Дело № 2а-166/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бакчар Томской области 26 мая 2016 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Шатохина В.В., при секретаре Башковой В.А.,
с участием:
прокурора прокуратуры Бакчарского района Томской области – старшего помощника прокурора Саенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бакчарского района Томской области к администрации Бакчарского сельского поселения Бакчарского района Томской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, обязании устранить нарушения законодательства о государственном кадастре недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации Бакчарского сельского поселения Бакчарского района Томской области.
Обосновывая свой иск, прокурор указал, что прокуратурой Бакчарского района Томской области была проведена проверка исполнения администрацией Бакчарского сельского поселения требований законодательства о государственном кадастре недвижимости, в ходе которой были установлены нарушения законодательства в указанной сфере. Установлено, что администрацией Бакчарского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области не направлены генеральный план и правила землепользования и застройки Бакчарского сельского поселения на электронном носителе в формате ХML. Из-за бездействия административного ответчика необходимые сведения о кадастровом учете не внесены в государственный кадастр недвижимости. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об изменении вида использования земельного участка, иной информации, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Бакчарского сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по направлению в орган кадастрового учета генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения; обязать администрацию Бакчарского сельского поселения не позднее ДД.ММ.ГГГГ направить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области генеральный план и правила землепользования и застройки Бакчарского сельского поселения на электронном носителе в формате XML.
В судебном заседании старший помощник прокурора Саенко А.Ю. требования прокурора поддержал, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – администрация Бакчарского сельского поселения Бакчарского района Томской области, будучи извещённой о времени и месте судебного разбирательства дела, своего представителя в судебное заседание не направила. Глава администрации Бакчарского сельского поселения Бакчарского района М.Е.И. направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Указал, что с изложенными в административном исковом заявлении требованиями прокурора он полностью согласен.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области, которое своего представителя в судебное заседание также не направило.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации Бакчарского сельского поселения и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случаях предусмотренными федеральными законами.
Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно статье 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Частью 2 статьи 24 Конституция Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу статьи 55 Конституция Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе: об установлении или изменении границ муниципального образования; об установлении или изменении границ населенного пункта; об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий; об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка; об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение; об утверждении проекта межевания территории; об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно частям 4 и 6 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации Постановлением от 03 февраля 2014 года № 71 утверждены «Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме». (далее – Правила направления документов в государственный кадастр недвижимости, Правила), которые определяют порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета), в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, перечень и содержание документов, а также требования к формату таких документов в электронной форме.
На основании пункта 5 названных Правил, в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Пункт 5(1) Правил устанавливает, что в случае утверждения генерального плана либо внесения в него изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден или изменен генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов.
Согласно пункту 17 указанных Правил обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, предусмотренным пунктами 3, 5 и 5(1) настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
В соответствии с пунктами 18 – 22 Правил, при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или на электронных носителях. Представляемые документы должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.
Сведения, содержащиеся в документах, полученных органом кадастрового учета, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. При невозможности внесения в государственный кадастр недвижимости содержащихся в документах сведений из-за несоответствия их формата и (или) содержания требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, орган кадастрового учета в течение 5 рабочих дней формирует запрос об уточнении представленных данных и направляет его органу государственной власти или органу местного самоуправления, представившему указанные документы.
Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.
В орган кадастрового учета представляются электронные образы соответствующих бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, до момента размещения на официальном сайте органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" схем, используемых для формирования документов в формате XML. Требования к электронным образам документов, утвержденные органом кадастрового учета, размещаются на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Бакчарского района Томской области была проведена проверка исполнения администрацией Бакчарского сельского поселения вышеуказанных требований законодательства. В ходе проверки установлено, что администрацией Бакчарского сельского поселения Бакчарского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение частей 4 и 6 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области генеральный план и правила землепользования и застройки Бакчарского сельского поселения на электронном носителе в формате XML не направлялись.
В своём сообщении в адрес прокурора Бакчарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ глава Бакчарского сельского поселения Бакчарского района указал, что в администрации Бакчарского сельского поселения нет технической возможности направить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области генеральный план и правила землепользования и застройки Бакчарского сельского поселения на электронном носителе в формате XML. Такие сведения направлялись на бумажном носителе в ДД.ММ.ГГГГ.
Генеральный план Бакчарского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Бакчарского сельского поселения утверждены Решениями Совета Бакчарского сельского поселения № и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Таким образом, из материалов дела следует, что администрацией Бакчарского сельского поселения не исполняются вышеуказанные требования законодательства о государственном кадастре недвижимости. Документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены правила землепользования и застройки Бакчарского сельского поселения, а также воспроизводящие сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден генеральный план Бакчарского сельского поселения, в электронном виде, в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных, в орган кадастрового учета не направлены.
Указанное бездействие администрации Бакчарского сельского поселения создает препятствия для неопределенного круга лиц на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости, касающейся территории Бакчарского сельского поселения.
При изложенных обстоятельствах суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, однако они должны быть сформулированы судом в соответствии с положениями действующего законодательства (пункты 5, 5(1) и 21 Правил направления документов в государственный кадастр недвижимости).
В соответствии со статьёй 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Предложенный прокурором срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным и обоснованным. Возражений относительно указанного срока администрация Бакчарского сельского поселения Бакчарского района не выдвинула.
Руководствуясь статьями 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Бакчарского района Томской области к администрации Бакчарского сельского поселения Бакчарского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Бакчарского сельского поселения Бакчарского района Томской области, выразившееся в неисполнении обязанности по направлению в электронном виде в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены правила землепользования и застройки Бакчарского сельского поселения, а также документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден генеральный план Бакчарского сельского поселения.
Обязать администрацию Бакчарского сельского поселения Бакчарского района Томской области не позднее ДД.ММ.ГГГГ направить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области в электронном виде, в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных, документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены правила землепользования и застройки Бакчарского сельского поселения, а также документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден генеральный план Бакчарского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Томского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором – апелляционного представления через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий Шатохин В.В.
В окончательной форме решение принято 31 мая 2016 года.
Копия верна,
судья Бакчарского районного суда
Томской области Шатохин В.В.