Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3717/2020 ~ М-3413/2020 от 03.06.2020

Дело № 10RS0011-01-2020-004804-50 (2а-3717/2020)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.06.2020 г.Петрозаводск

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе

судьи Е.В. Лазаревой

при секретаре А.А. Куценко

с участием:

административного истца Д.В. Зенькова

представителей административного А.А. Логинова, М.В. Зеньковой, дейст-

истица вующих на основании доверенностей от

16.06.2020 и 19.06.2020 соответственно

представителя административного С.Г. Шахника, действующего основании

ответчика доверенности от 14.01.2020

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зенькова Дмитрия Валерьевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия о признании незаконным заключения об аннулировании удостоверения частного охранника,

УСТАНОВИЛ:

Зеньков Дмитрий Валерьевич (далее – административный истец, заявитель) обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия (далее – Управление Росгвардии, административный ответчик) о признании незаконным заключения (далее – заключение от 11.03.2020, оспариваемое заключение), утвержденного 11.03.2020 заместителем начальника Управления Росгвардии Миклушевским Олегом Эдуардовичем (далее – административный соответчик), которым было аннулировано удостоверение частного охранника серии В № 599639, выданного 21.02.2016 административному истцу, полагая его незаконным, нарушающим его права и законные интересы.

Определением от 04.06.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель начальника Управления Росгвардии Миклушевский О.Э.

Судом в судебном заседании 17.06.2020 в 14:00 час., о котором были извещены лица, участвующие в деле, и в котором принимали участие административный истец, его представитель Логинов А.А., представитель Управления Росгвардии, был объявлен перерыв до 11:30 час. 23.06.2020, сведения о котором были размещены на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и рассмотрение дела было продолжено с участием представителями административного истца Зеньковой М.В. и Управления Росгвардии.

Административный истец и его представители в ходе рассмотрения дела на иске настаивали.

Представитель Управления Росгвардии считал оспариваемое решение законным и обоснованным.

Административный соответчик, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Заявитель с 12.01.2018 является единственным учредителем (участником) общества с ограниченной ответственностью Охранное предприятие «Гектор» (далее – ООО ОП «Гектор»), обладающего лицензией на осуществление частной охранной деятельности (срок действия лицензии – с 18.05.2017 по 18.05.2022), в котором с 12.07.2017 по 17.03.2020 являлся его руководителем (директором).

Так же административный истец является заместителем руководителя общества с ограниченной ответственностью Охранное предприятие «Монолит» (далее – ООО ОП «Монолит»), обладающего лицензией на осуществление частной охранной деятельности (срок действия лицензии – с 16.05.2018 по 17.05.2023).

Административному истцу 21.02.2016 выдано удостоверение частного охранника серия Б № 599639, сроком действия до 21.02.2021 (далее – удостоверение от 21.02.2016).

Постановлением от 01.03.2019 № 10ЛРР002210219000089 (далее – постановление от 01.03.2019) заявитель в качестве должностного лица (директора ООО ОП «Гектор») был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), по которому назначенное наказание в соответствие со ст. 4.1.1 КоАП РФ было заменено предупреждением.

Копия постановления от 01.03.2019 в этот же день вручена административному истцу, в связи с чем указанное постановление вступило в законную силу 12.03.2019.

Постановлением от 04.10.2019 № 10ЛРР001041019000027 (далее – постановление от 04.10.2019) заявитель в качестве должностного лица (и.о. директора ООО ОП «Монолит») был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ, по которому назначенное наказание в соответствие со ст. 4.1.1 КоАП РФ было заменено предупреждением.

Копия постановления от 04.10.2019 в этот же день вручена административному истцу, в связи с чем указанное постановление вступило в законную силу 15.10.2019.

Оба указанных постановления были вынесены должностными лицами Управления Росгвардии.

Должностное лицо Управления Росгвардии, после выявления 11.03.2020 факта привлечения заявителя к административной ответственности по постановлениям от 01.03.2019 и 04.10.2019, подготовило заключение об аннулировании удостоверения от 21.02.2016, которое 11.03.2020 было утверждено заместителем начальника Управления Росгвардии Милашевским О.Э.

О принятии оспариваемого заключения административный истец был уведомлен направлением 12.03.2020 копии оспариваемого заключения, которые были им получены 17.03.2020.

С настоящим административным иском заявитель обратился 02.06.2020.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд, с учетом характера заявленных требований, не усматривает оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления, в связи с чем, разрешая настоящее дело, проверяет исключительно оспариваемое заключение, не будучи связанным указанными административным истцом основаниями и доводами (ч. 3 ст. 62, чч. 1 и 2 ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ), но не проверяя законность иных решений, принятых в отношении административного истца, в том числе, в контексте правовой позиции, содержащейся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – постановление № 15) не проверяет законность постановлений от 01.03.2019 и 04.10.2019, явившихся основанием для вынесения заключения от 11.03.2020.

С учетом даты получения оспариваемого заключения, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок для его оспаривания не истек.

Отношения, связанные с осуществлением в Российской Федерации частной детективной и охранной деятельности, а также с определением правового статуса частного охранника, регулируются Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о частной детективной и охранной деятельности).

Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации (ч. 1 ст. 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности).

Согласно пп. 10 и 12 части второй статьи 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

– у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года (п. 10);

– повторно привлеченные в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, – до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (п. 12).

В соответствие с пп. 1 и 2 части четвертой статьи 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности удостоверение частного охранника аннулируется в случае:

– в том числе, повторного привлечения в течение одного года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (п. 1);

– возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника (п. 2).

В силу части пятой указанной статьи удостоверение частного охранника аннулируется по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа.

Из буквального содержания п. 12 части второй, пп. 1 и 2 части четвертой статьи 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности следует, что основанием для аннулирования удостоверение частного охранника является сам факт повторного привлечения в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Каких-либо ограничений относительно того, что удостоверение частного охранника подлежит аннулированию лишь в случае, если лицо, которому оно выдано, привлечено к административной ответственности в качестве гражданина, указанные положения не содержат.

Предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц (в частности, определения для них специальных составов административных правонарушений, вида и размера административного наказания и т.д.), не изменяет соответствующих неблагоприятных правовых последствий привлечения к административной ответственности (включая обязанность по уплате наложенного на него административного штрафа) для привлеченного лица (определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2726-О).

Постановлениями от 01.03.2019 и 04.10.2019 заявитель был привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.16 и ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ (соответственно), при этом административный штраф, являющийся единственным из предусмотренных указанными составами административных правонарушений, наказанием для должностных лиц, был заменен в соответствие с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предупреждением, то есть, с учетом п. 1 ч. 1 ст. 3.2, чч. 1 и 3 ст. 3.4 КоАП РФ, на иной вид административного наказания, в связи с чем административный истец является лицом, дважды в течение года привлеченным к административной ответственности.

Из взаимосвязанных положений пункта 12 части второй, пункта 1 части четвертой и части пятой статьи 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности следует, что удостоверение частного охранника аннулируется по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа в случае повторного привлечения в течение одного года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, если на момент принятия решения об аннулировании ни по одному из фактов привлечения к административной ответственности, не истек установленный ст. 4.6 КоАП РФ срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (аналогичный подход применительно к сходным правоотношениям вытекает из разъяснений, сформулированных в абзаце втором пункта 13 постановления № 15).

В силу части пятой статьи 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности, п. 2 Правил выдачи и продления территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации срока действия удостоверения частного охранника, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (далее – Правила № 587) решения об аннулировании удостоверений частного охранника принимаются Территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

С учетом изложенного, п. 43 Положения о Центре лицензионно-разрешительной работы и отделениях Управления, п. 3.10 должностного регламента административного соответчика, последний был вправе принимать решение об аннулировании удостоверения от 21.02.2016 в виде утверждения заключения об аннулировании удостоверения частного охранника в соответствие с п. 66, приложение № 8 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, утвержденному приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.11.2019 № 395 (далее – Административный регламент № 395).

Вынесение обоих постановлений (от 01.03.2019 и 04.10.2019) должностными лицами Управления, презюмирует осведомленность последнего и осведомленность всех его должностных лиц о наличии оснований для принятия решения об аннулировании удостоверения от 21.02.2016 (включая факт вступления соответствующих постановлений в законную силу).

Таким образом, оспариваемое заключение было вынесено с превышением установленного п. 66 Административного регламента № 395 трехдневного срока со дня вступления постановления от 04.10.2019 в законную силу, который истек 18.10.2019.

Столь значимое нарушение указанного срока (более, чем на 4 месяца) не только создает неопределенность в правовом положении административного истца, чье удостоверения частного охранника может быть аннулировано в любой момент (что само по себе свидетельствует о нарушении его прав), но и с учетом взаимосвязанных положений пп. 10 и 12 части второй статьи 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности увеличивает срок, в течение которого административный истец лишается права претендовать на приобретение правового статуса охранника, в который включается как срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию, так и год после принятия решения об аннулировании.

В случае своевременного принятия решения об аннулировании удостоверения от 21.02.2016, данный срок должен был истечь не позднее 18.10.2020, тогда как в связи с принятием оспариваемого заключения 01.03.2020 данный срок истечет лишь 02.03.2021.

Указанное в силу пп. «б» п. 3 ч. 9 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ само по себе является основанием для признания незаконным оспариваемого заключения, как принятого с нарушением установленного порядка принятия оспариваемого заключения и одновременно нарушающего права и законные интересы административного истца.

Кроме того, аннулирование удостоверения от 21.02.2016 влечет для административного истца ряд неблагоприятных правовых последствий, связанных не только с возможностью реализовать в соответствие с частью первой статьи 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности свои права на работу частным охранником по трудовому договору с частной охранной организацией, но и применительно к взаимосвязанным положениям части четвертой, пункта 2 части пятой, части седьмой статьи 15.1 указанного Федерального закона, руководить частной охранной организацией и учреждать ее (поскольку в связи с утратой статуса частного охранника, данный вид деятельности перестал быть основным для заявителя).

Столь значимое ограничение конституционно значимых прав на труд, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации), влекущее наступление неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу, должно обуславливаться соблюдением таких конституционных принципов демократического правового государства, как приоритет прав и свобод человека и гражданина, справедливость, юридическое равенство, соразмерность устанавливаемых ограничений, учитывающее баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов, используя при этом не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные конституционно одобряемыми целями меры (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2013 № 19-П, от 21.03.2014 № 7-П, от 11.11.2014 № 29-П, от 18.04.2017 № 12-П, от 13.02.2020 № 8-П, от 06.04.2020 № 14-П и др.).

С учетом взаимосвязанных положений пп. 1 и 2 ст. 1.1, ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 11.1, ст.ст. 16-18 Закона о частной детективной и охранной деятельности частный охранник – лицо, имеющее ряд ограничений (связанных с возрастом, наличием гражданства Российской Федерации, профессионального образования и квалификации), имеющий право работать в организациях, оказывающих услуги по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке) с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, включая ряд объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий, а также применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных указанным Законом.

С учетом указанного характера деятельности, столь значимых прав частного охранника, законодателем установлен ряд ограничений в отношении лиц, претендующих на получение правового статуса частного охранника, одним из которых является повторное в течение одного года привлечение к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, что, исходя из характера правонарушений, установленных главой 20 КоАП РФ, само по себе не может быть признано чрезмерным.

Вместе с тем, при принятии решения о правовых последствиях повторного привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность в виде аннулирования ранее выданного удостоверения охранника, исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (справедливость, юридическое равенство, соразмерность), должны учитываться характер и существенность допущенных нарушений, их последствия, срок, истекший с момента вынесения каждого постановления и т.д. (применительно к правовым подходам, сформулированным в п. 15 постановления № 15, п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).

Принимая решение о привлечении заявителя к административной ответственности должностные лица Управления с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ пришли к выводу, что по обоим эпизодам отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественный ущерб, в связи с чем заменили предупреждением подлежащие назначению наказание в виде административного штрафа.

Тем самым, должностными лицами Управления была констатирована незначительная общественная опасность совершенных заявителем административных правонарушений.

Истечение срока, в течение которого лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию, вовсе аннулирует соответствующие правовые последствия (в том числе, исключает возможность принятия оспариваемого заключения), в связи с чем с приближением его окончания, степень опасности совершенного им правонарушения значительно снижается.

С учетом совокупности указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что заключение от 11.03.2020 было принято при наличии формальных оснований, всего за один день до истечения установленного ст. 4.6 КоАП РФ срока и без учета констатированной должностными лицами незначительной опасности совершенных заявителем административных правонарушений.

Указанное не дает оснований для признания административного соответчика обеспечившим баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов заявителя по ограничению права на труд и свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с одной стороны и публичных интересов по осуществлению охранной деятельности лицами, отвечающими установленными частью второй статьи 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности критериям, что само по себе свидетельствует о незаконности оспариваемого заключения, как принятого в отсутствие оснований для его принятия (пп. «в» п. 3 ч. 9 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ), что является самостоятельным основанием для признания его незаконным.

Признание незаконным оспариваемого заключения не требует принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов заявителя.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ издержки, понесенные административным истцом, следует отнести на Управление.

Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение (заключение) от 11.03.2020 года об аннулировании удостоверения частного охранника серии В № 599639, принятое в отношении Зенькова Дмитрия Валерьевича, утвержденное заместителем начальника Управления Росгвардии по Республике Карелия – начальником центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республики Карелия Милашевским Олегом Эдуардовичем.

Взыскать с Управления Росгвардии по Республике Карелия в пользу Зенькова Дмитрия Валерьевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Е.В. Лазарева

Решение в окончательной форме принято 09.07.2020

(ч.2 ст. 92, ч.2 ст.177 КАС РФ, ч.5 ст. 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ

от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов

организации и функционирования публичной власти",

Указы Президента РФ № 188 от 17.03.2020, № 345 от 29.05.2020, № 354 от 01.06.2020)

Срок подачи апелляционной жалобы – до 10.08.2020 включительно.

2а-3717/2020 ~ М-3413/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зеньков Дмитрий Валерьевич
Ответчики
заместитель начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия Миклушевский Олег Эдуардович
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия
Другие
Логинов Андрей Анатольевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
03.06.2020Регистрация административного искового заявления
03.06.2020Передача материалов судье
04.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2020Рассмотрение дела начато с начала
04.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
09.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2020Дело оформлено
15.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее