Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-989/2018 ~ М-1139/2018 от 19.10.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2018 года                      г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ермилиной А.С., с участием помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., ответчика - администрации Куватского сельского поселения в лице представителя Тихомировой А.С., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куватского сельского поселения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование искового заявления прокурор Братского района Иркутской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой в ходе осуществления анализа состояния законности в сфере исполнения природоохранного законодательства установлено нарушение администрацией Куватского сельского поселения действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривается право каждого на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается. Пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. Основными принципами охраны окружающей среды, установленными ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

Прокуратурой установлено, что на территории Куватского сельского поселения администрацией не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, не определено место первичного сбора и размещения отходов. В федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» включены отходы 1-2 класса опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства. Статьей 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам. В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1 - 4 класса опасности. Основные требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 №1091-ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

Во исполнение ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Согласно п. 3 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами. В силу п. 8 Правил органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование. Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них (п. 6 Правил). Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (п. 14 Правил). Вместе с тем, в нарушение указанных норм закона, предусмотренная законом обязанность по организации сбора и определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп администрацией не исполняется.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Согласно п.18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Законом Иркутской области от 03.11.2016 №96-03 определены вопросы местного значения, где за сельскими поселениями Иркутской области закреплен, в том числе, п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3. В соответствии с п.19 ст.6 Устава Куватского муниципального образования к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, орган местного самоуправления - администрация Куватского сельского поселения - обязана принимать меры по организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также по информированию потребителей ртутьсодержащих ламп. Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем, вопрос об определении специализированного места их сбора направлен на создание безопасных условий проживания населения. Отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об их сборе является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды должно осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Несоблюдение администрацией законодательства в сфере обращения с отходами 1 класса опасности грубо нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровья граждан.

Просит суд обязать администрацию Куватского сельского поселения в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно - выполнить на территории Куватского сельского поселения Братского района Иркутской области следующие мероприятия в сфере обращения с отходами производства и потребления:

- организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп;

- разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;

- определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления;

- обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке сбора и месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании ответчик - администрация Куватского сельского поселения в лице представителя Тихомировой А.С., действующей на основании доверенности, в полном объеме признала исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куватского сельского поселения об обязании администрации Куватского сельского поселения в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно - выполнить на территории Куватского сельского поселения Братского района Иркутской области следующие мероприятия в сфере обращения с отходами производства и потребления:

- организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп;

- разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;

- определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления;

- обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке сбора и месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе, в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., представителя ответчика - администрации Куватского сельского поселения - Тихомирову А.С., действующую на основании доверенности, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком.

Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.

Ответчик - администрация Куватского сельского поселения в лице представителя Тихомировой А.С., действующей на основании доверенности, реализуя свое процессуальное право, в полном объеме признала исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куватского сельского поселения об обязании администрации Куватского сельского поселения в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно - выполнить на территории Куватского сельского поселения Братского района Иркутской области следующие мероприятия в сфере обращения с отходами производства и потребления:

- организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп;

- разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;

- определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления;

- обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке сбора и месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, о чем имеется её подпись в протоколе судебного заседания. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.

В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая, что ответчик - администрация Куватского сельского поселения в лице представителя Тихомировой А.С., действующей на основании доверенности, в полном объеме признала исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куватского сельского поселения об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять от ответчика - администрации Куватского сельского поселения в лице представителя Тихомировой А.С., действующей на основании доверенности, признание иска.

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Куватского сельского поселения в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно - выполнить на территории Куватского сельского поселения Братского района Иркутской области следующие мероприятия в сфере обращения с отходами производства и потребления:

- организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп;

- разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;

- определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления;

- обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке сбора и месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья          И.В. Ларичева

2-989/2018 ~ М-1139/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Братского района Иркутской области
Ответчики
Администрация Куватского сельского поселения
Другие
Управление Роспотребнадзора по Иркутской области
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Ларичева Ирина Владиславовна
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
19.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2018Передача материалов судье
22.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2018Судебное заседание
28.11.2018Судебное заседание
28.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2019Дело оформлено
01.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее