Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-484/2014 ~ М-331/2014 от 21.03.2014

Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Ивановский районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи                                                              ФИО22

при секретаре                                                                                           ФИО17

с участием истца ФИО1

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Новоивановского сельсовета <адрес> ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело г. по иску ФИО1 к администрации <адрес> о возложении обязанности включить в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Ивановский районный суд <адрес> с исковым заявлением к администрации <адрес> о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обосновывая свои исковые требования тем, что онявляется лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Ивановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ егомать - ФИО3 и отец ФИО4, были лишены родительских прав в отношении него и его братьев:ФИО13 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и их всех передали на воспитание органу опеки и попечительства.

Постановлением Главы Новоивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ за ним было закреплено жилье по адресу: <адрес>. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением. На время принятия данного постановления от ДД.ММ.ГГГГ ему было 22 года (учитывая день месяц и год его рождения -ДД.ММ.ГГГГ года).

ДД.ММ.ГГГГ вход.в адрес <адрес> им подано заявление о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения с приложением документов. Его заявление было передано на рассмотрение отдела образования администрации <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх.ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем, как лицу из числа детей сирот и документы возвращены.

     Он был не согласен с основаниями, по которым ему отказано в постановке на учет, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ вход.№98, подал возражения в адрес отдела образования администрации <адрес>. Для разрешения вопроса по предоставленному им пакету документов и его возражений, отдел образования администрации <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх.пригласил его в отдел образования, где ему было предложено обратиться в суд.

Поскольку Постановление от ДД.ММ.ГГГГ не отменено и имеет юридическую силу, а на день его принятия ему было 22 года, полагает, что у него имеются законные основания быть постановленным на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем, как лицо из числа детей-сирот, согласно Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями ) и согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями), согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончание службы в рядах Вооруженных сил РФ обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с установленной нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установленной органом местного самоуправления.

Считает отказ отдела образования администрации <адрес> незаконным.      Его статус лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте подтвержден судебным решением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, а Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, будучи не достигшим еще 23 летнего возраста. Собственного жилья у него не имеется.Отдел образования администрации <адрес> своим незаконным отказом, в постановке его на учет, как лицо, нуждающееся в обеспечении жилым помещением, нарушает его Конституционные права на получение жилого помещения.

Кроме того, в связи с обращением в суд он понес судебные расходы в сумме 2 200 руб.: 200 руб. -госпошлина, 2000 руб.- услуги адвоката за составление искового заявления.

Согласноч.1 ст.98ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.3,98 ГПК РФ, ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996года, <адрес> от 11.04.2005г. №472-ОЗ, просит суд обязать орган местного самоуправления в лице администрации <адрес> поставить его на учёт в <адрес> в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и взыскать с администрации <адрес> судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб. и услуги адвоката в сумме 2000 руб. за составление искового заявления.

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ г., истец уточнил свои требования и просил обязать администрацию <адрес> включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В своих письменных возражениях на иск, ответчик – администрация <адрес> (вход. от ДД.ММ.ГГГГ г.), указал на то, что с исковым заявлением не согласны в полном объеме по следующим основаниям:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в администрацию <адрес> о постановке его на учет для предоставления жилого помещения как лицу из числа детей сирот, но на момент подачи заявления ему уже исполнилось 27 лет.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление специализированного жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору специализированного найма, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации или иным законом субъекта Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет, дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В соответствии с п.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 144) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям - сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Из п.5 выше указанного Порядка для предоставления жилых помещений дети-сироты обращаются в орган местного самоуправления по месту принятия на регистрационный учет (на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2013) указанных лиц с заявлением о предоставлении жилого помещения по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

     Из п.11 Порядка следует, что основанием для принятия решения об отказе в предоставлении жилого помещения является:не достижение лицом, указанным в пункте I настоящего Порядка, совершеннолетия либо непредставление документов, предусмотренных абзацем вторым пункта 6 настоящего Порядка (в случае объявления полностью дееспособным);отсутствие заявителя в списке, сформированном в порядке, определенным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

ФИО1 в списке, сформированном в порядке, определенном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не состоял.Документы о том, что ФИО1 находился в местах лишения свободы он не предоставил, то есть уважительная причина на момент подачи заявления у ФИО1 отсутствовала.

На основании изложенного, просят суд в удовлетворении заявленных требованной ФИО1 отказать в полном объеме.

В своем письменном отзыве на иск, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Муниципальное учреждение отдел образования <адрес> (входящий от ДД.ММ.ГГГГ г.), указало, что заявление "О предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения" от ФИО1 поступило в отдел образованияДД.ММ.ГГГГ На момент подачи заявления истцу исполнилось полных 27 лет. Документов, подтверждающих невозможность подачи заявления в установленные законом сроки, т.е. до достижения 23 лет представлено не было.

Указанное заявление было рассмотрено и по результатам рассмотрения принято решение об отказе ФИО1 в постановке на учет в связи с тем, что заявитель уже не являлся лицом из числа детей-сирот, о чем ему направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. №71.

Тот факт, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилой площади за ребенком отменено, а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ истец был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, не означает безусловное внесение его в районный реестр лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, тем более что постановление от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Новоивановского сельсовета в отдел образования направлено не было, сам ФИО1 ранее в отдел образования не обращался, в связи с чем в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем на территории <адрес>, не был включен.

Дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и одноименным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ, в том числе на обеспечение жильем, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнеговозраста, то есть гарантируемая данным лицам социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью должна предоставляться им до достижения 23 лет.

Вместе с тем, достижение указанными лицами возраста 23 лет, вставшими на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении жилья, и напротив лицам, достигшим 23 - летнего возраста и не вставшим на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, является основанием для отказа в постановке на учет.

Такая позиция подтверждается определением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1282-О-О, Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно записи в книге первичного учета детей-сирот оставшихся без попечения родителей одновременно с истцом статус детей-сирот был закреплен за братьями и сестрой истца: ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7 - ДД.ММ.ГГГГ г.р.ФИО5 и ФИО6 в отдел образования с заявлением о постановке их на учет и обеспечение жильем не обращались, ФИО7 - обращалась (заявление от ДД.ММ.ГГГГ г.) и была обеспечена жилым помещением (договор от ДД.ММ.ГГГГ № 6/10).

    На основании изложенного просят суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

    В ходе судебных заседаний ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО1 на удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнения, настаивал в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Пояснил, что он проходил обучение в Ивановской коррекционной школе-интернат № 9, куда после лишения родителей родительских прав он был помещен вместе с братьями и сестрой.После окончания школы ни администрация школы, ни орган опеки и попечительства не разъяснили, что ему, как лицу, оставшемуся без попечения родителей положено жилье и какие для этого необходимо собрать документы и куда с ними обратиться. О том, что за ним закреплено жилье – дом родителей в <адрес>, он не знал, поэтому после окончания школы, не имея жилья, жил где придется, на работу устроиться не мог, в связи с чем добывал средства к существованию как мог, в том числе кражами. Попался, был осужден и направлен в места лишения свободы. Выходил из тюрьмы на месяц, два, затем из-за отсутствия жилья и работы, что бы как-то существовать, был вынужден вновь воровать, опять попадался, осуждался и направлялся в места лишения свободы. В общей сложности отбыл около 10 лет.Находясь в тюрьме, где-то в ДД.ММ.ГГГГ году, от матери узнал, что она их дом продала.Последний раз освободился в ДД.ММ.ГГГГ и остался жить и работать в <адрес>, где отбывал наказание. Где- то в августе ДД.ММ.ГГГГ. вернулся в <адрес>, вновь жил где придется. Летом ДД.ММ.ГГГГ от сестры, которой было предоставлено жилье, узнал, что ему тоже положено жилье, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Сестра подсказала,какие необходимо собрать документы. Когда он пошел в администрацию Новоивановского сельсовета чтобы собрать необходимые справки, то ему на руки выдали копию постановления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении вне очереди жилого помещения, о существовании которого он ранее не знал, и которое на сегодняшний день не отменено, несмотря на это ему отказали в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем.

Ранее он с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не обращался, так как отбывал наказание в местах лишения свободы, а также не знал о своих правах, которые до него не были доведены органом опеки и попечительства.

В данное время в собственности жилья не имеет, проживает в <адрес>, в доме своей супруги – ФИО10, принадлежащем ей и её родителям.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ г., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Муниципального учреждения отдела образования <адрес>, ФИО18, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., с иском была не согласна по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.

Дополнила, что на момент вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ ещё не было внесено изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ. В 2009 году учет данной категории детей ещё вели администрации сельских поселений, и они осуществляли их постановку на учет на обеспечение жилой площадью.

Согласно изменений, внесенных в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, вступивших в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ г., и соответственно в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ, порядок предоставления жилого помещения носит заявительный характер. С момента внесения изменений в указанные законы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации стали формировать списки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уже исполнилось 27 лет, и он утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем, в указанный список включен не был, так как в данный список включают лиц, не достигших возраста 23 лет.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ является действующим, его никто не отменял, но оно подтверждает лишь то обстоятельство, что ФИО1 признан нуждающимся в получении жилого помещения на территории Новоивановского сельсовета, однако в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением, он, до достижения 23-х лет,должен был обратиться с заявлениеми встать на учет нуждающихся в получении жилого помещения, чего он не сделал.Каких-либо уважительных причин, по которым ФИО1 до достижения им 23-х летнего возраста не мог обратиться с указанным заявлением - не представлено.

    В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ г., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Новоивановского сельсовета <адрес> ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., с заявленными исковыми требованиями была согласна.

Пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году после лишения родительских прав ФИО4 и ФИО3 в отношении 4-х детей, в том числе и истца, дети были переданы на попечение органа опеки и попечительства и за ними, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ была закреплена жилая площадь в отдельном деревянном жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 50 кв.м. При этом, контроль за данным жилым помещением со стороны администрации Новоивановского сельсовета не осуществлялся, в связи с чем, ФИО3, за спиртное где-то в ДД.ММ.ГГГГ г. продала дом на дрова. То есть практически за детьми числилось закрепленным не существующее жилое помещение, в котором их продолжали регистрировать по месту жительства, и только ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление <данные изъяты>, на основании которого, согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ «О списании жилья» по адресу: <адрес>, было отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за ребенком», а именно за детьми ФИО21. После чего, было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения вне очереди ФИО1», о существовании которого истец не знал вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, так как место его нахождения им было не известно, в связи с чем сообщить о принятом решении им было не куда.Однако копия данного постановления направлялась ими в отдел образования администрации <адрес>, поскольку последний их контролировал.В ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения к ним ФИО1 полномочия по предоставлению жилья с администраций сельских поселений сняли, и она как сотрудник администрация лишь помогла истцу собрать необходимые документы для обращения в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения.

Полагает, что ФИО1 согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ г., которое не отменено, незаконным не признано, признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, его вины в том, что он ранее не обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения, нет, поскольку ему не было разъяснено его право, порядок обращения с указанным заявление и сроки обращения.

Ответчик – администрация <адрес>, будучи надлежащим образом извещена о дате, месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направила, об уважительности причин не явки суд не уведомила, об отложении рассмотрения дела не просила; от представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – муниципального учреждения отдела образования <адрес>, ФИО18, поступило заявление (входящий от ДД.ММ.ГГГГ г.) с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие и указанием на то, что возражает против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

    Суд, с учетом мнения лиц, присутствующих в судебном заседаниии в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьего лица.

     Изучив доводы искового заявления, приняв во внимание возражения и отзыв на иск, выслушав пояснения истца и представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

     Согласно ксерокопии свидетельства о рождении <данные изъяты>, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, район Ивановский, область Амурская, в графе отец указан ФИО4, в графе мать ФИО8.

Из материалов дела усматривается, что истец, в возрасте до 18 лет, остался без попечения обоих родителей, которые на основании решения Ивановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав в отношении 4-х детей, в том числе и истца, и дети были переданы на воспитание органу опеки и попечительства.

Постановлением <данные изъяты> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ г., за ФИО1, двумя его братьями и сестрой было закреплено жилье в отдельном деревянном жилом домепо адресу: <адрес>, общей площадью 50 кв.м.

На момент разрешении спора судомданное жилое помещение не существовало, так как согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ было списано, в связи с чем, на основании постановления главы администрации Новоивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ г., было отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за ребенком», а именно за детьми ФИО21, в том числе и истцом.

    ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Новоивановского сельсовета вынесено постановление «О предоставлении жилого помещения вне очереди ФИО1».

    Из справки директора <данные изъяты> следует, что ФИО1 обучался в государственном специальном (коррекционном) образовательном автономном учреждении <адрес> для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате <данные изъяты>, <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

Как следует из требования ИЦ УВД <адрес> (о судимости), ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ вновь осужден мировым судьей <адрес> по Ивановскому районному судебному участку по ч.1 ст.119, ст.70 УК РФ к 1 году 6 мес. лишения свободы.

Согласно ксерокопии паспорта ФИО1, <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по адресу: с. <адрес> Больничный, дом. 8, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ у него зарегистрирован брак с ФИО10.

Как следует из справки администрации Ивановского сельсовета, ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы: тёща - ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жена – ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., пасынок – ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р. основание: похозяйственная книга № <данные изъяты>

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> видно, что правообладателями квартиры из двух комнат, площадью 28,8 кв.м., по адресу: <адрес>, пер. Больничный, 8 <адрес> являются: ФИО10 (доля в праве 1/3), ФИО19 (доля в праве 1/3), ФИО9 (доля в праве 1/3).

Как следует из уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 01/019/2014-565, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о наличии у ФИО1 объектов недвижимого имущества отсутствуют.

    ДД.ММ.ГГГГ (входящий № 1671), ФИО1 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно сообщения МУ отдела образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем, как лицу из числа детей – сирот, и документы возвращены, в связи с тем, что он уже не является лицом из числа детей-сирот, так как на момент подачи заявления ему исполнилось полных 27 лет, приэтом, до достижения 23 лет на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения он не встал, в списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не включен.

В силу ч.ч.1,3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 2 ЖК РФ установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В силу п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", (в ранее действовавшей редакции), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, атакже в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).

    Из материалов дела усматривается, что на основании постановления главы Новоивановской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ г., за детьми ФИО21, в том числе и истцом, было закреплено жилье в отдельном деревянном жилом домепо адресу: <адрес>, общей площадью 50 кв.м.

На основании постановления главы администрации Новоивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление о закреплении жилой площади было отменено, согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ «О списании жилья» по адресу: <адрес>.

Таким образом, являясь на дату вынесения указанного постановления лицом, оставшимся без попечения родителей (исходя из даты рождения ДД.ММ.ГГГГ г., на ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось полных 22 года), ФИО1 не имел закрепленного жилого помещения.

В связи с чем, согласно постановления главы администрации Новоивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ г., за ФИО1, как за лицом, оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в жилом помещении, было признано право на внеочередное получение жилого помещения, в случае его письменного обращения о предоставлении ему жилого помещения в связи с наступлением обстоятельств, указанных в ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Однако, несмотря на то, что у ФИО1, как нуждающегося в жилом помещении, в соответствии с ранее действующими положениями п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, данным правом он не воспользовался, так как до достижения 23-летнего возраста не обратился с соответствующим заявлением в администрацию <адрес>.

Материалами дела подтверждается, что истец не состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по рассматриваемой категории граждан, до достижения 23-летнего возраста он не обращался в администрацию <адрес> с письменным заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, обратился с таким заявлением лишь ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 27 лет.

Однако, отсутствие ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в обеспечении его жилым помещением.

Данное разъяснение содержится в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), в котором отмечено, что одной из наиболее распространенных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лициз их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемой судами уважительной и, как следствие, служащей основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Таким образом, включение указанной категории граждан в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, не может зависеть только от действий самих льготников, так как органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список.

В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 пояснил, что его право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему никто не разъяснял.

    Представительмуниципального учреждения отдела образования <адрес>, доказательств того, что ими проводилась работа по обеспечению реализации предусмотренного законодательством права ФИО1 на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде обеспечения жильем - не представила.

Так же не представлено суду доказательств того, что со стороны государственного специального (коррекционного) образовательного автономного учреждения <адрес> для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 9, в которой обучался и воспитывался истец, по его окончании, когда он был несовершеннолетним, имело место надлежащее выполнение обязанностей по защите прав ФИО1, как лица, оставшегося без попечения родителей.

    Таким образом, судом установлено, что в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" работниками органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> право по предоставлению жилья за счет государственных средств ФИО1 не разъяснялось, тем более учитывая его состояние здоровья, связанное с обучением в коррекционной школе. ФИО1 до достижения им возраста 23 лет не был поставленв установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; достаточных мер по решению указанной проблемы органы опеки и попечительства, а также учреждение образования не приняли, что повлекло нарушение прав истца, как лица, оставшегося без попечения родителей, в частности, на реализацию права на внеочередное обеспечение жильем, в то время как именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан.

При таких обстоятельствах, учитывая представленные по делу доказательства, а также объективную нуждаемость истца в жилом помещении, которая не оспаривалась лицами, участвующими в деле, суд приходит к выводу, что право на получение гарантированной социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью истцом не было реализовано по уважительной причине, поскольку органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия.

     При этом,само по себе достижение лицами, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении им льгот, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

По смыслу жилищного законодательства, право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Факт не постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им 23 летнего возраста, в связи с невыполнением должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий названной категории лиц, не может являться основанием для лишения ФИО1 гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении измененийизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу 01.01.2013, статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" была изложена в новой редакции.

Согласно данной нормы Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении измененийизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок обеспечения жильем детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Названным Федеральным законом установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и положений Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.

Как было установлено судом, ФИО1, оставшийся без попечения родителей принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ не реализовал по уважительной причине.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 472-ОЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона АО от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ОЗ), порядок предоставления жилых помещенийдетям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,определяется <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 598), утвержден порядок предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение № 2).

Пунктом 2,3 названного Порядка установлено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - жилые помещения) предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), сформированный в порядке, определенном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

    Как уже было указано выше новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до ДД.ММ.ГГГГ дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство <адрес> предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории <адрес>.

В рассматриваемом случае установлено, что ФИО1 является нуждающимся в жилом помещении, до достижения 23 лет не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по уважительной причине, в виду ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав в период, когда он былнесовершеннолетним, органом опеки и попечительства, а также образовательным учреждением, в котором он обучался и воспитывался, в результате чего он не был включен в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением. Поэтому, в целях соблюдения гарантированного и нереализованного им права на предоставление жилья, его исковые требования о возложении обязанности включить его в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением,подлежат удовлетворению.

Что касается требования истца ФИО1 о возмещении расходов на оплату услуг адвоката за составление искового заявления в сумме 2 000 рублей, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

    К издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся в том числе и расходы на оплату услуг представителя (п.4 ст.94 ГПК РФ).

Расходы на оплату услуг представителя (адвоката) за составление искового заявления в сумме 2 000 рублей, понесенные истцом ФИО1 подтверждаются имеющейся в материалах дела квитанцией № 080278серии «АВ» от ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Аналогичное требование содержится и в ч.1 ст.100 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В силу вышеуказанных требований закона, суд считает, что расходы по оплате услуг представителя подлежат возмещению истцу ФИО1 фактически понесшему по делу расходы, в полном объеме, в сумме 2 000 рублей, поскольку данную сумму с учетом обстоятельств дела, характера спорных правоотношений сторон и объема оказанной представителем помощи суд считает разумной.

    При этом, суд учитывает, что согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 361-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 382-О-О, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

    Ответчик не представил доказательств чрезмерности, неразумности и необоснованности заявленного истцом размера расходов на оплату услуг представителя.

Кроме того, в силу ч.1 ст.98 ГПК РФ подлежит удовлетворению и требование истца о возмещении ему государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, согласно чека ордера от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к администрации <адрес> – удовлетворить.

    Обязать администрацию <адрес> включить ФИО1 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

    Взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО1 возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 2 000 (Две тысячи) руб. и государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в сумме 200 (Двести) руб., а всего 2 200 (Две тысячи двести) руб.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течениеодного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:    ФИО23

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-484/2014 ~ М-331/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Павленко Иван Владимирович
Ответчики
Администрация Ивановского района
Другие
МУ отдел образования администрации Ивановского района
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Баженова Евгения Владимировна
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
21.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2014Передача материалов судье
24.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2014Судебное заседание
20.05.2014Судебное заседание
30.06.2014Судебное заседание
01.07.2014Судебное заседание
04.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее