№ 2-56/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бердюжье 25 мая 2018 года
Бердюжский районный суд Тюменской области в составе
судьи Бердюжского районного суда Тюменской области Журавлевой Е.Н.,
при секретаре Смирновой Н.С.,
с участием:
истца Кукарцевой Л.М.,
представителя ответчика администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области Матвеевой Е.С., действующей на основании доверенности от 18.05.2017г. № 1395,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-56/2018 г. по исковому заявлению ФИО2 к администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,
установил:
Истец Кукарцева Л.М. обратилась в суд с иском к ответчику администрации Бердюжского муниципального района, в котором просила суд обязать администрацию Бердюжского муниципального района Тюменской области предоставить ей другое жилое помещение взамен квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которая не соответствует установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации. Требование мотивировала тем, что 02 ноября 2006 г. между ней и администрацией Бердюжского муниципального района, в лице комитета по жизнеобеспечению, действующего от имени собственника жилого помещения, был заключен договор социального найма жилого помещения за №, согласно п. 1 которого, Наймодатель передал Нанимателю и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в двухквартирном доме, общей площадью 40,0 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, для проживания в нем. Согласно договору социального найма жилого помещения, совместно с Нанимателем в жилое помещение вселились члены ее семьи: муж ФИО9 (в настоящее время брак расторгнут, не проживает); дочь ФИО3; сын ФИО10. Наймодатель ненадлежащим образом исполнял свою обязанность, предусмотренную п.п. «е», п. 4, п.5 указанного Договора, несмотря на ее неоднократные обращения и наличие Акта обследования помещения от 19.11.2009 г. за № о необходимости ремонта, не производил капитальный ремонт указанного в иске жилого помещения.
С 2014 года Истец стояла на учете нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 2016 году Истцу предлагалось жилое помещение по адресу: д. Кушлук, <адрес>, однако указанное жилое помещение не пригодно для проживания, так как это бывший детский сад, и он много лет пустовал. По неоднократному заявлению истца было проведено повторное обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Кушлук, <адрес> согласно акту обследования жилого помещения № от 29.07.2016 г. - обследуемый дом не соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению, следовательно, непригоден для проживания, т.к. основные конструктивные элементы здания находятся в неудовлетворительном состоянии. В соответствии со справкой о соответствии (несоответствии) жилого помещения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Тюменской области за № 04-61/669 от 02.09.2016 г. - установлено, что условия проживания в жилом <адрес> по адресу: <адрес>, д. Кушлук, <адрес> не соответствуют требованиям п. 4.2., п. 4.7, п. 5.4., п. 9.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно письму администрации Бердюжского муниципального района за № 2503 от 19.09.2017 г. «О предоставлении информации» ее уведомили, что она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28.11.2014 г. На заседании жилищно-бытовой комиссии (протокол № 20 от 15.09.2017 г.) на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ было принято решение о снятии семьи Кукарцевых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что у дочери истца имеется жилое помещение, что истец считает необоснованным, так как ее дочь Смирнова (ФИО3) не является членом ее семьи. Не ведется общее хозяйство, доход и расход семейных трат ведется раздельно. Истец является пенсионером по старости с 25.12.2016 г. В квартире расположенной по адресу: <адрес>, д. Кушлук, <адрес> имеют регистрацию по настоящее время - ФИО9, ФИО10, ФИО4 Другого жилого помещения, принадлежащего на праве собственности истцу, не имеется (л.д.6-10).
В ходе судебного разбирательства истец Кукарцева Л.М. заявленные исковые требования уточнила, о чем представила в суд письменное заявление, которое приобщено к материалам дела (л.д.130), а также расписалась в протоколе судебного заседания после изложения ее уточненных требований, в которых она просит суд обязать администрацию Бердюжского муниципального района предоставить Кукарцевой Л.М. благоустроенное жилое помещение, расположенное в с.Бердюжье, Бердюжского района, Тюменской области, взамен квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, д. Кушлук, <адрес>, которая не соответствует установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации. Уточнение требований мотивировала тем, что она является пенсионером по возрасту, в течение последних нескольких лет она проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности ее дочери ФИО4, в <адрес>, и желает, чтобы ей было предоставлено жилье именно в районном центре с.Бердюжье, а не в д.Кушлук, <адрес>, где она прожила 34 года, и где в настоящее время администрацией принимаются меры по строительству и предоставлению ей жилья взамен признанного аварийным, так как в д.Кушлук нет больницы, водоснабжения, магазинов, а она по своему возрасту и состоянию здоровья не сможет без всего этого прожить. Проживать в д.Кушлук не согласна. Ее дочь ФИО4 проживает отдельно от нее, в другой принадлежащей ей (Смирновой) квартире, приобретенной с привлечением кредитных средств, в <адрес>, у дочери своя семья. С ФИО9 брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, вместе они много лет не проживают. В настоящее время членом ее семьи продолжает оставаться только ее сын ФИО10
Представитель ответчика- администрации Бердюжского муниципального района Матвеева Е.С. в судебном заседания поддержала направленное в суд в ходе подготовки дела к судебному разбирательству письменное заявление о признании первоначальных исковых требований Кукарцевой Л.М., пояснив, что на основании абзаца 2 пункта 3.1 Постановления Правительства Тюменской области от 31.10.2007г. № 268-п «Об утверждении Положения о порядке формирования номенклатуры жилых помещений жилищного фонда Тюменской области для переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда и их предоставления» гражданам, включенным в план переселения, занимающим непригодное для проживания жилое помещение на условиях договора социального найма, планируется к приобретению (строительству) другое жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Муниципальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д.Кушлук, <адрес> включен в план переселения. В настоящее время, во исполнение поручения Губернатора Тюменской области от 21.02.2018г. № ПрГ-1/2/18 о расселении индивидуальных жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, в Реформу «ЖКХ» включены 6 муниципальных жилых домов, 4 из которых своевременно не были внесены в реестр аварийного жилищного фонда Государственной корпорации- Фонд содействия реформированию ЖКХ, в том числе, информация по жилому помещению, предоставленному истцу Кукарцевой Л.М., в д.Кушлук, <адрес>. На рынке жилья в Бердюжском муниципальном районе нет возможности приобретения жилых помещений для расселения граждан, проживающих в непригодных для проживания индивидуальных жилых домах, так как на территории муниципального образования отсутствуют соответствующие необходимым требованиям жилые помещения. В целях переселения в 2018г. граждан из данных домов администрацией Бердюжского муниципального района проводится работа с застройщиками на предмет строительства жилья, по результатам которой в июне текущего года запланировано начать строительство трех двухквартирных жилых домов, в том, числе, дом в д.Кушлук, по месту нахождения жилого помещения, которое занимала семья Кукарцевой, и которое признано в установленном порядке непригодным для проживания. С этой целью, администрацией Бердюжского района в Главное Управление строительства Тюменской области подана заявка на выделение денежных средств для строительства жилого дома в том же населенном пункте, в котором у Кукарцевой Л.М. было жилье, которое в установленном порядке признано аварийным, в д.Кушлук Бердюжского района, для предоставления нового построенного жилья семье Кукарцевой Л.М.. Данная заявка одобрена. В с.Бердюжье жилые помещения, которые возможно предоставить в порядке переселения Кукарцевой, отсутствуют, такая обязанность у администрации действующим законодательством не предусмотрена, поэтому уточненные исковые требования Кукарцевой Л.М. о предоставлении ей другого жилого помещения в с.Бердюжье не признала.
Третьи лица ФИО4, ФИО9 и ФИО10 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили в суд телефонограммы с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. Самостоятельных требований не заявили. ФИО4 и ФИО9 пояснили, что поддерживают исковые требования Кукарцевой Л.М. (л.д.127-128). В соответствие со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кукарцевой Л.М. по следующим основаниям.
Согласно выписки из реестра муниципального жилого фонда собственности МО Бердюжский муниципальный район, в реестре муниципального жилого фонда собственности МО Бердюжский муниципальный район числится объект недвижимости – жилая <адрес>, расположенная по адресу: Тюменская область, Бердюжский муниципальный район, д. Кушлук, <адрес>, внесенная в вышеуказанный реестр за номером 534 на основании распоряжения главы Бердюжского муниципального района № от 24.12.2002 г. «О принятии жилищного фонда в муниципальную собственность ОМО Бердюжский район» (л.д.21).
В соответствие с договором социального найма жилого помещения № от 02.11.2006 г., истец Кукарцева Л.М. является нанимателем указанного выше жилого помещения, общей площадью 40 кв.м., расположенного по адресу: д. Кушлук, <адрес>. Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение вселены члены семьи: ФИО9 – муж, ФИО10 - сын, ФИО3 – дочь (л.д.13-14).
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 02.08.2010г. № и справке о наличии недвижимого имущества № от 22.09.2014г. ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Тюменский филиал Бердюжское районное отделение сведения о правах на объекты недвижимого имущества на имя Кукарцевой Л.М. отсутствуют, право бесплатной приватизации не использовано (л.д.18,24)
Согласно информации администрации Бердюжского муниципального района от 28.11.2014г. №, и постановлению администрации Бердюжского муниципального района от 28 ноября 2014г №, на заседании жилищно-бытовой комиссии (протокол № от 28.11.2014г.) было принято решение о постановке истца Кукарцеву Л.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, состав семьи 3 человека, как малоимущую семью (очередь №, учетное дело 46/14) (л.д.25,65).
Согласно заключению № от 29.07.2016 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Бердюжского муниципального района № от 10.09.2015 г., по результатам обследования помещения, расположенного по адресу: д. Кушлук, <адрес>, установлено, что обследуемый дом, построенный, согласно справке администрации Зарословского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № г. в 1960 году, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, следовательно непригоден для проживания, так как основные конструктивные элементы находятся в неудовлетворительном состоянии (л.д.19,28).
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в т.ч., на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу ч. 1 ст. 20.8 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно информации администрации Бердюжского муниципального района, изложенной в заявлении о признании первоначальных исковых требований ответчиком и информации от 13.05.2015г., направленной на имя начальника Главного управления строительства- главного архитектора Тюменской области ФИО5, на основании абзаца 2 пункта 3.1 Постановления Правительства Тюменской области от 31.10.2007г. №-п «Об утверждении Положения о порядке формирования номенклатуры жилых помещений жилищного фонда Тюменской области для переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда и их предоставления» гражданам, включенным в план переселения, занимающим непригодное для проживания жилое помещение на условиях договора социального найма, планируется к приобретению (строительству) другое жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Муниципальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д.Кушлук, <адрес> включен в план переселения. В настоящее время, во исполнение поручения Губернатора Тюменской области от 21.02.2018г. № ПрГ-1/2/18 о расселении индивидуальных жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, в Реформу «ЖКХ» включены 6 муниципальных жилых домов, 4 из которых своевременно не были внесены в реестр аварийного жилищного фонда Государственной корпорации- Фонд содействия реформированию ЖКХ, в том числе, информация по жилому помещению, предоставленному истцу Кукарцевой Л.М., в д.Кушлук, <адрес>. На рынке жилья в Бердюжском муниципальном районе нет возможности приобретения жилых помещений для расселения граждан, проживающих в непригодных для проживания индивидуальных жилых домах, так как на территории муниципального образования отсутствуют соответствующие необходимым требованиям жилые помещения. В целях переселения в 2018г. граждан из данных домов администрацией Бердюжского муниципального района проводится работа с застройщиками на предмет строительства жилья, по результатам которой в июне текущего года запланировано начать строительство трех двухквартирных жилых домов, в том, числе, дом в д.Кушлук, по месту нахождения жилого помещения, которое занимала семья Кукарцевой, и которое признано в установленном порядке непригодным для проживания. С этой целью, администрацией Бердюжского района в Главное Управление строительства Тюменской области подана заявка на выделение денежных средств для строительства жилого дома в том же населенном пункте, в котором у Кукарцевой Л.М. было жилье, признанное в установленном порядке аварийным, в д.Кушлук <адрес>, для предоставления нового построенного жилья семье Кукарцевой Л.М.. Данная заявка одобрена (л.д.110-112,133).
Частью 3 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или, с согласия в письменной форме этих граждан, в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда установлен ст. ст. 86 - 89 ЖК РФ.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Из положений ст. 89 ЖК РФ и ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" прямо следует, что предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г., понятие "населенный пункт" применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район", в связи с чем, следует признать правильной практику тех судов, которые отказывают в удовлетворении исков администраций муниципальных образований о выселении граждан из непригодных для проживания жилых помещений в такие жилые помещения, которые хотя и находятся в границах городского округа или муниципального района, но расположены за пределами населенного пункта, в котором находится ранее занимаемое помещение.
Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).
Согласно закону Тюменской области № 263 от 05.11.2004г. «Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, и сельского поселения», а также закону Тюменской области № 53 от 04.11.1996г. «Об административно-территориальном устройстве Тюменской области», деревня Кушлук является населенным пунктом, расположена в границах Зарословского сельского поселения Бердюжского муниципального района Тюменской области.
Согласно выписке из лицевого счета № от 01.03.2018г., истец Кукарцева Л.М. зарегистрирована по месту жительства по адресу: д. Кушлук, <адрес>, вместе с ней зарегистрированы: ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р..
Проанализировав положения ст. ст. 2, 11 указанного федерального закона и установив, что д.Кушлук, <адрес>, где находится жилое помещение, в котором истец Кукарцева Л.М. зарегистрирована по месту жительства и проживала на основании договора социального найма, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, и с.Бердюжье, Бердюжского района, где истец Кукарцева Л.М. просит суд обязать ответчика предоставить ей другое жилое помещение взамен непригодного для проживания, являются разными населенными пунктами, суд пришел к выводу о том, что правовые основания к понуждению ответчика администрации Бердюжского муниципального района предоставить истцу Кукарцевой Л.М. жилое помещение не в д.Кушлук, <адрес>, где находится жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания и где ответчиком администрацией Бердюжского муниципального района принимаются необходимые меры по строительству жилья и обеспечению истца другим жилым помещением, а в другом населенном пункте, а именно в с.Бердюжье, как об этом просит истец Кукарцева Л.М., отсутствуют.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома, признанного в установленном порядке аварийным, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, а потому иные обстоятельства (ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке улучшения жилищных условий, во внимание не принимаются.
Тот факт, что в настоящее время истец фактически не проживает в д.Кушлук, а проживает по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей, согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.06.2017г. №, дочери истца, ФИО4, в котором истец Кукарцева Л.М., согласно ее паспорту была зарегистрирована по месту жительства в период, с 05.05.2015г. по 21.04.2016г., а затем, 21.04.2016г., вновь зарегистрировалась по месту жительства по адресу: д.Кушлук, <адрес> (л.д.50), не влечет обязанность администрации Бердюжского муниципального района по предоставлению Кукарцевой Л.М. жилого помещения по месту ее фактического жительства, в с.Бердюжье.
Кроме того, согласно информации администрации Бердюжского муниципального района от 19.09.2017г. №, постановлению администрации Бердюжского муниципального района № от 15.09.2017г. и протоколу жилищно- бытовой комиссии администрации Бердюжского муниципального района от 14.09.2017г. №, на заседании жилищно-бытовой комиссии (протокол № от 15.09.2017г.) принято решение о снятии семьи истца Кукарцевой Л.М. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что Кукарцева Л.М. стояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 3 человека (дочь-ФИО4, сын- ФИО10). В собственности ФИО4 находятся жилые помещения в с.Бердюжье и г.Тюмень, общей площадью 173,89 кв.м., при учетной норме для данной семьи- 45 кв.м. (л.д.30,66-69,77).
Доводы истца Кукарцевой Л.М. о том, что членом ее семьи является только ее сын ФИО10, а ФИО9 и ФИО4 не являются членами ее семьи, со ссылкой на свидетельство о рождении V-ФР № от 08.04.1991г. и паспорт на имя ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ согласно которым сын истца ФИО10 зарегистрирован по месту жительства с матерью, истцом Кукарцевой Л.М. (л.д.114,115) и, согласно объяснениям истца, проживает вместе с ней; свидетельство о расторжении брака № от 20.12.2010г., согласно которому брак между истцом Кукарцевой Л.М. и ФИО9 прекращен 22.10.1999г. (л.д.116); свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ. и свидетельство о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которым дочь истца Кукарцевой Л.М.-Смирнова (добрачная фамилия ФИО11) О.А., с 05.11.2011г. состоит в браке со ФИО6 (л.д.113,115), и, согласно кредитному договору № от 17.06.2016г. и Выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. № ими с привлечением кредитных средств приобретена в собственность квартира по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации 12.05.2017г. (л.д.71,117-121), правового значения не имеют, поскольку Кукарцевой Л.М. заявлено требование о понуждении к предоставлению жилого помещения не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу, что носит компенсационный характер.
Принимая во внимание изложенные выше нормы действующего законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области обязанности по предоставлению истцу Кукарцевой Л.М. другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего требованиям закона, в с.Бердюжье, Бердюжского района, Тюменской области, как об этом просит истец, то есть в другом населенном пункте, а не по месту нахождения жилого помещения, пришедшего в непригодное состояние.
В соответствие с разъяснениями, приведенными в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Как указано выше, из положений ст. 89 ЖК РФ и ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" прямо следует, что предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение. Переселение в жилое помещение, находящееся в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, допускается лишь с письменного согласия переселяемых граждан. Согласно информации администрации Бердюжского муниципального района, не опровергнутой истцом, у ответчика отсутствует соответствующее жилое помещение в с.Бердюжье, которое возможно предоставить истцу взамен непригодного для проживания. Вместе с тем, ответчиком приняты необходимые меры к обеспечению истца жилым помещением в населенном пункте по месту нахождения жилого помещения, пришедшего в непригодное состояние, то есть в д.Кушлук, против чего истец категорически возражает, поясняя, что в д.Кушлук ей жилое помещение не нужно и жить она там не желает. Желает проживать в с.Бердюжье.
В соответствие со ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
При таких обстоятельствах, исходя из заявленных истцом требований, суд не может выйти за пределы заявленных исковых требований и возложить на ответчика обязанность по предоставлению истцу Кукарцевой Л.М. взамен жилого помещения непригодного для проживания, расположенного в д.Кушлук, <адрес>, другого жилого помещения в порядке ст.ст.86-89 ЖК РФ, в д.Кушлук, <адрес>, где истец не желает проживать и отказывается от предоставления ей жилья в данном населенном пункте, и приходит к выводу об отказе истцу Кукарцевой Л.М. в удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения, расположенного в <адрес>.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО2 к администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области о возложении на администрацию Бердюжского муниципального района <адрес> обязанности по предоставлению ФИО2 благоустроенного жилого помещения, расположенного в <адрес>, взамен квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, д. Кушлук, <адрес>, которая не соответствует установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации– отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Бердюжский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение судом вынесено 30 мая 2018г.
Судья: Е.Н. Журавлева