Судья: Долгощинов В.В. УИД 76RS0018-01-2019-000281-39
Дело № 30-1-151/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 8 июня 2020 года
Судья Ярославского областного суда Безуглов В.В.,
при секретаре Чистяковой А.А.,
с участием представителя департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области ФИО1,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Меньшикова В.Г.,
рассмотрев жалобу директора департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области ФИО3 на постановление судьи Большесельского районного суда Ярославской области от 26 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Меньшикова Вячеслава Геннадьевича,
у с т а н о в и л :
Постановлением судьи Большесельского районного суда Ярославской области от 26 февраля 2020 года производство по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Меньшикова Вячеслава Геннадьевича прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В поданной в Ярославский областной суд жалобе директор департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области ФИО2 не соглашается с выводом суда об истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Указывает, что в вину Меньшикову В.Г. вменяется бездействие, носящее применительно к положениям статьи 4.5 КоАП РФ длящийся характер, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Считает, что днем, с которого исчисляется срок давности привлечения Меньшикова В.Г. к административной ответственности, является 19 июля 2019 года – дата окончания внеплановой документарной проверки в отношении собственника здания Меньшикова В.Г., в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 47.3, абзацем 1 пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об охране культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Обращает внимание, что указанные нарушения Меньшиков В.Г. до настоящего времени не устранил. На основании изложенного просит постановление судьи районного суда отменить и дело возвратить на новое рассмотрение.
Представитель департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Меньшиков В.Г. с доводами жалобы не согласился, оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривал.
Проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Приведенные требования КоАП РФ судом надлежащим образом не выполнены.
Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об охране культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 47.3 названного Федерального закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии с положениями пункта 11 статьи 47.6 указанного Федерального закона если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. При этом если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 31 октября 2019 года в вину Меньшикову В.Г. вменяется то, что он как собственник объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс жилых зданий Ярославской Большой мануфактуры, 1870-е - 1890-е гг.: казарма для рабочих», расположенного по адресу: <адрес>, в нарушение приведенных выше положений закона не осуществляет расходы по содержанию указанного объекта и поддержание его в надлежащем техническом состоянии.
Из описания указанного правонарушения следует, что оно носит длящийся характер.
В силу части 1 и части 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении от 31 октября 2019 года указано, что временем совершения вменяемого Меньшикову В.Г. административного правонарушения является 11 часов 19 июля 2019 года (день окончания внеплановой документарной проверки департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области). Вместе с тем, из указанного протокола следует, что вмененные Меньшикову В.Г. нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия были выявлены должностным лицом департамента, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, 1 марта 2019 года в ходе проведения мероприятия по контролю за состоянием названного объекта культурного наследия, по результатам которого был составлен акт осмотра объекта культурного наследия от 1 марта 2019 года. Именно на основании данного акта должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, сделан вывод о том, что Меньшиковым В.Г. не проведены работы по сохранению объекта культурного наследия, и о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Таким образом, днем обнаружения вменяемого Меньшикову В.Г. длящегося административного правонарушения является 1 марта 2019 года.
Вывод суда первой инстанции об исчислении сроков давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Меньшикова В.Г. с момента истечения установленных охранным обязательством от 10 апреля 2013 года № 161-23-016 сроков проведения работ (с 2 июля 2013 года) является необоснованным, противоречит приведенным выше требованиям статьи 4.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ на момент вынесения обжалуемого постановления от 26 февраля 2020 года не истек, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении Меньшикова В.Г. прекращено при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного постановление судьи районного суда на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку к настоящему моменту срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, то в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ данное дело об административном правонарушении не может быть направлено на новое рассмотрение и производство по нему подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
Постановление судьи Большесельского районного суда Ярославской области от 26 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Меньшикова Вячеслава Геннадьевича отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья В.В. Безуглов