К делу № 2-1964/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июля 2018 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Ситниковой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шовгеновой М.С.,
с участием представителя истца - пом. прокурора г.Майкопа Кутузовой Е.Г.,
представителя ответчика Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности – Рубан С.А.,
представителя третьего лица Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по доверенности – Шнаховой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Майкопа в защиту интересов Дмитриевой В.Г. к Администрации МО «Город Майкоп» о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение единовременной материальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Майкопа обратился в суд с иском в защиту интересов Дмитриевой В.Г. к Администрации МО «Город Майкоп» о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение единовременной материальной помощи. В его обоснование указал, что Прокуратурой г.Майкопа проведена проверка по обращению Дмитриевой В.Г., проживающей по адресу: <адрес>, по вопросу выплаты единовременной материальной помощи в результате выпадения осадков 30.05.2017 года в виде дождя и града. Установлено, что собственником указанного домовладения является Дмитриева В.Г., которая проживает по данному адресу постоянно. 30.05.2017 года названное домовладение оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, которой явился град. Согласно акта обследования жилого строения от 03.06.2017г. недвижимому имуществу, принадлежащему Дмитриевой В.Г. в результате выпадения града причинены повреждения. Однако, до настоящего времени Дмитриева В.Г. не включена в список нуждающихся в оказании единовременной материальной выплаты. Просит суд признать Дмитриеву В.Г. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, градом, произошедшими 30.05.2017 года на территории МО «Город Майкоп». Признать право за Дмитриевой В.Г. на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, дала пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения. Просила иск удовлетворить полностью.
Представитель ответчика и представитель третьего лица возражали против удовлетворения исковых требований, считали их незаконными и необоснованными. Просили в иске отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела в их совокупности, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующим выводам.
В силу абзаца 7 и 8 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам «з» и «м» статьи 10 указанного Федерального Закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ, Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из подпункта «л» пункта 1 статьи 11 указанного Закона усматривается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с подпунктами «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Так, согласно Распоряжению Главы Республики Адыгея от 26 мая 2017 г. N 100-рг "О введении режима чрезвычайной ситуации" с 26 мая 2017 года на территории Республики Адыгея введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы Республики Адыгея единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию. В зону чрезвычайной ситуации включены территории муниципального образования "Гиагинский район", муниципального образования "Кошехабльский район", муниципального образования "Красногвардейский район", муниципального образования "Шовгеновский район", муниципального образования "Город Майкоп".
Распоряжением Правительства РФ от 24 июля 2017 г. N 1570-р Кабинету Министров Республики Адыгея из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий дождевого паводка от прошедших на территории Республики Адыгея 26-30 мая 2017 г. ливней с крупным градом, выделены бюджетные ассигнования в размере 123 120 тыс. рублей, в том числе: 41 470 тыс. рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи; 61 150 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости; 20 500 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости.
Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 28 мая 2018 г. N 1011-р Кабинету Министров Республики Адыгея в целях исполнения судебных решений из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий дождевого паводка от прошедших на территории Республики Адыгея 26-30 мая 2017 г. ливней с крупным градом, дополнительно выделены бюджетные ассигнования в размере 1 220 тыс. рублей, в том числе: 270 тыс. рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи; 750 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости; 200 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости.
Приказом МЧС России от 29 августа 2014 года №470 утвержден «Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно пункта 7 на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению №9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи в соответствии с приложениями №10 и №12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 27.07.2017г. №171 «Об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от ливневого дождя и града» утвержден порядок оказания единовременной материальной помощи за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий гражданам, пострадавшим в связи с ливневым дождем и градом на территории муниципального образования «Город Майкоп».
Как установлено судом, прокуратурой г.Майкопа была проведена проверка по обращению Дмитриевой В.Г., проживающей по адресу: <адрес>, по вопросу выплаты единовременной материальной помощи в результате выпадения осадков 30.05.2017 года в виде дождя и града. Установлено, что собственником указанного домовладения является Дмитриева В.Г., которая проживает по данному адресу постоянно. 30.05.2017 года названное домовладение оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, которой явился град.
В своих доводах ответчик Администрация МО «Город Майкоп» ссылается на то обстоятельство, что к полномочиям Администрации МО «Город Майкоп» отнесено только полномочие по принятию заявлений и требуемых документов от пострадавших граждан, составление актов обследований домовладений и передача данных документов с общим списком в уполномоченный орган субъекта РФ. При этом законодательством установлен пресекательный срок для выполнения данных полномочий – не более одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации.
Третье лицо Министерство труда и социального развития Республики Адыгея в своих доводах ссылается на то обстоятельство, что основанием для выделения средств из резервного фонда Правительства РФ для предоставления единовременной выплаты является включение гражданина в список нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, формируемый органами местного самоуправления, утвержденный Главой Республики Адыгея. Полагало, что, так как Дмитриева В.Г. в указанный список не вошла, и средства из резервного фонда Правительства РФ на нее не выделялись, предоставление единовременной материальной помощи за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Дмитриевой В.Г. не правомерно.
Однако, указанные доводы ответчиков опровергаются материалами дела.
Так, из акта обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате выпадения града 30.05.2017г., составленного 03.06.2017 года усматривается, что жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежащий Дмитриевой В.Г., в результате выпадения града 30.05.2017г. получил следующие повреждения: повреждено 10 листов шифера жилого дома, повреждено 16 листов шифера гаража, частично и полностью повреждены грядки с огородными растениями.
При этом, Дмитриева В.Г. не была включена в список нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в виду ее регистрации по иному адресу.
Учитывая данное обстоятельство, Дмитриева В.Г. была вынуждена обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в принадлежащем ей домовладении в ДНТ «Мичуринец».
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела усматривается, что решением Майкопского городского суда от 26.09.2017г. было удовлетворено заявление Дмитриевой В.Г. об установлении юридического факта. Установлено, что Дмитриева В.Г. постоянно проживает по адресу: <адрес>.
Так, из данного решения усматривается, что Дмитриевой В.Г. на праве собственности принадлежит жилое строение, расположенное по адресу: <адрес>.
Данное решение вступило в законную силу 27.10.2017 года.
Ответчиками не оспаривается, что Дмитриева В.Г. не включена в списки граждан, нуждающихся в получения единовременной материальной помощи.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Дмитриева В.Г. в период чрезвычайной ситуации постоянно проживала в зоне данной ситуации, следовательно, являются лицом, пострадавшими от чрезвычайной ситуации.
При этом подпункт «г» пункта 2 Постановления Правительства РФ №110, не содержит обязательных условий в виде причинения какого-либо ущерба, либо утраты имущества, именно для получения единовременной материальной помощи. Данные последствия необходимы для получения финансовой помощи, либо разовой материальной помощи.
В силу ст.18 ч.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, п.11 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110), установлено, что Дмитриева В.Г. действительно является пострадавшей от ЧС, ему причинен ущерб, и, как следствие, она нуждается в единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей.
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования Прокурора г.Майкопа обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора города Майкопа в защиту интересов Дмитриевой В.Г. к Администрации МО «Город Майкоп» о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение единовременной материальной помощи – удовлетворить.
Признать Дмитриеву В.Г. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, градом, произошедшими 30.05.2017 год на территории МО «Город Майкоп».
Признать право за Дмитриевой В.Г. на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 июля 2018 года.
Председательствующий подпись С.Ю. Ситникова