РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2018 года город Самара
Октябрьский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Шельпук О.С.,
при секретаре Шнигуровой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску Карапетян Э.В. к ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что решением от 14.03.2018 года № 602 ей было отказано в зачете в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого страхового стажа 9 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8. По подсчетам специалистов ее стаж составляет 6 лет 5 месяцев 21 день. При подсчете стажа было установлено, что трудовая книжка была заполнена с нарушением закона, в связи с чем, не были включены следующие периоды работы: с 04.11.1986 по 26.05.1988 года в Ахурянском государственном предприятии бытового обслуживания и с 20.02.1989 по 25.05.1994 в Ленинаканском автопредприятии № 4. С учетом последующих уточнений просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 04.11.1986 по 26.05.1988 года в Ахурянском государственном предприятии бытового обслуживания и с 20.02.1989 по 25.05.1994 в Ленинаканском автопредприятии № 4, обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 02.01.2018 года.
В судебном заседании истец и ее представитель Удалов Г.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Пыленок М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила суду письменный отзыв, согласно которому просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 8 Закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 ст. 3 указанного Федерального закона страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
1. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
3. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
4. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 38 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 1015, определено, что свидетельские показания о периоде работы используются при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. При этом свидетели должны знать этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагать документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших на территорию РФ из бывших республик СССР, урегулирован Соглашением о гарантиях прав граждан-участников СНГ от дата, согласно которому пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания. Таким образом, на истца при разрешении вопроса о ее пенсионном обеспечении в РФ, распространяются требования пенсионного законодательства Российской Федерации. Ответчиком в рамках реализации предоставленных ему полномочий были направлены запросы в компетентные органы Армении для подтверждения страхового стажа заявителя, однако ответы на них получены не были.
Судом установлено, что Решением № 602 от 14.03.2018 года УПФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара истцу было отказано в зачете в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости периодов работы с 04.11.1986 по 26.05.1988 года в Ахурянском государственном предприятии бытового обслуживания и с 20.02.1989 по 25.05.1994 в Ленинаканском автопредприятии № 4, поскольку трудовая книжка заполнены с нарушением Инструкции «О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», а также ввиду отсутствия требуемого страхового стажа.
Согласно трудовой книжке истца серии №... №..., дата она была принята на работу в качестве ордеристки на Ахурянское государственное предприятие бытового обслуживания. ***
Данный период работы подтвержден справкой от 02.07.2018 №03-26, выданной Гюмирйским гос.предприятием БОН «Армбытобслуживание» Республики Армении, согласно которой Ахурянское госпредприятие бытового обслуживания принадлежит РПО «Армбытобслуживание» при Правительстве бытового обслуживания Республики Армении. По приказу РПО «Армбытобслуживание» №122 от 22.06.1992 Ахурянское госпредпритяие бытового облуживания вошло в состав Ленинаканского комбината бытового обслуживания (КБО) г. Ленинакана. Указаны сведения о переименовании указанного предприятия, а именно: по приказу Министерства торговли и обслуживания РА №142 от 15.04.1194 КБО переименован в Гюмрийское гос.предприятие бытового обслуживания населения (БОН), при этом протоколом Ленинаканского городского референдума №45 от 18.07.1991, г. Ленинакан с 21.09.1991 переименован в г. Гюмри.
Согласно данной справке истец работала в Ахурянском гос.предприятии бытового обслуживания с 04.11.1986 (приказ №65 от 04.11.1986) по 26.05.1988 (приказ №36 от 26.05.1988) в качестве оредристки.
У суда нет оснований не доверять представленной справке, поскольку она содержит необходимые реквизиты, заверена подписью и печатью выдавшего ее лица, в связи с чем указанный период подлежит включению в страховой стаж.
20.02.1989 года согласно трудовой книжки истец принята на должность диспетчера на Ленинаканское предприятие № 4.
25.04.1994 года освобождена от занимаемой должности по собственному желания на основании приказа № 165 от 25.05.1994 года.
Из ответа Национального Архива Армении следует, что документы личного состава Ахурянского Гос. Предприятия бытового обслуживания за 1986-1988 года и Ленинаканского Автопредприятия № 4 за 1989-1994 не сохранились в связи с землетрясением.
Таким образом, документы, подтверждающие страховой стаж истца в спорный период времени, утрачены не по ее вине.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Согласно п. 37, 38 названных Правил периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно. При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.