Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Чолак Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а- 399/2018 по административному исковому заявлению Азаренко В. М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
у с т а н о в и л:
Азаренко В.М. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровом номером 50:08:070331:332, расположенного в <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и, соответственно, нарушает его (истца) права плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец, уточнив требования, просит суд установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке по состоянию на дату кадастровой оценки в размере 2 068 290 рублей (л.д. 125-126).
Азаренко В.М. в судебное заседании не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца – Сотников К.А.. в судебном заседании поддержал требования своего доверителя.
Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты> – Левина М.Е. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований административного истца, полагая величину рыночной стоимости спорного земельного участка, определенную в отчете об оценке, достоверной.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства не обеспечили явку в суд своих представителей.
При таких обстоятельствах, суд на основании положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление Азаренко В.М. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. Кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщикам земельного налога, который исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основными методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> <данные изъяты>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от <данные изъяты> № 361-ФЗ).
В соответствии с абз. 1, 2 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>).
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущим за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости (ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Судом установлено, что Азаренко В.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:08:070331:332, общей площадью 1 412 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства, участок находится примерно в 750 м по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <данные изъяты>, с/пос Бужаровское, <данные изъяты>, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права (л.д.11).
Судом также установлено, что в 2013 году на территории <данные изъяты> была проведена государственная оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>, результаты которой утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ. Кадастровая стоимость объектов оценки при проведении данной государственной оценки определялась по состоянию на <данные изъяты> (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке).
Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> все полномочия Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений <данные изъяты>.
Земельный участок с кадастровым номером 50:08:070331:332 учтен в государственном кадастре недвижимости (с <данные изъяты> – Единый государственный реестр недвижимости) <данные изъяты>, что подтверждается письмом филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <данные изъяты> от <данные изъяты>, поступившего на запрос суда (л.д.127-128). Кадастровая стоимость определена органом кадастрового учета исходя их среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного указанным распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ. При таких обстоятельствах, в силу вышеназванных положений ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является – <данные изъяты>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 3 579 321,16 рублей (л.д.10).
Из материалов дела также следует, что датой обращения Азаренко В.М. Московский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка является – <данные изъяты> (л.д. 2).
В подтверждение действительной рыночной стоимости спорного земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке № О/32-6 составленный <данные изъяты> оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «ЭКСОН». В соответствии с данным отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:070331:332, принадлежащего административному истцу, составляет 2 068 290 рублей (л.д. 129-212).
Суд, исследовав представленный отчет об оценке, приходит к выводу о соответствии отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и обоснованности выводов оценщика о величине рыночной стоимости земельного участка. Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки, и суд принимает его в качестве достоверного доказательства, устанавливающего действительную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости.
Выводы оценщика лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка, которые могли бы поставить под сомнение достоверность указанного отчета об оценке, лицами, участвующими в деле, суду не представлено.
Оценив отчет об оценке в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, с учетом требований ст. 84 КАС РФ, суд полагает административный иск Азаренко В.М. подлежащим удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 178 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Азаренко В. М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:070331:332, общей площадью 1 412 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства, участок находится примерно в 750 м по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <данные изъяты>, с/пос Бужаровское, <данные изъяты> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 5 февраля 2-14 года в размере 2 068 290 (два миллиона шестьдесят восемь тысяч двести девяносто) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка, включая дату подачи Азаренко В. М. административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в Московский областной суд – <данные изъяты>.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.