендованных ИПРА, которые истец просил ему предоставить еще <дата> и до <дата>, то есть более 5 месяцев, ограничило передвижение Прялухина В.В., как инвалида 2 группы, в доступной для него форме в пределах места отбывания наказания, что повлекло за собой моральные страдания и переживания.
Абзацем первым пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с ч.1 ст.150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
На основании ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст.56 ГПК РФ на истца возложена обязанность по предоставлению доказательств в обоснование заявленных исковых требований, в том числе: основания ответственности ответчика, противоправность (незаконность) действий (бездействий) должностных лиц в отношении истца, факт причинения истцу физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также причинную связь между допущенными нарушениями законодательства и наступившими последствиями в виде морального вреда, обоснование размера компенсации вреда.
С учетом вышеизложенного, анализируя установленные по делу обстоятельства и представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцом доказан факт причинения ему морального вреда (нравственных страданий) действиями (бездействиями) должностных лиц ФСИН России в части несвоевременного предоставления ТСР лицу являющемуся инвалидом 2 группы.
При этом ссылка ответчика на отсутствие финансирования, долгую процедуру закупок в данном случае не является основанием для освобождения от обязанности своевременного обеспечения инвалида средствами ТСР.
Доводы истца, что он подвергался пыткам и истязаниям в связи с не предоставлением дополнительной площади для проживания в размере 12 кв.м., коляска не проходит в дверной проем, в связи с чем, со стороны ответчика имеются незаконные действия, является необоснованными.
Так, в соответствии с частями 1 и 6 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, несовершеннолетним осужденным, а также больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
Таким образом, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации норма площади жилого помещения в расчете на одного осужденного к лишению свободы, являющегося инвалидом второй группы, в размере, превышающем два квадратных метра, в исправительных колониях не определена.
Согласно части 6 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, а право на увеличенную норму площади жилого помещения для осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами второй группы, в исправительных колониях данная норма не закрепляет.
Улучшенные жилищно-бытовые условия не предполагают увеличенную норму жилой площади, размеры которой и перечень лиц, имеющих право на увеличенную норму жилой площади, закреплены в части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а могут выражаться в организации доступа к местам общего пользования (в том числе, к месту для приема пищи), организации расположения мебели (в том числе, прикроватных тумб), предоставлении одноярусной кровати, второго одеяла и второго матраса.
В этой связи у администрации ФКУ ИК-7 отсутствовали правовые основания для размещения Прялухина В.В. по норме жилой площади в размере 12 кв.м.
Доказательств того, что в отношении истца имеет место нарушение норм жилой площади в силу ст.99 УИК РФ суду не представлено и судом не установлено.
Размеры коляски, которая не проходит в дверной проем указаны в ИПРА Прялухина В.В., именно коляска указанных размеров и была приобретена истцу. В связи с чем нарушений в данной части со стороны ответчика не имеется. Здание общежития №1-2 по адресу с. Азино ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР построено и введено в эксплуатацию с размерами дверных проемов, в который не входит коляска истца задолго до принятия в отношении истца ИПРА с указанием коляски данных размеров.
В соответствии с изложенным, в действиях сотрудников ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, УФСИН по УР не установлена противоправность действий в данной части.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что Прялухину В.В. причинен моральный вред бездействием должностных лиц ФСИН России по несвоевременному обеспечению средствами ТСР, что является достаточным основанием для взыскания компенсации морального вреда, поскольку нарушены права инвалида на своевременное предоставление и пользование им средствами ТСР.
В силу п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсации должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
При определении размера компенсации суд принимает во внимание период в течение которого истец нее был обеспечен средствами ТСР, а именно с момента обращения <дата> по <дата>. Также суд, при определении размера компенсации морального вреда, принимает во внимание, что Прялухин В.В. не является лежачим больным, а лишь ограничен в передвижении в связи с наличием заболеваний, то есть передвижение без ТСР возможно, а также время не предоставления ТСР, которое составляет менее 6 месяцев, место нахождения истца, который ограничен в передвижении в связи с внутренним режимом и распорядком ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР.
Также суд отмечает, что доказательств наступления каких-либо тяжких последствий (в т.ч. связанных с ухудшением состояния его здоровья), находящихся в прямой причинной связи с действиями (бездействиями) должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, истец суду не представил, в связи с чем, указанный истцом размер компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей представляется суду явно несоразмерным перенесенным физическим и нравственным страданиям.
Полагая, с учетом изложенного, что указанная истцом сумма исковых требований в размере 250 000 рублей является чрезмерно завышенной, не отвечающей требованиям ст. 1101 ГК РФ – разумности и справедливости, суд считает необходимым определить подлежащей взысканию компенсацию морального вреда в пользу Прялухина В.В. в размере 10 000 рублей.
При этом, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
В соответствии с п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с изложенным надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Таким образом, сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию в пользу истца с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, поскольку как истец, так и ответчики освобождены от уплаты госпошлины, иные издержки по рассмотрению дела относятся на счет федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прялухина В.В. к Российской Федерации в лице ФСИН России о компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Прялухина В.В. компенсацию морального вреда, в размере 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: А.А. Владимирова