Решение по делу № 2-580/2016 от 03.11.2016

Гр. дело № 2-580/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    20 декабря 2016 года    ***

Белозерский районный суд *** в составе:

    судьи     Толошинова П.С.,

    ***

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Столярова А.А. к Совету города ***, Министерству ***, администрации муниципального образования «Город ***» о взыскании убытков, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Столяров А.А. обратился в суд с административным иском к Совету города ***, Министерству *** о взыскании убытков, компенсации морального вреда.

В обоснование административного иска указано, что *** он (Столяров А.А.), являющийся журналистом Интернет-издания «***», в нарушение действующего законодательства, не был допущен на заседание комиссии депутатов Совета города ***. В результате незаконных действий должностных лиц органа местного самоуправления (Совета города) он был лишен возможности осуществлять свою профессиональную деятельность, лишился гонорара в сумме *** рублей, который был положен ему за репортаж. Кроме того, ему также причинен моральный вред, который он оценивает в сумму *** рублей. Со ссылкой на ст. 1071 ГК РФ истец просит взыскать причиненные убытки и компенсацию морального вреда с Министерства ***.

Поскольку в административном исковом заявлении истец просит лишь взыскать упущенный заработок и компенсацию морального вреда, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года № 36, дело рассматривалось в порядке гражданского судопроизводства.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Город ***».

В судебном заседании истец Столяров А.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснил, что на основании гражданско-правового договора он является журналистом Интернет-издания «***». *** он по заданию главного редактора Интернет-издания «***» он прибыл на заседание комиссии депутатов Совета города, предъявил журналистское удостоверение и начал видеосъемку заседания. Однако, депутаты Совета города приняли решение провести закрытое заседание, в связи с чем его попросили удалиться.

Представитель ответчика – Министерства *** в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на иск Столярова А.А. указал, что Министерство *** привлечено к участию в деле в качестве ответчика ошибочно, поскольку Министерство *** не отвечает по обязательствам органов местного самоуправления и не представляет интересы бюджетов муниципальных образований. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального образования «Город ***».

Представитель ответчика – Совета города *** Е.Т.. в судебном заседании пояснила, что заседания Совета города носят открытый характер. На них может присутствовать любое заинтересованное лицо, представители средств массовой информации. О предстоящих заседаниях Совета города население информируется своевременно. *** в здании администрации города *** проводилось заседание комиссии депутатов Совета города. На заседании комиссии обсуждалась повестка дня предстоящего заседания Совета города. Вопросов, отнесенных законом к информации с ограниченным доступом, на данном заседании комиссии не рассматривалось. Участие (присутствие) граждан и представителей средств массовой информации на подобных заседаниях не предусмотрено ни Уставом города, ни Регламентом Совета города, ни каким-либо еще муниципальным актом. В связи с чем, депутаты Совета города приняли решение провести заседание комиссии в закрытом режиме и попросили присутствующего Столярова А.А. покинуть зал заседаний. Полагает, что действия должностных лиц Совета города были законными и обоснованными, а права и законные интересы Столярова А.А. нарушены не были. Кроме того, у Интернет-издания «***» отсутствует лицензия на освещение деятельности органов местного самоуправления. Никаких репортажей, сообщений о деятельности органов местного самоуправления на сайте Интернет-издания «***» никогда не публиковалось. Вместо этого, в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет публикуется негативная информация об органах местного самоуправления города ***. Данная информация носит недостоверный характер, подрывает авторитет власти, унижает честь и достоинство депутатов Совета города и жителей города. Статус журналиста Столяровым А.А. не подтвержден (отсутствует приказ о приеме его на работу, трудовой договор, должностная инструкция). Полагает, что истцом не представлено никаких доказательств того, что на заседании комиссии он присутствовал как представитель средств массовой информации, что он является журналистом Интернет-издания «***», что ему в результате действий должностных лиц Совета города причинены какие-либо убытки (упущенный заработок) и моральный вред.

Представитель соответчика – администрации города *** Ж.А.. с иском не согласна. Суду пояснила, что повестка дня заседания Совета города, принятая на указанном заседании комиссии Совета города, была опубликована в средствах массовой информации, в связи с чем право Столярова А.А. на получение информации нарушено не было. Удаление Столярова А.А. с заседания комиссии вызвано, в первую очередь, его некорректным поведением, которое препятствует нормальной работе органов местного самоуправления. Администрация города является распорядителем средств бюджета муниципального образования «Город ***».

Представитель третьего лица на стороне истца – Интернет издания «***» в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании (***) суду пояснил, что он является учредителем и главным редактором средства массовой информации – Интернет-издания «***». Средство массовой информации зарегистрировано в установленном порядке в Роскомнадзоре. Лицензии на осуществление журналистской деятельности по действующему законодательству не требуется. Столяров А.А. осуществляет свою журналистскую деятельность на основании гражданско-правового договора, заключенного с Интернет-изданием «***». *** Столяров А.А. по его (К.С.) заданию был направлен на заседание комиссии депутатов Совета города с целью провести репортаж. Столяров А.А. представил удостоверение журналиста и пресс-карту, но тем не менее не был допущен на заседание комиссии (был удален с заседания). За репортаж Столярову А.А. был положен гонорар в сумме *** рублей.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 года № 2124-1 (далее – Закон о средствах массовой информации) в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

В соответствии со ст. 2 Закона о средствах массовой информации под средством массовой информации понимается (в том числе) сетевое издание. Под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Интернет-издание «***» зарегистрировано в Роскомнадзоре *** (л.д. 13), его учредителем (и главным редактором) является К.С., Столяров А.А. осуществляет обязанности журналиста указанного средства массовой информации на основании гражданско-правового договора (л.д. 5, 160, 161). Таким образом, доводы ответчиков о том, что Интернет-издание «***» не является средством массовой информации, что Столяров А.А. не является журналистом указанного средства массовой информации, являются несостоятельными. Доводы ответчика о том, что у Интернет-издания «***» отсутствует лицензия на освещение деятельности органов местного самоуправления, на законе не основана. Закон о средствах массовой информации не предусматривает получение средством массовой информации какого-либо иного специального разрешения (лицензии), за исключением случая получения лицензии на телевизионное вещание и радиовещание.

Согласно ст. 38 Закона о средствах массовой информации граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от *** № 8-ФЗ (далее – Закон об информации) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления – это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления. Пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Закона об информации основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются (в том числе):

- открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

- свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Согласно ст. 5 Закона об информации доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.

Согласно ст. 6 Закона об информации доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;

Таким образом, Столяров А.А., являясь журналистом средства массовой информации, имел право получать информацию о деятельности органов местного самоуправления, в том числе путем присутствия на заседании коллегиального органа (комиссии депутатов Совета города) органа местного самоуправления.

Действия Столярова А.А. соответствуют требованиям ст. 47 Закона о средствах массовой информации, в соответствии с которой журналист имеет право:

- искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

- посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

- получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

- производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом.

До начала заседания (как следует из представленной истцом видеозаписи) он, в соответствии со ст. 49 Закона о средствах массовой информации, поставил присутствующих в известность о том, что он проводит видеосъемку заседания и предъявил удостоверение журналиста.

Действия должностных лиц Совета города суд, напротив, признать законными не может.

Как следует из протокола совместного заседания комиссий депутатов Совета города (л.д. 141) предметом заседания не являлись вопросы, связанные с обсуждением информации ограниченного доступа.

В отсутствие в Уставе города (л.д. 15-117) и в Регламенте Совета города *** (л.д. 118-123) положений о порядке и условиях присутствия журналистов на заседаниях какого-либо коллегиального органа органа местного самоуправления, а также в отсутствие специального муниципального акта, регулирующего данный вопрос, действия должностных лиц Совета города, принявших решение провести закрытое заседание и удаливших журналиста с заседания комиссий Совета города, являются самовольными и незаконными.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, суд считает необходимым взыскать в пользу истца за счет средств бюджета муниципального образования «Город ***» неполученный им гонорар, положенный за репортаж, в сумме *** рублей (л.д. 4).

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Таким образом, за счет средств бюджета города в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме *** рублей. Заявленный истцом размер компенсации соответствует принципам разумности и справедливости, чрезмерным не является.

При определении надлежащего ответчика суд исходит из того, что распорядителем средств бюджета города является администрация муниципального образования «Город ***» (ст. 31 Устава города).

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального образования «Город ***». В удовлетворении иска к Министерству ***, Совету города *** следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Столярова А.А. удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город ***» в пользу Столярова А.А. за счет средств бюджета муниципального образования «Город ***» причиненные убытки в сумме *** рублей и компенсацию морального вреда в сумме *** рублей, всего *** рублей.

Столярову А.А. в удовлетворении иска к Министерству ***, Совету города *** – отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца.

    Судья П.С. Толошинов

    Верно. Судья     П.С. Толошинов

2-580/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Столяров А.А.
Ответчики
Совет депутатов города Белозерск
Совет города Белозерска
Министерсво финансов РФ
Министерство финансов РФ
администрация муниципального образования "Город Белозерск"
Другие
редакция интернет-издания "Позиция"
Суд
Белозерский районный суд Вологодской области
Дело на сайте суда
belozersky.vld.sudrf.ru
03.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2016Передача материалов судье
03.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2016Судебное заседание
06.12.2016Судебное заседание
20.12.2016Судебное заседание
26.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее