УИД №13RS0017-01-2020-001155-31
Дело №2-17/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Лямбирь 09 февраля 2021 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе:
судьи Фроловой Н.В.,
при секретаре Карякиной Т.А.,
с участием в деле:
истца –Малыженкова Александра Александровича, его представителя –адвоката Емельянова Никиты Сергеевича, действующего на основании удостоверения №602 от 22.10.2015 года и ордера №96 от 10.12.2020 года;
ответчика –администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия; его представителя –Карабановой Екатерины Николаевны, действующей на основании доверенности №5 от 28.01.2021 года;
третьего лица –нотариуса Саранского нотариального округа Республики Мордовия Угрюмовой Ольги Григорьевны;
третьего лица –Малыженкова Георгия Александровича;
третьего лиц –Эмих Лилии Александровны;
третьего лица –Эмих Екатерины Александровны;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малыженкова Александра Александровича к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования на праве собственности земельным участком умершим, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,
установил:
Малыженков А.А. обратился в Лямбирский районный суд Республики Мордовия с иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону. В обоснование иска указал, что он является наследником к имуществу отца М. А.И., умершего <дата>. Он принял наследство в установленный законом срок, а мать Эмих Л.А., брат Малыженков Г.А. и сестра Эмих Е.А. от принятия наследства отказались в его пользу, споров между ними не имеется. Наследственное имущество состоит, в том числе из земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 1313 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок был им фактически принят, однако право на него при жизни отцом в установленном законом порядке зарегистрировано не было. Спорный земельный участок был предоставлен М. А.И. Распоряжением Главы Берсеневской сельской администрации Лямбирского района Республики Мордовия от 16.06.1994 года. В настоящее время у него возникла необходимость оформить свое наследственное право на указанный земельный участок. Уточнив исковые требования, просит установить факт владения и пользования на праве собственности М. А.И., умершим <дата>, земельным участком общей площадью 1313 кв.м, с кадастровым номером <номер>, расположенным по адресу: <адрес> и признать за ним право собственности на земельный участок в порядке наследования по закону.
В судебное заседание истец Малыженков А.А. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя –адвоката Емельянова Н.С.
Представитель истца Малыженкова А.А.-адвокат Емельянов Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика –администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабанова Е.Н. в судебном заседании исковые требования Малыженкова А.А. признала в полном объёме, о чем представила письменное заявление.
Третье лицо Эмих Л.А. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно, надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований её сына Малыженкова А.А. Она действительно после смерти М. А.И., действуя за своих несовершеннолетних детей, подавала заявление нотариусу о принятии наследства. Впоследствии она не обращалась к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство, поскольку долгое время болела. Дети –Малыженков А.А., Малыженков Г.А., Эмих Е.А. также не обращались к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство.
Третье лицо Малыженков Г.А. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. На предыдущем судебном заседании пояснил, что не возражает против удовлетворения исковых требований. Обращался ли он, либо его мать к нотариусу с заявлением об отказе от принятия наследства, не помнит.
Третье лицо Эмих Е.А. в судебное заседание не явилась, также представив заявление о согласии с исковыми требованиями Малыженкова А.А.
Третье лицо –нотариус Угрюмова О.Г. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд не принимает признание иска представителем ответчика и приходит к следующему.
Согласно свидетельству о смерти, выданному <дата> Управлением записи актов гражданского состоянии Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, М.А.И., <дата> рождения, умер <дата> в г.Саранске, о чем составлена запись акта о смерти <номер>.
Согласно статьям 1113, 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина, днём открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии со статьёй 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из искового заявления следует, что наследственное имущество М. А.И., умершего <дата>, состоит, в том числе, из земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>.
Однако, при жизни М. А.И. право собственности на указанный земельный участок не зарегистрировал, в связи с чем, оформить наследственные права на него не представляется возможным.
Распоряжением Главы Берсеневской сельской администрации №40 от 16.06.1994 года М.А.И., проживающему в <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство предоставлен земельный участок площадью 0,10 га в <адрес>, с закреплением его в собственность.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что земельный участок предоставлялся М. А.И. на праве собственности. Указанные обстоятельства имели место до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно справке №4901, выданной 07.09.2011 года администрацией Берсеневского сельского поселения Лямбирского района Республики Мордовия, земельному участку по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Главы Берсеневского сельсовета №1 от 03.01.2001 года «Об упорядочении нумерации домов и названия улиц новостроящегося массива Берсеневского сельсовета» присвоен адрес: <адрес>.
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.01.2021 года, 16.06.1994 года на кадастровый учет поставлен земельный участок, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании достоверно установлено, что М. А.И. при жизни владел на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
Согласно статье 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе и факт владения и пользования недвижимым имуществом.
В соответствии со статьёй 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, с условием отсутствия спора.
Суд установил, что спор о праве по делу отсутствует. В ином, внесудебном, порядке установить факт владения и пользования недвижимым имуществом умершим не представляется возможным.
В данном случае, судом объективно установлено, что М. А.И. в установленном законом порядке получил земельный участок, владел и пользовался ими на праве собственности, однако при жизни не успел зарегистрировать в установленном законом порядке свое право собственности.
В связи с этим, суд считает необходимым, удовлетворив требования истца, установить факт владения и пользования М. А.И. земельным участком с кадастровым номером <номер>, расположенным по адресу: <адрес>.
При этом, суд устанавливает факт владения и пользования умершим земельным участком площадью 1000 кв.м. а не 1313 кв.м., как заявлено истцом, поскольку из Распоряжения о выделении земельного участка №40 от 16.06.1994 года, а также из Выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 26.01.2021 года, следует, что М. А.И. предоставлялся земельный участок площадью именно 1000 кв.м.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом (статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Детьми наследодателя являются: истец Малыженков Александр Александрович, третьи лица –Эмих Екатерина Александровна, Малыженков Георгий Александрович, что подтверждается свидетельствами о рождении последних.
Согласно свидетельству о расторжении брака, выданному <дата> Пролетарским отделом ЗАГС Управления записи актов гражданского состояния Администрации городского округа Саранск, брак между наследодателем М. А.И. и третьим лицом по делу –Эмих Л.А. прекращен <дата>.
Таким образом, наследниками первой очереди по закону к имуществу М. А.И., умершего <дата>, являются только его дети –Малыженков А.А., Малыженков Г.А. и Эмих Е.А.
В соответствии с положениями пунктов 1,2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно пункту 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Из наследственного дела нотариуса Саранского нотариального округа Республики Мордовия №107/2011 от 12.07.2011 года следует, что 12.07.2011 года к нотариусу с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти М. А.И., обратилась Эмих Л.А., действующая от имени Эмих Е.А. и Малыженкова А.А. на основании нотариальных доверенностей, а также несовершеннолетний Малыженков Г.А., действующий с согласия своей матери Эмих Л.А.
Таким образом, лицами, принявшими наследство после смерти Малыженкова А.И., являются истец Малыженков А.А. и третьи лица –Малыженков Г.А., Эмих Е.А.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (статья 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство. Если наследник совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (пункт 2 статьи 1153), суд может по заявлению этого наследника признать его отказавшимся от наследства и по истечении установленного срока, если найдет причины пропуска срока уважительными.
Согласно пункту 1 статьи 1159 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ от наследства совершается подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника об отказе от наследства.
Вместе с тем, как следует из материалов наследственного дела №107/2011 от 12.07.2011 года, принявшие наследство Малыженков Г.А., Эмих Е.А. в шестимесячный срок с заявлением об отказе от наследства не обращались, по прошествии шестимесячного срока с заявлением в суд о восстановлении срока для отказа от наследства также не обращались.
Таким образом, суд не может признать истца единолично принявшим наследство после смерти М. А.И., поскольку несмотря на согласие с заявленными требованиями, отказ от принятого наследства Малыженковым Г.А. и Эмих Е.А. надлежащим образом оформлен не был. Вместе с тем, указанные обстоятельства не лишают Малыженкова Г.А. и Эмих Е.А. права оформления своих наследственных прав и передачи своих долей в наследственном имуществе Малыженкову А.А. на предусмотренных законом основаниях.
Из статьи 1164 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников. К общей собственности наследников на наследственное имущество применяются положения главы 16 настоящего Кодекса об общей долевой собственности с учетом правил статей 1165 - 1170 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Таким образом, судом установлено, что наследственное имущество М. А.И., умершего <дата>, принято тремя наследниками –Малыженковым А.А., Малыженковым Г.А. и Эмих Е.А., из чего приходит к выводу, что требования истца о признании в порядке наследования по закону права собственности на спорный земельный участок, подлежат удовлетворению только в части признания за Малыженковым А.А. в порядке наследования по закону права собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Малыженкова Александра Александровича к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования на праве собственности земельным участком умершим, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону –удовлетворить частично.
Установить факт владения и пользования на праве собственности М.А.И., <дата> рождения, умершим <дата>, земельным участком с кадастровым номером <номер>, площадью 1000 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать право собственности Малыженкова Александра Александровича, <дата> рождения, в порядке наследования по закону, на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
В остальной части иска Малыженкову А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия Н.В.Фролова
Справка:
В окончательной форме решение принято – 09 февраля 2021 года
Судья Н.В.Фролова