Дело № 5-187/2020
24RS0016-01-2020-001532-36
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 сентября 2020 года г. Железногорск Красноярский край
Резолютивная часть оглашена 28 сентября 2020 года
Судья Железногорского городского суда Красноярского края Дряхлова О.В. рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева, юридический адрес: Красноярский край, г.Железногорск, ул. Ленина, д. 52 (ИНН №, ОГРН №),
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола об административном правонарушении № 51-052/2020 от 09.07.2020г. в ходе осмотра 04.06.2020 г. при проведении санитарно-эпидемиологического расследования в действиях (бездействии) юридического лица - АО «ИСС» - по адресу: г. Железногорск, ул. Ленина, 52, установлены нарушения действующих санитарных норм и правил Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врачаРФ от 16 декабря 2013г. №65), далее - СП 3.1/3.2. 3146-13, а именно:
В нарушение п.2.1, п.4.3 СП 3.1/3.2. 3146-13, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе, мероприятия по прерыванию путей передачи инфекции (новой коронавирусной инфекции), АО «ИСС» проведены не в полном объеме, при эксплуатации производственных зданий, сооружений и оборудования юридическим лицом не обеспечены безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, не осуществлены мероприятия по предупреждению возникновения и распространения инфекционных болезней. При проведении дезинфекционных мероприятий в производственных помещениях цеха 053 АО «ИСС» дезинфицирующий раствор «Ника Экстра М Профи» используется с нарушением Инструкции по его применению (согласована ИЛЦ, ФГУ «РНИИТО им. Р.Р.ВреденаРосмедтехнологий, утверждена Генеральным директором ООО НПФ «Геникс»):
при дезинфекции поверхностей в помещениях (пол, жесткая мебель, стены) растворами «Ника Экстра М Профи» при инфекциях вирусной этиологии должны использоваться концентрация: 0,25% с экспозицией 60 минут, 0,5% с экспозицией 30 минут, 1,0% с экспозицией 15 минут, 2,0% с у экспозицией 5 минут.Однако, при проведении текущей, ежедневной влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общего пользования 053 цеха концентрация и время экспозиции выбраны неверно: используется раствор дезинфицирующего средства «Ника Экстра М Профи» в соответствии с вывешенной инструкцией - 0,5% раствор указанного дезинфицирующего средства с экспозицией 60 минут, а также применяется 0,7% раствор дезинфицирующего средства о экспозицией 30 минут.
при проведении профилактической дезинфекции контактных поверхностей (дверных ручек, выключателей и др.) используется раствор дезинфицирующего средства «Ника Экстра М Профи» в концентрации 0,5% с экспозицией 60 минут или 0,7% с экспозицией 30 минут для обработки контактных поверхностей, однако, экспозиция должным образом не выдерживается из-за постоянных перемещений сотрудников в процессе производства.
В нарушение п.2.1. СП 3.1/3.2. 3146-13, АО ИСС не в полном объеме проводиться предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия, работа АО ИСС осуществляется без учета «Рекомендаций по организации работы предприятий в условия сохранения рисков распространения COVID-19» (письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24) (далее по тексту — Рекомендации):
в нарушение п. 4.1. Рекомендаций, не ограничены контакты между коллективами отдельных цехов, участков, отделов и функциональных рабочих групп, не связанных общими задачами и производственными процессами: на первом этаже корпуса № 10 оборудована «Комната для курения», которую посещают работники различных цехов и отделов АО «ИСС»; размещена на пути следования работников столовой ксвоим рабочим местам.
в нарушение п. 4.5 Рекомендаций, в столовой (корпус № 10) для организации питания работников АО «ИСС» оборудованы два обеденных зала площадью по 361,1 кв.м каждый, количество посадочных мест по 90 в каждом зале (должно быть не более 50 человек),
в нарушении п. 4.11 Рекомендаций, в цехах №№ 053, 011 отсутствуют специально отведенные для приема пищи работниками комнаты или части помещения, с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком.
в нарушение п. 4.10 Рекомендаций, не осуществляется контроль за использованием кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, используемых работниками на рабочих местах: в комнате гигиены персонала 053 цеха для мытья рук установлены флаконы с жидким мылом. Для дезинфекции рук имеется лосьон с антибактериальным эффектом «Мillery» (содержит 65% изопропилового спирта). Флаконы с лосьоном не имеют дозаторов. В крышках флаконов с лосьоном имеются отверстия, которые не закрываются. Лосьон хранится открытым, что способствует испарению спирта, и, как следствие, к снижению антисептического эффекта.
в нарушение п. 4.7 Рекомендаций, термометрия сотрудников 053 цеха на рабочих местах в течение дня с установленной периодичностью (1 раз в 4 часа) не проводится, в результате чего лица с повышенной температурой в течение рабочего дня находятся на рабочих местах, что способствуетраспространению инфекционного заболевания среди работников предприятия.
Таким образом, юридическое лицо АО «ИСС» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
В судебном заседании представитель юридического лица АО «ИСС» Берестов А.В. (полномочия по доверенности) вину не признал и пояснил, что протокол № 51-052/20 не содержит в себе указаний о фактическом нарушении со стороны АО «ИСС» каких-либо санитарных правил. В отношении нарушения п. 2.1 и 4.3 СП отсутствуют какие-либо доказательства данного нарушения. В протоколе не установлена объективная сторона вменяемого АО «ИСС» правонарушения, а именно какие конкретные нормы права и требования предписывают обязательность использования раствора «Ника Экстра М Профи» и инструкции к нему. При этом, инструкция по применению данного раствора не является самостоятельным нормативно-правовым актом и не содержит каких-либо санитарно-эпидемиологических требований, а также последствий её нарушения.
Также в протоколе не содержатся доказательства соответствия фактической концентрации применяемого раствора в АО «ИСС» содержанию «вывешенной инструкции». В материалах дела отсутствуют какие-либо документы (протоколы, акты, замеры и т.п.), подтверждающие факт нарушения со стороны АО «ИСС» используемой концентрации раствора «Ника Экстра М Профи», а также доказательства несоблюдения необходимого времени экспозиции раствора.
Кроме того, методические рекомендации не являются санитарными правилами, утвержденными и зарегистрированными в установленном законом порядке. Данные Методические рекомендации не имеют нормативной (обязательной) силы, если из применение не признано обязательным в силу иных нормативных актов. Тем не менее, АО «ИСС» соблюдало и соблюдает до настоящего времени данные Методические рекомендации. Считает, что в действиях АО «ИСС» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Межрегионального управления № 51 ФМБА России Лоптева Ю.А. и Лукьянова А.В. (полномочия по доверенности) пояснили, что в действиях юридического лица АО «ИСС» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, так как вина АО «ИСС» установлена и доказана представленными материалами дела. Нарушений при выявлении административного правонарушения и составлении процессуальных документов допущено не было, дело возбуждено должностным лицом в порядке ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, в связи с непосредственным обнаружением должностным лицом признаков административного правонарушения.
Выслушав представителя юридического лица АО «ИСС» Берестова, представителей Межрегионального управления № 51 ФМБА России Лоптеву Ю.А. и Лукьянову А.В., исследовав материалы дела, проверив и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно частям 1, 3 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ влечет административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
По части 2 статьи 6.3 КоАП РФ административная ответственность наступает те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических).
Таким образом, диспозиция, приведенных норм носит бланкетный (отсылочный) характер, то есть при описании, совершенного лицом правонарушения, должно быть в обязательном порядке указано, какое именно положение, в том числе действующих санитарных правил и гигиенических нормативов нарушено, какими нормами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена обязанность санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена обязанность проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Вместе с тем, в составленном в отношении юридического лица АО «ИСС» протоколе об административном правонарушении фактически не приведены нарушенные санитарные правила и гигиенические нормативы, нормы законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливающие требования к проведению дезинфекционных мероприятий в производственных помещениях.
Так, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что в нарушение п. 2.1, п. 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия АО «ИСС» проведены не в полном объеме, при проведении дезинфекционных мероприятий в производственных помещениях цеха 053 АО «ИСС» дезинфицирующий растров «Ника Экстра М Профи» используется с нарушением Инструкции по его применению.
Указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение АО «ИСС» ст.ст. 2, 11, 29, 39 Федерального закона РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65, не свидетельствует о том, что в действиях АО «ИСС» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Так ст.ст. 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагают на индивидуальных предпринимателей и юридические лица общую обязанность по выполнению требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и носят отсылочный характер к санитарным правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые должны выполняться в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Согласно п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п. 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Данные нормы устанавливают общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации и не содержат перечень требований предъявляемых к проведению дезинфекционных мероприятий в производственных помещениях, а также к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям.
Также указание на нарушение «Рекомендаций по организации работы предприятий в условия сохранения рисков распространения COVID-19» (письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24) не может рассматриваться как нарушение санитарно-эпидемиологических требований, так как в целях оказания методологической помощи Роспотребнадзором разработан ряд методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для организаций различных сфер деятельности. Рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативным правовым актом, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как носят рекомендательный характер. Какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена.
Указом Президента РФ от 11.05.2020 № 316 установлено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 № 152-п введен с 16.03.2020 режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края. Границами территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, определена территория Красноярского края (п.п.1-2).
Иные нормативно-правовые акты, принятые на территории Красноярского края устанавливающие обязанность соблюдения указанных методических рекомендаций в протоколе не указаны.
Таким образом, в действиях АО «ИСС» состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, отсутствует.
В силу части 2 статьи 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, ч.2 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок со дня вручения его копии, подачей жалобы через судью, вынесшего постановление.
Судья О.В. Дряхлова