дело № 2-1369/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 10 августа 2015 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Киселевой Т.В.,
при секретаре Ермолаевой Е.Н.,
с участием истца Соловьёва О.В.,
представителей ответчика Комитета социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района Кумпыта Н.В., Давыдовой Е.В.,
представителя третьего лица ГОКУ «Центр занятости населения города Боровичи» Дашкевич О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района об изменении решения межведомственной комиссии по социальной защите населения № 7 от 26 февраля 2015 года в части размера выделенных в качестве социальной поддержки денег в сумме 1000 рублей, возложении на Комитет социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района обязанности доначислить на его лицевой счет денежную сумму в размере 6915 рублей,
установил:
ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование указал, что 24 февраля 2015 года он обратился с заявлением в Комитет социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района об оказании ему социальной поддержки в размере 7915 рублей в связи с трудной жизненной ситуацией. 26 февраля 2015 года ему была оказана социальная поддержка в размере 1000 рублей. С данной суммой он не согласен, так как она не достаточна для преодоления возникших временных трудностей и тяжелого материального положения, поскольку он не работает, несет расходы по оплате коммунальных услуг, ему необходимы денежные средства на услуги здравоохранения и лекарства, включая расходы, связанные с установлением имеющихся у него профессиональных заболеваний, на продукты питания, средства личной гигиены, хозяйственные товары, электробытовые товары, бытовую технику, сантехнику и иные товары.
Просит изменить решение межведомственной комиссии по социальной защите населения № 7 от 26 февраля 2015 года в части размера выделенных в качестве социальной поддержки денег в сумме 1000 рублей, и обязать Комитет социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района доначислить на его лицевой счет 6915 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 доводы своего заявления поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснив, что он не может устроиться на работу, так как на работу его не принимают, кроме того, он имеет профессиональное заболевание, но документально это не подтверждено, поскольку для этого необходимо обратиться в областную больницу, а на поездку у него нет денежных средств. Инвалидность ему не устанавливалась. Средств существования, кроме как получение различного вида социальной помощи и поддержки, он не имеет, не работает с 2008 года. Также является получателем субсидий на коммунальные услуги, однако субсидия полностью не покрывает расходы на коммунальные услуги, он вынужден доплачивать денежные средства. Не оспаривает факт получения им и его супругой и сыном ежегодно государственной социальной помощи и социальной поддержки как лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, но полученные денежные средства не позволяют покрыть необходимые расходы. Не согласен с составленным актом комиссионного обследования, поскольку в нем неверно указан размер среднедушевого дохода, не полно отражено, в чём именно он нуждается. В благоустроенной однокомнатной квартире он зарегистрирован и проживает один, с женой он состоит в зарегистрированном браке, она с сыном проживают отдельно, жена взыскивает с него алименты на содержание ребенка. Считает, что ему должны быть оказаны меры социальной поддержки в максимальном размере.
Представители Комитета социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района по доверенности Кумпыта Н.В. и Давыдова Е.В. в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласились, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, из которого следует, что 24 февраля 2015 года ФИО1 представил документы в Комитет социальной защиты населения для получения социальной поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в размере 7915 рублей.
26 февраля 2015 года заявление ФИО1 рассмотрено на заседании межведомственной комиссии по принятию решений о государственной социальной помощи и социальной поддержке граждан муниципального района при Администрации Боровичского муниципального района (протокол № 7 от 26 февраля 2015 года). Решение о выделении социальной поддержки ФИО1 в размере 1000 рублей члены комиссии приняли единогласно. В рамках обсуждения вопроса о трудной жизненной ситуации семьи членами комиссии было рекомендовано ФИО1 трудоустройство. На комиссии подробно был изучен пакет документов, представленный ФИО1, жилищная субсидия в среднемесячный расчет дохода семьи для оказания социальной помощи не учитывалась. Он неоднократно обращался в комитет социальной защиты населения с заявлением об оказании государственной социальной помощи, социальной поддержки не только от своего имени, но и от имени супруги, ФИО2, сына ФИО3.
Комитетом неоднократно в 2010-2015 г.г. оказывалась государственная социальная помощь, социальная поддержка ФИО1, его супруге ФИО2 на нее и несовершеннолетнего сына ФИО3.
Выделение государственной социальной помощи и социальной поддержки не может быть постоянным доходом неработающих граждан, и ее размер не может решить всех проблем заявителя и удовлетворить все его финансовые потребности.
ФИО1 уволился 15 февраля 2008 года и по настоящее время нигде не работает. Он неоднократно приглашался на заседание межведомственной комиссии (в устной форме) для рассмотрения вопроса о его нахождении в трудной жизненной ситуации (в т.ч. объяснения невозможности трудоустройства), но ни на одно заседание межведомственной комиссии ФИО1 не явился.
ФИО1 ежемесячно выплачивается субсидия на оплату коммунальных услуг, что подтверждается представленной справкой ГОКУ «Центр жилищных субсидий и социальных выплат». Со слов ФИО1 известно, что он за период с 2008 года по настоящее время неоднократно обращался в комитет труда и занятости населения Новгородской области ГОКУ «ЦЗН города Боровичи» за получением пособия по безработице.
За последние семь лет ФИО1 не сделал ни одну попытку трудоустройства, что подтверждается отсутствием записей в трудовой книжке.
Представитель третьего лица ГОКУ «Центр занятости населения г. Боровичи» по доверенности Дашкевич О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления ФИО1, пояснив, что ФИО1 неоднократно были выданы направления для трудоустройства в различные организации, но после проведения бесед с ФИО1 трудоустроить его не представилось возможным. Именно отсутствие у ФИО1 желания работать является причиной того, что он столь длительное время является безработным.
Представитель Администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, находит заявленные ФИО1 требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.
В соответствии с абз.5 ст. 1 Областного закона Новгородской области от 02 июня 2010 года № 768-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и социальной поддержке лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на территории Новгородской области» трудная жизненная ситуация - ситуация, которая объективно нарушает жизненную деятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, переселение на постоянное место жительства в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, задолженность по выплате заработной платы свыше трех месяцев, наличие заболевания, влекущего за собой необходимость проведения гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Новгородской области, утрата, повреждение жилья и домашнего имущества в связи с пожаром, одновременное рождение трех и более детей, необходимость ремонта (замены) внутридомового газового оборудования в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования) и которую он не может преодолеть самостоятельно.
Согласно ч.2 ст.2 указанного Областного закона социальная поддержка на территории Новгородской области предоставляется в виде денежных выплат при наличии трудной жизненной ситуации, возникшей у граждан по не зависящим от них причинам, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Социальная поддержка предоставляется при наличии трудной жизненной ситуации, возникшей:
1) по причине утраты, повреждения жилья и домашнего имущества в связи с пожаром малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также пенсионерам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей независимо от их среднедушевого дохода;
2) в связи с одновременным рождением трех и более детей гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации независимо от их среднедушевого дохода;
3) в связи с наличием у гражданина заболевания, влекущего за собой необходимость проведения гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Новгородской области, - этому гражданину независимо от его среднедушевого дохода;
(в ред. Областного закона Новгородской области от 28.03.2014 N 511-ОЗ)
3-1) в связи с необходимостью ремонта (замены) внутридомового газового оборудования в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по иным причинам, указанным в абзаце пятом статьи 1 настоящего областного закона, либо недееспособным, либо ограниченным в дееспособности гражданам, в том числе состоящим на психоневрологическом или наркологическом учете, независимо от их среднедушевого дохода;
(п. 3-1 введен Областным законом Новгородской области от 02.07.2013 N 288-ОЗ)
4) по иным причинам, указанным в абзаце пятом статьи 1 настоящего областного закона, - гражданам независимо от их среднедушевого дохода.
В силу ч. 1 ст. 4 указанного Областного закона № 768-ОЗ органы местного самоуправления на неограниченный срок наделены отдельными государственными полномочиями по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и социальной поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Как следует из ч. 1 и ч. 5 ст. 3-1 Областного закона № 768-ОЗ социальная поддержка лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, назначается в целях оказания материальной помощи для преодоления возникших временных трудностей (часть 1).
Социальная поддержка гражданам, указанным в пункте 4 части 2 статьи 2 настоящего областного закона, предоставляется единовременно (один раз в календарном году), при этом ее размер в виде денежных выплат не должен превышать величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, действующего на территории области на момент обращения заявителя (часть 5).
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Областного закона Новгородской области от 02 июня 2010 года № 768-ОЗ социальная поддержка назначается после подтверждения посредством проверки (комиссионного обследования), проводимой органом местного самоуправления, указанных в заявлении сведений об объективных обстоятельствах, явившихся причиной трудной жизненной ситуации.
Согласно ч.4 ст.5 данного Областного закона уведомление о принятии решения о назначении государственной социальной помощи, социальной поддержки, об отказе в их назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю (законному представителю) органами местного самоуправления по месту жительства (месту пребывания) заявителя (законного представителя) не позднее чем через 10 дней после обращения с заявлением и представления всех необходимых документов.
Из анализа приведенных выше норм следует, что конкретный размер социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации законодательством не установлен, указано лишь, что он не должен превышать величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, действующего на территории области на момент обращения заявителя. Решение о размере указанных выплат относится к компетенции органов местного самоуправления.
В судебном заседании из пояснений сторон и письменных материалов дела судом установлено, что 24 февраля 2015 года ФИО1 обратился с заявлением в Комитет социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района об оказании ему социальной поддержки в размере 7915 рублей в связи с трудной жизненной ситуацией. 26 февраля 2014 года ему была оказана социальная поддержка в размере 1000 рублей как лицу, находящемуся в трудной жизненной ситуации, о чем ему было направлено соответствующее уведомление, которое им было получено 3 марта 2015 года.
Как следует из акта проведения проверки (комиссионного обследования) от 25 февраля 2015 года, семья ФИО1 является малообеспеченной. ФИО1 не работает с 2008 года. Среднемесячный фактический доход на члена семьи составляет 2484 рублей 51 копейка. Семья нуждается в материальной помощи. ФИО1 рекомендовано трудоустроиться.
Согласно справке, представленной Комитетом социальной защиты населения от 23 июня 2015 года, ФИО1 в период с 2010 года по 2015 год ежегодно оказывалась социальная поддержка в размере 1000 рублей, как гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации (безработному). Также за указанный период ФИО1 ежегодно оказывается государственная социальная помощь в размере 1000 рублей. Кроме того, меры социальной поддержки и государственной социальной помощи ежегодно оказываются супруге заявителя и его сыну..
Заявитель ФИО1 не работает с февраля 2008 года, при этом он является трудоспособным, не имеет инвалидности и профессиональных заболеваний, поскольку документального подтверждения этому не имеется.
В течение указанного длительного периода времени единственным источником его дохода являются различные выплаты из бюджетов различных уровней.
Довод заявителя о том, что комиссией при принятии решения о размере выплаты по социальной поддержке не приняты во внимание все обстоятельства, на которых он основывает свои требования, суд находит не обоснованными и подлежащими отклонению как не состоятельные, в ходе проведения проверки было установлено, что жилое помещение требует ремонта, нет шкафа, необходимо приобретение сантехники, продуктов питания, средств личной гигиены и прочее.
В соответствии со ст.9 Областного закона Новгородской области от 02 июня 2010 года № 768-ОЗ органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе: выбирать формы и методы реализации отдельных государственных полномочий и осуществлять эти полномочия самостоятельно в целях и рамках, которые определены областным законодательством (част. 1); органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны: обеспечить целевое использование перечисленных бюджетам соответствующих муниципальных районов, городского округа субвенций на выполнение отдельных государственных полномочий; проводить анализ выполнения поставленных задач по реализации отдельных государственных полномочий (ч. 2).
Согласно ч. 4 ст. 2 Областного закона Новгородской области от 02 июня 2010 года № 768-ОЗ размер, периодичность государственной социальной помощи и социальной поддержки не должны создавать ситуаций, при которых получение такой помощи (поддержки) оказывается предпочтительнее работы или других законных форм получения доходов.
В связи с этим суд приходит к выводу, что возложение на Комитет социальной защиты населения обязанности оказать ФИО1 социальную поддержку в максимальном размере, установленном законом, не будет соответствовать целям, определенным Областным законом Новгородской области от 02 июня 2010 года № 768-ОЗ, не будет стимулировать ФИО1 трудоустроиться в кратчайшие сроки с целью преодоления тяжелой жизненной ситуации, сложившейся у него в результате отсутствия работы и желания трудоустроиться.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований ФИО1 надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления ФИО1 к Комитету социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района об изменении решения межведомственной комиссии по социальной защите населения № 7 от 26 февраля 2015 года в части размера выделенных в качестве социальной поддержки денежных средств в сумме 1000 рублей, и возложении на Комитет социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района обязанности доначислить на его лицевой счет денежных средств в размере 6915 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 17 августа 2015 года.
Судья: Т.В. Киселёва