дело 2-584/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серпухов
19 марта 2013 года
Серпуховский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
при секретаре судебного заседания Жмыховой Е.Ю.,
с участием:
прокурора Алексеева А.А.,
заявителя Беспалова А.А.,
председателя УИК №2738 - Сановского И.И.,
представителя КПРФ – Волкова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Беспалова А.А. об оспаривании действий участковой избирательной комиссии и территориальной избирательной комиссии,
установил:
Беспалов А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий участковой избирательной комиссии и территориальной избирательной комиссии, свои требования мотивирует тем, что является членом Коммунистической Партии РФ, решением Партийного комитета Серпуховского районного отделения КПРФ был назначен в члены УИК №2738 с правом решающего голоса. Однако, его кандидатуру, без всяких оснований, поставили под сомнение. Он не был допущен к работе в избирательной комиссии. Тем самым КПРФ самовольно лишили места в УИК №2738, нарушив его Конституционное права и Федеральный закон о выборах Президента. Так как его не допустили в комиссию, он был просто наблюдателем, и при выборах Президента были многочисленные нарушения.
В судебном заседании заявитель Беспалов А.А. заявление поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснил, что желает знать в чём его вина, что его не допустили в комиссию, на восстановлении своих прав не настаивает, уже прошло время, просто просит признать действия ТИК незаконными. Он публичный человек, всегда на виду, награждался Почетными грамотами Главами города, Советом депутатов за высокий профессионализм, активную и плодотворную общественную работу в своем избирательном округе №10 (где находится УИК №2738), а также отмечен Благодарностью за активное участие в предвыборной компании и самих выборах 04.12.2011г.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии избирательного участка №2738 Сановский И.И. в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что в соответствии с ФЗ «О выборах Президента» и ФЗ «Об основах гарантии избирательного права» УИК формируется вышестоящей избирательной комиссией, то есть ТИК. Решением ТИК была сформирована УИК, с фамилиями кто входит в комиссию, среди данных фамилий не было Беспалова. УИК сама себя формировать не может, не может самостоятельного кого-то избирать или исключать из комиссии.
Представитель заинтересованного лица Серпуховского районного отделения КПРФ Волков А.А. в судебном заседании заявление Беспалова А.А. поддержал, пояснил, что были нарушены Конституционные права Коммунистической партии.
Представитель заинтересованного лица Территориальной Избирательной комиссии города Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление не обосновано и не подлежит удовлетворению, суд пришел к следующему выводу.
Из материалов гражданского дела судом установлено, что решением Территориальной Избирательной комиссии города Серпухов московской области утверждено количество членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса по выборам Президента РФ на соответствующем избирательном участке (л.д.31-34). В участковой избирательной комиссии избирательного участка №2738 количество членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса определено в количестве 9.
Решением ТИК г.Серпухова №58 от 07.02.2012г. сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №2738 (л.д.35-36), решением ТИК №59 от 07.02.2012г. председателем УИК №2738 назначен Сановский И.И. (л.д.34).
В соответствии с п.2 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с ч.1,2 ст.25 Федерального закона от 10.01.2003г. №19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями ст.16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения либо лицами, указанными в п.5 и 6 настоящей статьи. В случаях, предусмотренных п.4 настоящей статьи, избирательные участки образуются территориальной избирательной комиссией. Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 10.01.2003г. №19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» Политические партии участвуют в выборах Президента Российской Федерации, в том числе выдвигают кандидатов, в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О политических партиях". Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах Президента Российской Федерации, в том числе выдвигать кандидатов, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) данного решения публикует указанный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети "Интернет", а также в этот же срок направляет указанный список в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в п.1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Согласно п.1 указанной нормы Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со ст.82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п.17 ст.35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.
Право внесения предложений по кандидатурам в составы избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований, территориальных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений.
Согласно п.5 ст.27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со ст.82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Кроме этого, в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со ст.ст.22-27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ право предложить кандидатуры в состав избирательных комиссий принадлежит только политическим партиям, избирательным объединениям, иным общественным объединениям, представительным органам муниципальных образований, ряду избирательных комиссий, собраниям избирателей. Решение соответствующей избирательной комиссии, которым предложенная кандидатура не включена в состав избирательной комиссии, может быть оспорено политической партией, избирательным объединением, охраняемые законом интересы которых затрагиваются этим решением.
По настоящему делу заявителем является Беспалов А.А., а не политическая партия.
Судом установлено, что Решением №58 от 07.02.2012г. Территориальной избирательной комиссии города Серпухов сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №2738 по выборам Президента Российской Федерации в количестве 9 членов с правом решающего голоса (л.д.35-36). Указанным решением назначены: В. (от политической партии «Единая Россия»), Ж. (от политической партии ЛДПР), Ш. (от политической партии «Справедливая Россия»), Сановский И.И., К., Г., А., Е.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из разъяснений, изложенных в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", следует, что необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст.152, ч.4 ст.198 и ч.2 ст.256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
При таких обстоятельствах заявление является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку заявление подано с нарушением установленных законом сроков, поскольку заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав, так как достоверно установлено, что оспариваемое бездействие ТИК относится к февралю-марту 2012 года, при этом, в суд за защитой своих нарушенных прав Беспалов А.А. обратился только 17.01.2013 года, то есть за пределами установленного ст.256 ГПК РФ срока обращения в суд
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Беспалова А.А. об оспаривании действий участковой избирательной комиссии №2738 и территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Серпуховский городской суд.
Председательствующий В.А.Коляда
Мотивированное решение суда изготовлено 25 марта 2013 года.
Председательствующий В.А.Коляда