ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
дело № 12-32/2020 |
22 января 2020 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Моцный Н.В.,
рассмотрев жалобу директора ООО «Аркона» Ташкалюка Ю.Н. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела надзора Южного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю № 03-07/0008/19/С от 18.01.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Аркона»,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела надзора Южного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю № 03-07/0008/19/С от 18.01.2019 года, ООО «Аркона» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 150 тыс. руб.
В вину обществу вменено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Аркона» Ташкалюк Ю.Н. подал жалобу, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывается на не причастность общества к выявленному факту нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а также рассмотрение дела в отсутствие уполномоченного представителя общества.
ООО «Аркона» о времени и месте рассмотрения жалобы извещалось в установленном порядке, своего уполномоченного представителя в суд не направило, о причинах неявки суд не известило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, начальник отдела надзора Южного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю Садвокасова Т.С. извещалась о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке, в судебное заседание не прибыла, о причинах неявки не сообщила, что не препятствует рассмотрению жалобы в отсутствие должностного лица.
Помощник военного прокурора - войсковая часть 90935 военной прокуратуры Черноморского флота Ходаков В.В. в судебном заседании оснований для удовлетворения жалобы не усматривал, пояснил, что материалы производства по делу с достоверностью указывают на наличие в действиях общества вмененного административного правонарушения.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав доводы жалобы и материалы производства по делу, следует прийти к следующим выводам.
Согласно ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание вины лица, а также его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных названным Кодексом, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
С материалов дела следует, что в ходе проведения должностными лицами военной прокуратуры - войсковая часть 90935 проверки соблюдения должностными лицами войсковой части 13140 (г. Севастополь, бухта Казачья, военный городок №) законодательства в сфере охраны окружающей среды, установлен факт, что на данной территории в больших объемах складирован грунт, твердые коммунальные и строительные отходы.
Как установлено проверкой, в период с 2 по 8 ноября 2018 года ООО «Аркона», производящей работы по строительству гостиничного комплекса по <адрес> в г. Севастополе на грузовых автомобилях произведен завоз грунтовых масс на территорию комплекса учебного (стрелкового полигона) в/ч 13140 по адресу: <адрес>.
В связи с необходимостью выяснения вопросов о количественном и качественном составе указанных земельных масс, военной прокуратурой - войсковая часть 90935 к указанной проверке привлечены специалисты отдела надзора Южного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и г. Севастополю.
По результатам экспертного заключения лабораторных исследований проб грунта, отобранного в ходе обеспечения рейдового мероприятия на территории стрелкового полигона в/ч 13140, от 16 ноября 2018 года ввезенный ООО «Аркона» грунт имеет состав: полимерные материалы - 38,9%; пластмасса - 27,7%; полиэтилен - 6,8%; металл черный (железо) - 13,5%; текстиль - 13,1%; земля, песок - 7,8%, что относится к 4 классу опасности для окружающей среды.
В виду выявленных нарушений закона, заместителем военного прокурора - войсковая часть 90935 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Аркона», которое направлено для рассмотрения по существу в отдел надзора Южного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением о назначении административного наказания № 03-07/0008/19/С/, вынесенным 18.01.2019 года старшим государственным инспектором Межрегионального управление Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю Садвокасовой Т.С., ООО «АРКОНА» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ), действующей на момент выявления вменного правонарушения, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи.
Пунктом 2 ст. 25.11 КоАП РФ установлено, что прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.
Вместе с тем, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, начальником отдела надзора Южного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю Садвокасовой Т.С. 18.01.2019 года рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП в отношении общества, без уведомления военного прокурора.
Также с материалов производство по делу следует, что интересы общества при возбуждении 20.12.2018 года заместителем военного прокурора – войсковая часть 90935 дела об административном правонарушении в отношении ООО «Аркона», а также рассмотрении 18.01.2019 года начальником отдела надзора Южного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю Садвокасовой Т.С. дела об административном правонарушении, интересы общества представлял ФИО4, согласно доверенностей от 10.12.2018 года и от 10.01.2019 года.
В тоже время содержание указанных доверенностей свидетельствует о том, что ФИО4 не наделялся полномочиями на представительство ООО «Аркона» в рамках производства по делу об административных правонарушениях, с определением круга его полномочий, предусмотренных положениями ст.ст. 25.1, 25.4., 25.5 КоАП РФ.
В связи с изложенным, следует прийти к выводу, что дело об административном правонарушении в отношении ООО «Аркона» рассмотрено в отсутствие его представителя, сведений об извещении юридического лица о времени и месте рассмотрения делав установленном ст. 25.15. КоАП РФ порядке, материалы производства не содержат.
Согласно постановлению старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела надзора Южного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю № 03-07/0008/19/С от 18.01.2019 года, на грузовых автомобилях, принадлежащих компании ООО «Крымстройальянс», 08 ноября 2018 года с 12 часов по 13:40 вывозились отходы на территорию комплекса (стрелкового полигона).
Между ООО «Аркона» и ООО «Крымстройальянс» заключен договор подряда на выполнение земляных работ № 31/10-2-2018, согласно которому ООО «Крымстройальянс» обязуется вывезти земельные массы с объекта «Гостинично-рекреационный комплекс «Таласса» общим объемом 45 000 куб.м. механизированным способом из места выполнения работ ООО «Аркона» по <адрес> в г. Севастополе.
В соответствии с п. 2.1.5. Договора ООО «Аркона» обязано самостоятельно проводить согласование и заключать договора о размещении грунта на полигоне (отвале), при необходимости оплачивать размещение грунта.
В ходе проверки сотрудниками экоаналитической лаборатории ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» 08.11.2018 года были отобраны пробы грунта на территории стрелкового полигона в/ч 13140, по результатам лабораторных исследований от 16 ноября 2018 года установлено, что ввезенный на территорию полигона грунт имеет состав: полимерные материалы - 38,9%; пластмасса - 27,7%; полиэтилен - 6,8%; металл черный (железо) - 13,5%; текстиль - 13,1%; земля, песок - 7,8%, что относится к 4 классу опасности для окружающей среды.
Согласно акту осмотра от 12.12.2018 года (маршрут движения грузовой техники), составленного заместителем генерального директора ООО «Крымстройальянс», помощником военного прокурора, старшиной комплекса стрелкового полигона войсковой части 13140, а также представителем Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю, установлено место от-куда вывозился грунт, исследованный ранее на территории войсковой части, а именно – г. Севастополь, <адрес>.
При этом пробы грунта в месте проведения работ по <адрес> в г. Севастополе не отбирались, их исследование экспертами не проводилась. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что выявленный на территории войсковой части грунт, содержащий по своему составу вещества и материалы, представляющие опасность для окружающей среды, соответствует по своему составу грунту в месте производства работ ООО «Аркона» в районе <адрес> в г. Севастополе.
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Аркона» должным образом не были проверены пояснения руководителя общества Ташкалюка Ю.Н. от 27.11.2018 года относительно того обстоятельства, что, кроме возглавляемого им общества, грунт на территорию полигона завозился и иными хозяйствующими субъектами.
При изложенных обстоятельствах, обжалуемое постановление должностного лица Южного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю № 03-07/0008/19/С от 18.01.2019 года нельзя признать законным и обоснованным, в силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ оно подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, составляет один год.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 08.11.2018 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, по настоящему делу истек.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Жалобу директора ООО «Аркона» Ташкалюка Ю.Н. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела надзора Южного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю № 03-07/0008/19/С от 18.01.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Аркона» - удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела надзора Южного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю № 03-07/0008/19/С от 18.01.2019 года в отношении ООО «АРКОНА» - отменить.
Производство по делу прекратить по истечению срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный