Решение по делу № 2-1955/2015 ~ М-1489/2015 от 22.05.2015

Дело №2-1955\2015 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2015 года                                                           г. Клин, Московской области

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кореневой Н.Ф.,

при секретаре Саргсян А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шесткова Ю. П., Шестаковой Е. Ю., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего ребенка Ю., /дата/ рождения, к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 3-е лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,     о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с вышепоименованным иском, мотивируя его следующими доводами.

Истцы являются нанимателями двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: /адрес/, на основании договора найма служебного жилого помещения от /дата/. Указанная квартира является единственным жильем у истцов, другого жилья не имеют.

Истцы обращаются в суд с иском, указав, что, в соответствии с Федеральным законом «О приватизации жилищного фонда в РФ», они решили оформить право собственности, в порядке приватизации, на вышеназванное жилое помещение. Ранее правом приватизации жилых помещений не пользовались. Указанная квартира была предоставлена Тимоновской КЭЧ района на основании договора служебного найма жилого помещения Шестакову Ю.П. на семью. В настоящее время КЭЧ района, в оперативном управлении которой находился жилой фонд военного городка г. Клин-9, Московской области, расформирована. Договора на передачу квартир в собственность граждан не заключаются. На баланс Администрации Клинского муниципального района Московской области жилищный фонд военного городка также не передан. Таким образом, по независящим от истцов причинам, они не могут реализовать право на приватизацию указанной квартиры, поэтому вынуждены обратиться в суд.

Истцы обращались в МО РФ, но получили отказ со ссылкой на то, что данное жилое помещение является служебным и приватизации не подлежит. Также ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны РФ отказывается менять статус вышеуказанной квартиры из служебной на неслужебную. Однако истцы считают, что данная квартира не является служебной, т.к. не зарегистрирована в качестве таковой.

Кроме того, истцы считают, что поскольку Шестаков Ю.П. прослужив в ВС РФ, имеют выслугу лет, то на основании ФЗ «О статусе военнослужащих», он имеет право на получения квартиры в собственность бесплатно по избранному им постоянному месту жительства.

Истцы просят признать за ними право общей долевой собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истцов, Калеканова Г.С., иск поддержала по основаниям, указанным в заявлении, ссылаясь на представленные документы, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании не присутствовал, уведомлен, представил суду письменные возражения по иску, из которых следует, что спорная квартира является служебной. /дата/ с Шестаковым Ю.П. был заключен договор найма служебного жилого помещения, который был заключен на основании решения жилищной комиссии войсковой части 12517 от /дата/ , на основании этого договора истцу предоставлено служебное жилое помещение. О соответствующем статусе квартиры истцам было известно. Из заключенного договора найма служебного жилого помещения, содержание которого не позволяет отнести его к договору социального найма, следует, что договором предусмотрен временный характер проживании истцов на период прохождения военной службы. Доказательств того, что в настоящее время спорное жилое помещение утратило статус служебного жилья, не представлено. Договор найма служебного жилого помещения от /дата/ недействительным в судебном порядке не признавался, следовательно, его условия являются обязательными для исполнения сторон. Отсутствие решения об исключении жилого помещения из числа «служебных» исключает возможность приватизации данного жилого помещения. То обстоятельство, что истцы ранее не принимали участия в приватизации жилых помещений, не свидетельствует о наличии у них права на приватизацию спорного жилого помещения. Ответчик считает, что иск не подлежит удовлетворению.

Управление Росреестра своего представителя в суд не направило, уведомлено.

Выслушав представителя истцов, проверив материалы дела, с учетом мнения ответчика, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив их в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.

Статьей 40 Конституции РФ право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.

В соответствии со ст. 217 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 4.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений - бесплатная передачи в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В статье 2 сказано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Как установил суд, Шестаков Ю.П., Шестакова Е.Ю. и несовершеннолетняя Ю., /дата/ рождения, проживают и зарегистрированы в квартире, находящейся по адресу: /адрес/.

Данная квартира была предоставлена Шестакову Ю.П. на основании договора найма служебного жилого помещения от /дата/, заключенного между Тимоновской КЭЧ района и Шестаковым Ю.П.. Договор найма служебного жилого помещения действует и в настоящее время

Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами дела, что квартира, которую занимают истцы, является служебным жилым помещением и в силу закона, не может быть приватизирована. Сведений о том, что жилищный фонд, находящийся на территории г. Клин-9, в том числе и спорная квартира, передан в муниципальную собственность Клинского муниципального района, у суда не имеется, что подтверждается выпиской их реестра муниципальной собственности от /дата/.

Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года №1301, «государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ». После принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно было быть зарегистрировано в качестве такого в соответствующих органах».

Согласно ст. 92 ЖК РФ «использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом». Таким образом, рассмотрение вопроса об исключении жилого помещения из числа служебных тоже должно решаться этими же органами, а суд лишь может рассмотреть вопрос о правомерности или неправомерности отказа в удовлетворении такого заявления.

Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 26.01.06 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Из содержания данной правовой нормы не следует, что по истечении пяти лет службы изменяется статус жилых помещений, предоставленных военнослужащим в качестве служебных. Напротив, буквальное толкование указанной нормы права позволяет сделать вывод о том, что в каждом случае наличия оснований для предоставления жилых помещений в общем порядке уполномоченным органом власти должно приниматься соответствующее решение о предоставлении жилого помещения и автоматического изменения статуса жилого помещения не происходит; при решении данного вопроса не исключается предоставление иного, а не ранее занимаемого служебного жилого помещения.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 08.05.2006 г. N 66-ФЗ, от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 г. N 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.

Жилищный договор заключается между Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента РФ (далее - военнослужащие), в целях обеспечения их служебными жилыми помещениями. Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, - до окончания военной службы по призыву (п. п. 3, 4 Положения).

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 г. N 453-О, военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Такие правила закреплены в нормах ФЗ "О статусе военнослужащих", из которых следует, что жилье военнослужащим предоставляется по договору найма служебного жилого помещения, заключенного с Министерством обороны РФ.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 г. N 141-ФЗ, от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ).

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 г. N 141-ФЗ, от 01.12.2008 г. N 225-ФЗ).

Действующее законодательство - Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. N 1280, предусматривает необходимость и порядок сдачи ранее занимаемого военнослужащим служебного жилого помещения для возможности заключения договора социального найма предоставленного жилого помещения.

Истцы полагают, что существует возможность передачи служебной квартиры им по договору социального найма, в связи с тем, что Шестаков Ю.П. имеет выслугу, как военнослужащий и ему и членам его семьи должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма или иное жилое помещение в порядке, предусмотренном ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих»

Из представленных материалов дела следует, что Шестакову Ю.П. спорное жилое помещение было предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения на время его службы.

Решения об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда компетентным органом не принималось. Как следует из искового заявления, истцы с заявлением об исключении их квартиры из числа служебных в ФГКУ «Центральное ТУИО» МО РФ обращались, но получили отказ.

Суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение имеет статус служебного жилья и именно Министерство обороны РФ полномочно принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Получая, в свое время, спорную квартиру квартиру, в 2006 году, Шестаков Ю.П. и члены его семьи были осведомлены о статусе данного жилого помещения и о том, что квартира предоставляется в связи с прохождением военной службы в МО РФ, что не противоречит положению п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". При увольнении из ВС РФ или по достижению предельного возраста, при наличии выслуги лет, Шестаков Ю.П. вправе решить вопрос о предоставлении ему квартиры в собственность, согласно Закону РФ «О статусе военнослужащих».

Нарушение процедуры порядка внесения спорного жилого помещения в реестр служебного жилого помещения не свидетельствует о заключении договора социального найма жилого помещения с последующим правом на приобретение спорной квартиры, путем бесплатной передачи в собственность на добровольной основе занимаемого жилого помещения (приватизация жилого помещения) в силу ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Отсутствие государственной регистрации статуса спорной квартиры в качестве специализированного жилищного фонда не означает отсутствие у нее такого статуса. Нарушение правил отнесения спорной квартиры к специализированному жилому фонду может учитываться лишь при доказанности недопустимости использования указанного жилого помещения в качестве специализированного жилого фонда (п. 2 ст. 92 ЖК РФ), в связи с чем нарушение процедуры внесения жилого помещения в реестр служебного жилого помещения при наличии установленных судом обстоятельств не является основанием для признания квартиры не включенной в число служебных.

В постановлением Правительства РФ N 1301 от 13.10.1997 г. "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Данное постановление не содержит положений о том, что в случае отсутствия указания на нахождение жилого помещения на праве оперативного управления, данное жилое помещение не может считаться служебным жилым помещением.

Суд пришел к выводу о том, что спорная квартира была предоставлена Шестакову Ю.П. и членам его семьи в связи со служебными отношениями, на время прохождения службы, до настоящего времени жилое помещение имеет статус - "служебное". При получении квартиры, Шестаков Ю.П. и члены его семьи знали о статусе жилого помещения и были согласны на проживание в жилом помещении, имеющим статус служебного.

Истцы в обоснование своих требований ссылаются на то, что Шестаков Ю.П. имеет право получить квартиру в собственность, т.к. уже имеет необходимую выслугу лет, но Законом РФ «О статусе военнослужащих» не предусмотрено предоставлении военнослужащим с собственность жилого помещения по избранному месту жительства, именно того служебного жилого помещения, в котором проживет военнослужащий, а не иного жилого помещения.

Доводы истцов, изложенные в заявлении, суд находит несостоятельными. Допустимых и относимых доказательств того, что статус квартиры, как служебного жилого помещения, на момент разрешения спора был снят в установленном законом порядке, материалы дела не содержат. Решения об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда компетентным органом не принималось. Решение вопроса об исключении жилого помещения из статуса в служебное, не входит в компетенцию суда.

Поскольку перевод жилья в разряд служебного и исключение его из указанного фонда является компетенцией собственника жилищного фонда, то суд не может входить в обсуждение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в компетенцию соответствующего государственного органа управления по распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности.

Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 26.01.06 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Суд признает не подтвержденными те обстоятельства, на которые ссылаются истцы в обоснование поданного иска, приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Шестаковых о приватизации спорного жилого помещения не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194,197- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шесткова Ю. П., Шестаковой Е. Ю., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего ребенка Ю., /дата/ рождения, к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: /адрес/, в порядке приватизации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда     составлено /дата/.

Судья                                   Н.Ф. Коренева

2-1955/2015 ~ М-1489/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шестаков Юрий Петрович
Шестакова Елена Юрьевна
Ответчики
Центральное территориальное Управление имущественных отношений Мин.Оброны РФ
Другие
УФСГРКиК по МО Клинский отдел
Суд
Клинский городской суд Московской области
Судья
Коренева Наталья Федоровна
Дело на странице суда
klin--mo.sudrf.ru
22.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2015Передача материалов судье
25.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.06.2015Предварительное судебное заседание
21.07.2015Судебное заседание
17.08.2015Судебное заседание
21.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2016Дело оформлено
05.09.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее