РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Лямбирь 16 октября 2018 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Солдатова М.О.
при секретаре Бахметовой Л.К.
с участием:
административного истца Деминой Т.В.,
представителя административного истца - адвоката Торчиковой Э.В., действующей на основании ордера №2707 от 04.10.2018 г,
административного ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, его представителя Карабановой Е.Н., действующей на основании доверенности №4 от 28.01.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Деминой Т.В. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения огородничества,
установил:
Демина Т.В. обратилась в суд к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований Демина Т.В. указала, что в мае 2018 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для огородничества площадью 1240 кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, <адрес>. Письмом администрации района от 18.06.2018 года за №617 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок в данной конфигурации перекрывает противопожарный доступ к другим земельным участкам. Считает отказ администрации района необоснованным, поскольку действующим законодательством отказ по подобным основаниям не предусмотрен.
Просит суд признать незаконным решение администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №617 от 18.06.2018 г., обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты>.м. по вышеуказанному адресу для ведения огородничества.
В судебном заседании административный истец Демина Т.В., ее представитель - адвокат Торчикова Э.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабанова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, считала оспариваемое решение законным и обоснованным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положениями подпункта 2 пункта 1 названной статьи предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
При этом решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Установлено судом и следует из материалов дела, что 22 мая 2018 года Демина Т.В. обратилась в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения огородничества площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, <адрес> кадастровый квартал <номер>, в соответствии с прилагаемой схемой.
Письмом №617 от 18 июня 2018 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок в данной конфигурации перекрывает противопожарный доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами <номер>
Между тем пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит такого основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как перекрытие противопожарного доступа к иным земельным участкам.
Кроме того, административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств в подтверждение того, что испрашиваемый земельный участок перекрывает противопожарный доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами <номер>. Данный довод административного ответчика является голословным и какими-либо объективными доказательствами не подтвержден.
Допрошенный к качестве свидетеля главный специалист отдела земельных отношений администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия К.Р.Р. пояснил, что являлся непосредственным исполнителем, работавшим с заявлением Деминой Т.В., и считает, что в результате застройки либо ограждения испрашиваемого земельного участка противопожарный доступ к другим земельным участкам будет ограничен.
Между тем, довод о том, что случае возведения ограждений или застройки испрашиваемого земельного участка будет ограничен противопожарный доступ носит преждевременный и предположительный характер, и не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Ссылок на какие-либо иные предусмотренные Земельном кодексом Российской Федерации основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в письме администрации района не имеется, и само оспариваемое письмо №617 от 18 июня 2018 г., составленное за подписью Главы Лямбирского муниципального района Давыдова Ш.Ф., не отвечает требованиям статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, четко регламентирующей порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также порядок, форму и содержание решения уполномоченного органа по результатам такого рассмотрения.
Кроме того, в нарушении пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемое административным истцом решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержит прямого указания на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в предварительном согласовании предоставления Деминой Т.В. земельного участка не соответствует требованиям закона.
При этом рассмотрение заявления Деминой Т.В. предполагает реализацию ответчиком своих исключительных полномочий как органа местного самоуправления по вопросам, имеющим муниципальное значение.
Вместе с тем, суд проверяет законность действий или бездействий уполномоченных органов, но не в праве подменять своими решениями их полномочия. Если орган публичной власти фактически не принимал решения в том виде и в том содержании, которые предусмотрены требованиями закона, суд не вправе самостоятельно принимать решения, не относящиеся к его компетенции, но может возложить на орган публичной власти, обладающий соответствующими полномочиями, обязанность принять решение, о котором просил гражданин.
Учитывая изложенное, суд считает правильным возложить на администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обязанности по устранению допущенного нарушения прав Деминой Т.В. путем рассмотрения ее заявления о предварительном согласовании предоставления поименованного земельного участка для ведения огородничества, поскольку поданное административным истцом заявление подлежит обязательному рассмотрению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Деминой Т.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №617 от 18 июня 2018 года в предварительном согласовании предоставления Деминой Т.В. земельного участка площадью <номер> кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, <адрес>
Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия рассмотреть заявление Деминой Т.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия М.О. Солдатов