Дело № 10RS0011-01-2020-007485-58 (2а-4713/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2020 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Картавых М.Н., при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Власкову Сергею Александровичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик, являясь в 2017 году собственником недвижимого имущества, являясь в 2019 году индивидуальным предпринимателем, не уплатил в установленный законом срок соответствующие налоговые платежи и страховые взносы. Административный истец просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 212 рублей и пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 11,24 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 13890,25 рублей и пени за период с 10.08.2019 по 26.08.2019 в сумме 57,07 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3297,57 рублей и пени за период с 10.08.2019 по 26.08.2019 в сумме 13,55 рублей.
Представитель административного истца Шмыкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Административный ответчик в судебном заседании требования не признал, пояснил, что налог на имущество за 2017 год оплатил в ФНС №10 по РК, представил копии квитанций о частичной уплате взносов в январе 2019 года.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы дела по судебному приказу №СП2а-197/2020-3, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 400 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пункт 1 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Положениями п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
По сведениям регистрирующих органов, представленных в ИФНС России по г. Петрозаводску административный ответчик в 2017 году являлся собственником квартиры по адресу: <адрес> (налоговая база – 1029442, доля в праве 1/2, налоговая ставка 0,1%, 12 мес. владения, коэффициент к налоговому периоду 0,2).
В обоснование возражений относительно недоимки по налогу на имущество за 2017 год административный истец ссылается на уплату им налога в другой налоговый орган. Учитывая, что согласно сверки расчетов, произведенная уплата к административному истцу не поступала, а уплата налога в другой налоговый орган не является надлежащим исполнением обязанности, указанный довод является несостоятельным.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление №12057021 от 24.06.2018 об уплате в числе прочего налога на имущество физических лиц за 2017 год в срок до 03.12.2018.
Обязанность по уплате налога административный ответчик надлежащим образом не исполнил.
В силу п.3.4 ст.23 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные страховые взносы.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты, а также индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Власков С.А. с 17.05.2018 по 25.07.2019 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В установленный законом срок Власков С.А. не произвел уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2019 год.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов у налогового органа имелись основания для начисления пени и направлении требования.
На основании п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
За шесть месяцев и 25 дней 2019 года административному ответчику надлежало уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 16649,72 рублей, и медицинское страхование – 3904,63 рублей.
С учетом имевшейся переплаты и поступающих текущих частичных оплат, в настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 13890,25 рублей, и медицинское страхование – 3297,57 рублей.
Доводы административного ответчика об уплате страховых взносов за 2019 год являются несостоятельными, поскольку согласно сверке расчетов внесенные административным ответчиком суммы взносов налоговым органом учтены в полном объеме, пошли в погашение в том числе ранее образовавшейся задолженности.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Поскольку в установленные уведомлениями сроки административный ответчик обязательные платежи не уплатил, ему в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени и направлены требования №51468 от 28.06.2019 об уплате в срок до 03.09.2019 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 212 рублей, и пени в размере 11,24 рублей, и №60523 от 27.08.2019 об уплате в срок до 31.10.2019 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 13890,25 рублей и пени за период с 10.08.2019 по 26.08.2019 в сумме 57,07 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3297,57 рублей и пени за период с 10.08.2019 по 26.08.2019 в сумме 13,55 рублей.
Требования налогового органа административным ответчиком в исполнены не были, доказательств обратного суду не представлено.
В настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 212 рублей и пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 11,24 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 13890,25 рублей и пени за период с 10.08.2019 по 26.08.2019 в сумме 57,07 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3297,57 рублей и пени за период с 10.08.2019 по 26.08.2019 в сумме 13,55 рублей.
В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ, п. 3 ст. 48 НК РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, проверяя срок обращения с требованиями о взыскании обязательных платежей, суд отмечает, что проверке подлежит как срок на обращение с административным исковым заявлением, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, так и срок на подачу заявления о взыскании, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.
29.01.2020 с соблюдением процессуального срока обращения (31.10.2019 + 6 мес.) налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
05.02.2020 вынесен судебный приказ о взыскании с Власкова С.А. обязательных платежей.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 г. Петрозаводска РК от 17.02.2020 судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился 22.07.2020, то есть в установленный законом срок.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании недоимки и пени в заявленном размере, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску удовлетворить.
Взыскать с Власкова Сергея Александровича, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета обязательные платежи в сумме 17481,68 рублей, в том числе недоимку:
- по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 212 рублей и пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 11,24 рублей,
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 13890,25 рублей, пени за период с 10.08.2019 по 26.08.2019 в сумме 57,07 рублей,
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3297,57 рублей, пени за период с 10.08.2019 по 26.08.2019 в сумме 13,55 рублей.
Взыскать с Власкова Сергея Александровича в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 699 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 30.10.2020