ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2017 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Бакановой О.А.,
при секретаре судебного заседания Даудовой Л.Х.,
с участием заместителя прокурора Кировского района г. Иркутска Грудининой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3963/2017 по исковому заявлению прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Казачинско-Ленский район», неопределенного круга лиц к ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания» ИНН №, КПП №, об обязании выполнить требования природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском в защиту в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Казачинско-Ленский район», неопределенного круга лиц к ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания» ИНН №, КПП №, об обязании выполнить требования природоохранного законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Казачинско-Ленского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами - природопользователями, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории, в частности при осуществлении деятельности обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская Теплоэнергетическая компания» (далее – ООО «СТЭК»).
В ходе проверки установлено, что ООО «СТЭК» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за ОГРН №, ИНН/КПП №. Юридический адрес предприятия: <адрес> <адрес>. Почтовый адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>.
Согласно уставу от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СТЭК» является коммерческой организацией и осуществляет свою деятельность с целью извлечения прибыли.
Согласно приказа ООО «СТЭК» о вступлении в должность директора от ДД.ММ.ГГГГ №, директором Общества является А.А.В.
Основным видом деятельности, осуществляемой ООО «СТЭК» является производство, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
ООО «СТЭК» для осуществления своей деятельности для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № пользуется муниципальным имуществом Магистральнинского муниципального образования, в том числе: земельный участок, общей площадью 17 153 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, ул.ФИО1, <адрес> земельный участок, общей площадью 1490 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, <адрес>, кадастровый №; земельный участок, общей площадью 347 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, ул.ФИО1, <адрес> здание котельной, площадь объекта: 2 805.4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул.ФИО1, <адрес>Б, кадастровый №; помещение котельной, площадь объекта: 102.4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, пом.2, кадастровый №.
По указанному договору бесперебойная подача тепловой энергии, горячей воды, эксплуатации и обслуживания тепловых источников осуществляется ООО «СТЭК» путем эксплуатации комплекса оборудования жилищно-коммунального хозяйства, находящегося в муниципальной собственности Магистральнинского муниципального образования и переданного ООО «СТЭК» в безвозмездное пользование.
По концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Ульканского муниципального образования и ООО «СТЭК», последний, в целях осуществления деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии пользуется комплексом муниципального имущества жилищно-коммунального хозяйства, находящегося в собственности Ульканского муниципального образования.
Согласно договора безвозмездного пользования ДД.ММ.ГГГГ № ООО «СТЭК» при осуществлении деятельности на объектах муниципального имущества обязано строго соблюдать требования законодательства Российской Федерации, служб и ведомств, в том числе Роспотребнадзора, Госпожнадзора, Госэнергонадзора, законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также отраслевых правил и норм, нести ответственность за нарушения в соответствии с действующим российским законодательством.
Кроме того, ООО «СТЭК» обязано обеспечивать уборку и благоустройство прилегающих к эксплуатируемым объектам недвижимости территорий, благоустройство прилегающей территории, и осуществлять данные обязательства с соблюдением российского законодательства.
Согласно концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СТЭК» обязано за свой счет получить лицензии и разрешения, необходимые для строительства, реконструкции и/или использования эксплуатируемого имущества.
При использовании указанных объектов, ООО «СТЭК» оказывает воздействие на атмосферный воздух посредством выбросов вредных (загрязняющих) веществ от организованных и неорганизованных источников загрязнения атмосферного воздуха при топке котельных, расположенных в <адрес> и в <адрес>.
Проведенная прокуратурой Казачинско-Ленского района проверка показала, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разрешительная документация на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в ООО «СТЭК» отсутствует, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не проводилась, проект нормативов предельно-допустимых выбросов юридическим лицом не разрабатывался, разрешение на выбросы Управлением Росприроднадзора по Иркутской области не выдавалось, с заявлением о выдачи такого разрешения ООО «СТЭК» в указанный орган власти не обращалось, производственный контроль за выбросами вредных веществ в атмосферу на предприятии не осуществляется.
Неполучение ООО «СТЭК» указанных документов ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможным превышениям источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Таким образом, для ООО «СТЭК» путем выдачи уполномоченным органом разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с установлением предельно допустимых выбросов не определено какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, деятельность указанного юридического лица по эксплуатации котельной без разрешения на выброс и без проекта предельно допустимых выбросов, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Учитывая, что ООО «СТЭК» в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285, не входит, предприятию надлежало получить соответствующее разрешение в указанном исполнительном органе государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды.
Кроме того, проверкой установлено, что ООО «СТЭК» не осуществлена постановка объектов негативного воздействия на окружающую среду в государственный реестр, чем нарушены требования статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Нарушение требований статьи 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в свою очередь, может повлечь нарушение требований статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» по следующим обстоятельствам:
- производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (части1, 2 статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (статья 69 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории объекта (I - IV категории согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), производится при его постановке на государственный учет в государственный реестр (федеральный или региональный) (пункт 4 статьи 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
То есть, в случае если объект негативного воздействия не поставлен на государственный учет в государственный реестр, обществом не могут быть соблюдены требования статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» по осуществлению производственного экологического контроля.
Таким образом, хозяйственная деятельность ООО «СТЭК» осуществляется без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.
Непроведение ООО «СТЭК» инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, неразработка проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ и неполучение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможному превышению источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов, так как для ООО «СТЭК» путем выдачи уполномоченным органом разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с установлением предельно допустимых выбросов не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, и что это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей. Таким образом ООО «СТЭК» осуществляя хозяйственную деятельность, нарушает установленные требования законодательства.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обязания выполнить требования природоохранного законодательства ООО «СТЭК» по эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ до устранения нарушений природоохранного законодательства.
Экологическая безопасность - система предотвращения существующей угрозы значительного ухудшения экологических параметров среды обитания людей и биосферы в целом, состоянию атмосферы, гидросферы, литосферы и ближней космосферы, видовому составу животного и растительного мира, а также опасности истощения невозобновляемых природных ресурсов в результате различных видов деятельности человека.
Экологическая безопасность производства нацелена на снижение техногенного воздействия на природу и минимизацию экологических рисков. Кроме того, экологическая безопасность является важным фактором качества окружающей среды.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, деятельность указанного юридического лица по эксплуатации источников выбросов создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Просит суд с учетом уточнения, обязать ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания» (ОГРН №, ИНН/КПП №) обратиться в Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявлением о постановке на учет существующих объектов негативного воздействия на окружающую среду - эксплуатируемого по договору безвозмездного пользования ООО «СТЭК» комплекса оборудования жилищно-коммунального хозяйства, находящегося в муниципальной собственности Магистральнинского муниципального образования в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания» (ОГРН №, ИНН/КПП №) разработать проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания» (ОГРН №, ИНН/КПП №) обратиться в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области с заявлением о выдаче разрешительной документации на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с установлением предельно допустимых выбросов и других условий, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Кировского района г. Иркутска Грудинина О.Ю., уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание ответчик ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания», извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства, по адресу, указанному в исковом заявлении, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки суд в известность не поставило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявило. Доказательств уважительности причин неявки ответчика в материалах дела не содержится.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с ч. 1 ст.117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства. Факт неявки на почту за корреспонденцией из суда, расценивается как отказ от получения судебного извещения.
Лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится (ст. 118 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, регулирующей юридически значимые сообщения, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 25, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что граждане несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Согласно п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 25, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Судебные извещения направлены по всем известным суду адресам заказным письмом, однако ответчик в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки суд в известность не поставил.
Пунктом 3 ст. 10 ГК РФ закрепляется презумпция добросовестности участников гражданско-правовых отношений, осуществляя тем самым защиту гражданских прав, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии с п.1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.
Основываясь на нормах п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки; п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», п. 63, 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 23.06.2015 N 25, ст. ст. 113, 117, 119 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, приступив к рассмотрению дела по существу в порядке заочного производства.
В силу п.1 ст.233 ГПК РФ и на основании заявления представителя истца гражданское дело № 2-3963/2017 рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с п. 1. ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно требованиям ч. 1, 2 ст. 39 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 14 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Статьей 22 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Пунктами 6,7 Приказа Минприроды России от 31.12.2010 № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» установлено, что к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию. При этом государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в приложении 2 к настоящему Приказу, а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка.
Согласно пункту 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В соответствии с п. 9 указанного Положения выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу пп. 7 п. 7 Положения о министерстве природных ресурсов и эко-логии Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп, одно из функций министерства является выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в соответствии с законодательством.
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (части1, 2 статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (статья 69 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории объекта (I - IV категории согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029), производится при его постановке на государственный учет в государственный реестр (федеральный или региональный) (пункт 4 статьи 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В судебном заседании установлено, что согласно Уставу общества основным видом деятельности, осуществляемой ООО «СТЭК» является производство, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Судом установлено, что ООО «СТЭК» для осуществления своей деятельности для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № пользуется муниципальным имуществом Магистральнинского муниципального образования, в том числе: земельный участок, общей площадью 17 153 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, ул.ФИО1, <адрес> земельный участок, общей площадью 1490 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, <адрес>, кадастровый №; земельный участок, общей площадью 347 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, ул.ФИО1, <адрес>; здание котельной, площадь объекта: 2 805.4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул.ФИО1, <адрес>Б, кадастровый №; помещение котельной, площадь объекта: 102.4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, пом.2, кадастровый №.
По указанному договору бесперебойная подача тепловой энергии, горячей воды, эксплуатации и обслуживания тепловых источников осуществляется ООО «СТЭК» путем эксплуатации комплекса оборудования жилищно-коммунального хозяйства, находящегося в муниципальной собственности Магистральнинского муниципального образования и переданного ООО «СТЭК» в безвозмездное пользование.
Также судом установлен, что согласно концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Ульканского муниципального образования и ООО «СТЭК», общество, в целях осуществления деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии пользуется комплексом муниципального имущества жилищно-коммунального хозяйства, находящегося в собственности Ульканского муниципального образования.
Согласно договору безвозмездного пользования ДД.ММ.ГГГГ № ООО «СТЭК» при осуществлении деятельности на объектах муниципального имущества обязано строго соблюдать требования законодательства Российской Федерации, служб и ведомств, в том числе Роспотребнадзора, Госпожнадзора, Госэнергонадзора, законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также отраслевых правил и норм, нести ответственность за нарушения в соответствии с действующим российским законодательством.
Кроме того, ООО «СТЭК» обязано обеспечивать уборку и благоустройство прилегающих к эксплуатируемым объектам недвижимости территорий, благоустройство прилегающей территории, и осуществлять данные обязательства с соблюдением российского законодательства.
Согласно концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СТЭК» обязано за свой счет получить лицензии и разрешения, необходимые для строительства, реконструкции и/или использования эксплуатируемого имущества.
Согласно доводов искового заявления при использовании указанных объектов, ООО «СТЭК» оказывает воздействие на атмосферный воздух посредством выбросов вредных (загрязняющих) веществ от организованных и неорганизованных источников загрязнения атмосферного воздуха при топке котельных, расположенных в <адрес> и в <адрес>.
Проведенной прокуратурой Казачинско-Ленского района проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разрешительная документация на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в ООО «СТЭК» отсутствует, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не проводилась, проект нормативов предельно-допустимых выбросов юридическим лицом не разрабатывался, разрешение на выбросы Управлением Росприроднадзора по <адрес> не выдавалось, с заявлением о выдачи такого разрешения ООО «СТЭК» в указанный орган власти не обращалось, производственный контроль за выбросами вредных веществ в атмосферу на предприятии не осуществляется.
Факты выявленных нарушений зафиксированы в заключении по результатам участия специалистов Управления Росприроднадзора по Республике Тыва в выездной проверке соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания».
Доказательств устранения выявленных нарушений ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Казачинско-Ленский район», неопределенного круга лиц к ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания» ИНН 3808195596, КПП 380801001, об обязании выполнить требования природоохранного законодательства являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом того обстоятельства, что вопросы устранения выявленных нарушений и приведения осуществляемой деятельности в соответствие с нормами действующего законодательства требуют временных затрат, суд полагает необходимым определить срок – один месяц с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого решение суда подлежит исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области к ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания» ИНН №, КПП № - удовлетворить.
Обязать ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания» (ОГРН №, ИНН/КПП №) обратиться в Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявлением о постановке на учет существующих объектов негативного воздействия на окружающую среду - эксплуатируемого по договору безвозмездного пользования ООО «СТЭК» комплекса оборудования жилищно-коммунального хозяйства, находящегося в муниципальной собственности Магистральнинского муниципального образования в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания» (ОГРН №, ИНН/КПП №) разработать проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания» (ОГРН №, ИНН/КПП №) обратиться в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области с заявлением о выдаче разрешительной документации на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с установлением предельно допустимых выбросов и других условий, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Сибирская Теплоэнергетическая компания» (ОГРН № ИНН/КПП №) в пользу бюджета г. Иркутска государственную пошлину в размере 18 000 рублей.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 04.12.2017 г.
Председательствующий О.А. Баканова