Дело № 2а-909/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 15 июля 2020 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
с участием помощника Боровичского межрайонного прокурора Рыжая К.М.,
представителя административного ответчика –главы Железковского Опеченского сельского поселения Долотовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новгородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Железковского сельского поселения об обязании создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для организации вывоза твердых коммунальных отходов от местного населения,
установил:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском в защиту неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проверки соблюдения требований действующего законодательства об отходах производства и потребления установлено, что на территории ряда населенных пунктов Железковского сельского поселения Боровичского района не созданы места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов: <адрес> (209 человек), деревня ФИО1 (63 человека), <адрес> (36 человек), <адрес> (33 человека), <адрес> (48 человек), <адрес> (57 человек).
В целях устранения выявленных нарушений в адрес администрации Железковского сельского поселения 13.02.2020 Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление, по результатам рассмотрения которого 16.03.2020 одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, однако нарушения по состоянию на июнь 2020 года не устранены.
Согласно письму Администрации Железковского сельского поселения от 15.06.2020 в населенных пунктах: <адрес>, <адрес>, <адрес> в настоящее время места (площадки) накопления ТКО от населения не созданы.
Указанное бездействие нарушает права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и способствует образованию несанкционированных мест накопления отходов, с последующей ликвидацией таких мест региональным оператором по обращению с отходами и предъявлении счета за очистку, собственникам земельных участков (в частности администрации), а также способствует нарушениям при организации работы регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов от населения <адрес> Железковского сельского поселения.
Ссылаясь на положения Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.05.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», прокурор просит суд обязать Администрацию Железковского сельского поселения Боровичского района создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для организации вывоза твердых коммунальных отходов от местного населения в деревне <адрес> Железковского сельского поселения Боровичского района Новгородской области, в деревне <адрес> Железковского сельского поселения Боровичского района Новгородской области, в деревне <адрес> Железковского сельского поселения Боровичского района Новгородской области, в деревне <адрес> Железковского сельского поселения Боровичского района Новгородской области, в деревне <адрес> Железковского сельского поселения Боровичского района Новгородской области, в деревне <адрес> Железковского сельского поселения Боровичского района Новгородской области, в деревне <адрес> Железковского сельского поселения Боровичского района Новгородской областив соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, а также п.п. 1.1, 2.1, 2.2 «Санитарно- эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20, в течение 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор Рыжая К.М. заявленные требования поддержала в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Глава Администрации Опеченского сельского поселения Долотова Т.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, указав, что в д. Бобровик успешно работает «мешковой сбор», поэтому в организации контейнерной площадки нет необходимости.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления сельских поселений обязаны осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения.
Согласно п.3 статьи 8.1. Устава Железковского сельского поселения к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Размещение отходов производства и потребления в местах, не отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, может повлечь за собой возникновение инфекционных заболеваний, попадание вредных и токсичных веществ, содержащихся в бытовых отходах, в почву и в грунтовые воды и далее в систему водоснабжения района.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.51 ФЗ № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов( ТКО), содержат Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19.
В соответствии с п. 2.1 указанных правил, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м ( п.2.2).
Для определения количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления ТКО, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО ( п.2.4).
На основании ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Железковского сельского поселения, проведенной Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что в деревнях <адрес>, <адрес> не созданы места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов.
В целях устранения выявленных нарушений в адрес администрации Железковского сельского поселения 13.02.2020 года Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление, по результатам рассмотрения которого 16.03.2020 года одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, однако нарушения по состоянию на июнь 2020 года не устранены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации Железковского сельского поселения привело к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, требования прокурора об обязании Администрации Железковского сельского поселения создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для организации вывоза твердых коммунальных отходов от местного населения обоснованны, и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должен содержаться, в том числе, срок устранения выявленных нарушений.
С учетом обстоятельств дела суд полагает достаточным 5- месячный срок для устранения выявленных нарушений, предложенный административным истцом.
Поскольку административные истец и ответчик, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы следует возместить за счет средств бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 173-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Новгородского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Обязать Администрацию Железковского сельского поселения Боровичского района создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для организации вывоза твердых коммунальных отходов от местного населения в деревнях <адрес>, в соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, а также п.п. 1.1, 2.1, 2.2 «Санитарно- эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20, в течение 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать Администрацию Железковского сельского поселения Боровичского района сообщить об исполнении решения в Боровичский районный суд по истечению установленного срока исполнения
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областного суда через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Е.М.Кудрявцева