Дело №2-2215/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2012 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Космачевой О.В.
При секретаре: Вороновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоброва ФИО6 к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности по предоставлению в собственность земельного участка,
у с т а н о в и л :
Белобров А.А. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности на Департамент … по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с положениями Закона Смоленской области от 10.06.2003 года № 23-з. В обоснование требований указал, что он является инвалидом, по его обращению по вопросу предоставления земельного участка Департаментом … ей было отказано ввиду не предоставления схемы земельного участка. Ссылаясь на отсутствие информации о местонахождении свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и не предоставление данной информации ответчиком, истица указывает на то, что фактически лишен возможности реализовать свои гарантированные законом имущественные права.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Цуриков С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, извещенный о дате и времени рассмотрения дела в суд не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие с учетом доводов, приведенных в письменных возражениях.
Третье лицо Администрация города Смоленска о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило. В представленных возражениях указала на невозможность предоставления истцу земельного участка для ИЖС ввиду имеющего место на момент разрешения спора нарушения установленного Генеральным планом города Смоленска процентного соотношения многоэтажного, малоэтажного и индивидуального жилищного строительства и значительного превышения предусмотренного данным документом территориального планирования уровня индивидуальной жилой застройки (52% вместо 10%)
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.
Законом Смоленской области от 10.06.03 года № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.4 ч.1 ст.1 Закона).
Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 ст.30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно такое предоставление должно осуществляться исходя из положений п.4 ст.30 ЗК РФ, по смыслу которой проведение работ по формированию участка земли является лишь одним из этапов его предоставления.
По делу установлено, что проживающая на территории г. Смоленска Белобров А.А. является инвалидом 2 группы (л.д. 4- на обороте). ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской областис заявлениями о предоставлении ему для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно земельного участка в черте г. Смоленска. Ввиду не представления истцом схемы конкретного земельного участка ему в предоставлении отказано (л.д. 5).
Белобров А.А. просит обязать Департамент предоставить ему любой свободный от прав третьих лиц земельный участок соответствующего целевого назначения в черте г. Смоленска.
В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Также нее допускается отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.
В связи с чем при наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законодательством. Однако, несформированность участка действующим законодательством как основание к отказу не предусмотрено.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом ограничений, являющих основанием к отказу Белоброву А.А. в предоставлении участка земли в черте г.Смоленска, не установлено.
Убедительных, неоспоримых и достоверных доказательств отсутствия в черте г. Смоленска свободного земельного фонда, который возможно предоставить под индивидуальное жилищное строительство, ответчиком в ходе разбирательства дела суду по правилам ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Ранее своим правом на реализацию льгот, установленных Законом Смоленской области от 10.06.2003 № 23-з, Белобров А.А. не воспользовался.
Обеспечение выбора земельного участка для строительства, отнесено к исключительной компетенции уполномоченного органа только в том случае, когда земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места размещения объекта (п.5 ст.30, ст.31 ЗК РФ). При предоставлении участка без такого согласования, как в данном случае (для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях), выбор уполномоченным органом этого участка законом не предусмотрен (п.4 ст.30 ЗК РФ).
В связи с изложенным, испрашивая земельный участок для индивидуального жилищного строительства истец вправе ставить перед уполномоченным органом вопрос о предоставлении ему любого земельного участка в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция данного органа (пределы г.Смоленска), который свободен от прав третьих лиц и который возможно сформировать и предоставить под указанные выше цели.
По этим причинам, то обстоятельство, что Белобровым А.А. в иске ставится вопрос о предоставлении ему неконкретизированного (по месту расположения в г.Смоленска) земельного участка с учетом положений п.4 ст.28 ЗК РФ не может служить препятствием для положительного разрешения соответствующего вопроса по существу. Действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, подлежащих предоставлению в целях индивидуального жилищного строительства.
При таком положении суд возлагает на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, как уполномоченный орган (Постановление Администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86), обязанность по бесплатному предоставлению Ярославцеву А.С.в установленном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах, установленных в соответствии со ст.33 ЗК РФ минимальных и максимальных размеров, с проведением за счет истца работ по формированию данного земельного участка.
Доводы представителя Администрации г.Смоленска о невозможности предоставления истцуземельного участка для ИЖС ввиду имеющего место на момент разрешения спора нарушения установленного Генеральным планом города Смоленска процентного соотношения многоэтажного, малоэтажного и индивидуального жилищного строительства и значительного превышения предусмотренного данным документом территориального планирования уровня индивидуальной жилой застройки (52% вместо 10%) признаются судом несостоятельными, поскольку в силу положений п.4 ст.28 ЗК РФ подобного рода обстоятельства установленным законом основанием для отказа в предоставлении истице в собственность земельного участка не являются.
Кроме того, приведенные доводы основаны на имеющейся в материалах дела справке Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от 21.03.2012 №23-1212, согласно которой в настоящее время процентное соотношение жилых зон по типам застройки по данным ИСОГД г.Смоленска составляет: земли многоэтажной застройки - 40% (при установленной Генеральным планом г.Смоленска норме, равной 77%), земли застройки малой и средней этажности - 9% (при установленной Генеральным планом г.Смоленска норме, равной 13%), земли индивидуальной жилой застройки - 52% (при установленной Генеральным планом г.Смоленска норме, равной 10%).
Вместе с тем, как следует из самой справки и объяснений представителя органа местного самоуправления, представленные данные являются ориентировочными, поскольку не учитывают наличие несформированных земельных участков под много- и малоэтажными жилыми домами, расположенными в территориальных зонах ОЖ, ОЖИ, Ж-4п, Ж-3п, ввиду того, что земельные участки под существующими в г.Смоленске подобного рода жилыми домами в большинстве случаев не сформированы. По этой причине вывод органа местного самоуправления о нарушении на момент разрешения спора установленного Генеральным планом города Смоленска процентного соотношения жилых зон по типам застройки является предположительным, а его достоверность может быть проверена только после формирования всех земельных участков под существующими много- и малоэтажными жилыми домами в г.Смоленске.
С учетом установленного постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243 порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание продолжительность временных затрат, необходимых для выполнения кадастровых работ, суд считает возможным установить в решении срок исполнения Департаментом возложенной на него обязанности по осуществлению предоставления истице земельного участка, равным шести месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Белоброву ФИО6 в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счет Белоброва ФИО6 работ по формированию данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца после его принятия.
Председательствующий подпись О.В.Космачева
Копия верна О.В. Космачева