Решение по делу № 33-5331/2017 от 03.10.2017

Докладчик Александрова А.В. апелл. дело № 33-5331/2017

Судья Павлова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 ноября 2017 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Агеева О.В.,

судей Александровой А.В., Алексеевой Г.И.,

при секретаре Герасимовой О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Козлова П.Ю. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе истца - Козлова П.Ю. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 августа 2017 года, которым постановлено:

Козлову П.Ю. в удовлетворении предъявленных исковых требований о признании незаконным и отмене решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты от 31 марта 2016 года (протокол ) об отказе Козлову П.Ю. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; признании за Козловым П.Ю. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; обязании комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России поставить Козлова П.Ю. на учет по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами с 25 марта 2014 года; взыскании с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии, Федеральной службы исполнения наказаний России в солидарном порядке компенсации морального вреда в размере 50000 руб. отказать.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

Козлов П.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии (далее- УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее- ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 31 марта 2016 года (протокол ) об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; признании за Козловым П.Ю. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязании комиссию ФСИН России поставить Козлова П.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами с 25 марта 2014 года; взыскании компенсации морального вреда.

Исковые требования обоснованы тем, что Козлов П.Ю. проходит службу в <данные изъяты> в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными, имеет 13 лет выслуги по службе.

16 января 2014 года истец обратился в подкомиссию УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, к заявлению приложил все необходимые документы согласно Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее –Правила).

Согласно выписке из протокола от 11 февраля 2014 года по итогам заседания Подкомиссия УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии приняла решение о принятии истца на учет на получение единовременной социальной выплаты, а также постановлено ходатайствовать перед Комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Козлову П.Ю. в размере 2638666,92 руб.

Решением комиссии ФСИН России от 31 марта 2016 года в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Козлову П.Ю. отказано, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369 (не представлена информация о регистрации детей за пятилетний период), а также в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 года № 283-ФЗ в связи с ухудшением жилищных условий супругой в 2013 году.

Истец не согласен с данным решением, поскольку полагает, что необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 от Козлова П.Ю. подкомиссией УФСИН России по Чувашской Республике были приняты. Кроме того в выписке из протокола от 31 марта 2016 г. комиссией ФСИН России не указано в чем заключается ухудшение жилищных условий супругой истца в 2013 году. В силу прямого указания п. 1 ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ вселение в занимаемое помещение супруги и несовершеннолетних детей сотрудника не относится к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, и не может служить основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Истец также указывает, что решение комиссии ФСИН России принято по истечении более двух лет со дня подачи рапорта, тогда как в силу п. 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия ФСИН России в 3-х месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч.3 ст. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет.

Выписка из протокола заседания комиссии ФСИН России от 31 марта 2016 г. направлена истцу 05 мая 2017 года, то есть более чем через 1 год после вынесения решения. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав истца Козлова П.Ю. на своевременную постановку на учет.

Со дня получения протокола заседания комиссии ФСИН России, по итогам которого истцу отказано в получении единовременной социальной выплаты, он испытывает психологическое истощение, чувство обманутости и т.д., моральный вред Козлов П.Ю. оценивает в 50000 руб.

В судебном заседании истец Козлов П.Ю. исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчиков УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, Федеральной службы исполнения наказаний России Чумакова О.С. в судебном заседании исковые требования не признала, считает оспариваемый отказ обоснованным и правомерным.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Козловым П.Ю. на предмет отмены. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную истцом в суде первой инстанции. Истец считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно истолкована и применена норма права. Из представленных истцом в подкомиссию документов, следует, что Козлов П.Ю., члены его семьи собственником и нанимателем жилого помещения по договору социального найма не являются, то соответственно ни истец, ни члены его семьи не могли совершить действия, влекущие ухудшение жилищных условий. Более того, в силу прямого указания п.1 ч.8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ вселение в занимаемое помещение супруги и несовершеннолетних детей сотрудника не относится к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий. При таких обстоятельствах выводы суда о том, что действия по регистрации 10 декабря 2013 года, в квартире дома по <адрес> супруги истца являются намеренным ухудшением жилищных условий, основаны на неверном толковании положений Федерального закона № 283-ФЗ.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Козлова П.Ю., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчиков УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии и ФСИН России Чумаковой О.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

При этом в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ приведены и иные условия, наличие которых является обязательным для решения вопроса о наличии у сотрудника права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Из материалов дела следует, что Козлов П.Ю. является сотрудником <данные изъяты>, имеет общую продолжительность службы более 13 лет.

15 января 2014 года Козлов П.Ю. обратился с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К указанному заявлению (рапорту) были приложены документы (л.д. 56).

Согласно выписке их протокола от 11 февраля 2014 года по итогам заседания Подкомиссия УФСИН России по Чувашской Республике приняла решение о принятии истца на учет на получение единовременной социальной выплаты, а также постановлено ходатайствовать перед Комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Козлову П.Ю. в размере 2638666,92 руб. (л.д. 55).

Решением комиссии ФСИН России от 31 марта 2016 года в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Козлову П.Ю. отказано, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369 (не представлена информация о регистрации детей за пятилетний период), а также в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 года № 283-ФЗ в связи с ухудшением жилищных условий супругой в 2013 году (л.д. 54).

Не соглашаясь с данным решением комиссии Козлов П.Ю. оспорил его в суде.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Козлова П.Ю. суд первой инстанции исходил из того, что истец не может быть поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку суммарная площадь всех жилых помещений приходящихся на Козлова П.Ю. составляет 16,83 кв.м., что свидетельствует об отсутствии его нуждаемости в жилом помещении. Вывод комиссии ФСИН России об ухудшении жилищных условий супругой истца ФИО в 2013 году заслуживает внимания, поскольку перерегистрация супруги истца была в районе одного населенного пункта, доказательств необходимости в такой перерегистрации не представлено.

Между тем судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что заявитель с 2000 г., сын с 27.03.2013 г. и дочь с 18.01.2011 г. постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 72,6 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащем отцу заявителя ФИО1

По данному адресу согласно выписке из лицевого счета и копии поквартирной карточки постоянно зарегистрировано 9 человек, то есть на каждого зарегистрированного приходится по 8,06 кв. м. (72,6 кв.м./9).

Согласно справке из БТИ и представленным документам заявитель Козлов П.Ю. имеет на праве общей долевой собственности жилое помещение общей площадью 35,1 кв.м. в размере 1/4 доли в праве, т.е. 8,77 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 92-94).

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты N 369 предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона, в том числе супруги и несовершеннолетние дети.

Согласно пункту 11 Правил N 369 при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

На основании изложенного определение суммарной площади всех жилых помещений должно производиться с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник, в связи с чем судом неправильно произведено определение суммарной площади жилых помещений, приходящихся истцу Козлову Ю.П., как 16,83 кв.м. где 8,77 кв.м.+ 8,06 кв.м.

Вместе с тем доля в праве в размере 1/4, что составляет 8,77 кв.м. по адресу: <адрес>, должна быть распределена на всех членов его семьи.

Таким образом, общая площадь всех жилых помещений семьи на момент обращения истца с заявлением в УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии составляла 41,01 кв. м. ((8,06 кв.м.*4)+8,77 кв.м.). С учетом количества указанных в рапорте Козлова П.Ю. членов семьи 4 человека, на каждого члена семьи заявителя приходится по 10,25 кв.м. (41,01 кв. м./4).

На основании изложенного Козлов Ю.П. на момент обращения с заявлением был обеспечен общей площадью жилых помещений на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника).

Таким образом, вселение в жилое помещение супруга (супруги) и несовершеннолетних детей сотрудника, не относится к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.

Вместе с тем по данному делу юридически значимым и подлежащим установлению являлось выяснение того, были ли действия Козлова П.Ю. и ФИО по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобрели ли они в результате этих действий статус нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Эти обстоятельства дела судом первой инстанции не учтены и не проверены.

Как следует из материалов дела, 10.12.2013 г. супруга Козлова П.Ю. – ФИО снялась с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ее отцу - ФИО2, расположенному по адресу: <адрес>, и зарегистрировалась по месту жительства своего супруга.

По адресу: <адрес> было постоянно зарегистрировано 4 человека, то есть ФИО была обеспечена жилой площадью до регистрации по месту жительства своего супруга менее 15 кв. м. (45 кв.м. / 4 = 11,25 кв.м.).

По адресу <адрес>, до регистрации супруги истца, постоянно было зарегистрировано 8 человек, то есть на каждого зарегистрированного приходилось по 9,07 кв. м. (72,6 кв.м./8).

Кроме того учету подлежит жилое помещение общей площадью 35,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности в размере 1/4 доли в праве Козлову П.Ю. - 8,77 кв.м.

Таким образом на всех членов семьи Козлова П.Ю. до регистрации супруги истца в квартире по адресу: <адрес>, приходилось 47,24 кв.м (((9,07 кв.м.*3)+8,77 кв.м.+11,25 кв.м.)/4, т.е. по 11,81 кв.м. на каждого.

На основании изложенного истец, как до регистрации его супруги в жилом помещении по адресу: <адрес>, так и после являлся нуждающимся в обеспечении жилым помещением, поскольку был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Вывод комиссии ФСИН России о непредставлении информации о регистрации детей истца Козлова П.Ю. за пятилетний период (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ рождения) признан судом первой инстанции необоснованным ввиду того, что на момент подачи Козловым П.Ю. документов в комиссию 25 марта 2014 года его несовершеннолетним детям не исполнилось пяти лет, кроме того дети зарегистрированы с истцом с момента рождения.

Данный вывод суда ответчиками в апелляционной жалобе не оспорен, в связи с чем судебной коллегией признается обоснованным.

При указанных обстоятельствах Козловым П.Ю. при обращении в комиссию УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии с заявлением (рапортом) о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья 15.01.2014 г., были представлены все необходимые документы, предусмотренные действующими Правилами. Козлов П.Ю. был обеспечен общей площадью жилых помещений на одного члена семьи менее 15 квадратных метров и намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, ни им, ни его супругой совершено не было.

Таким образом, основания отказа ФСИН России в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения судебной коллегией признаются незаконными.

В силу пункта 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24.04.2013 года, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

На основании изложенного истец с составом семьи 4 человека должен быть поставлен на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности, то есть, с даты подачи соответствующего рапорта.

Кроме того, в связи с неправомерными действиями ответчика, истец просил взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Вместе с тем, доказательства, подтверждающие нарушение действиями ответчика личных неимущественных прав истца, отсутствуют. Компенсация морального вреда в результате действий, нарушающих имущественные права истца при установленных судебной коллегией обстоятельствах, законом не предусмотрена.

В связи с чем, правовых оснований к удовлетворению исковых требований о компенсации морального вреда и отмене решения в указанной части не имеется.

При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение в части, отказа Козлову П.Ю. в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения комиссии ФСИН России от 31 марта 2016 года, признании за Козловым П.Ю. права на получение единовременной социальной выплаты, обязании комиссию ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты, не может быть признано законным и обоснованным, т.к. оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке и вынесения нового решения об удовлетворении исковых требований в указанной части.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 августа 2017 года в части отказа Козлову П.Ю. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения комиссии ФСИН России от 31 марта 2016 года (протокол ) об отказе Козлову П.Ю. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; признании за Козловым П.Ю. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; обязании комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России поставить Козлова П.Ю. на учет по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами с 25 марта 2014 года отменить.

Вынести в указанной части новое решение, которым признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России от 31 марта 2016 года (протокол ) об отказе Козлову П.Ю. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Признать за Козловым П.Ю. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России поставить Козлова П.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18 апреля 2014 года.

Председательствующий О.В. Агеев

Судьи: А.В. Александрова

Г.И. Алексеева

33-5331/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Козлов П.Ю.
Ответчики
УФСИН по ЧР
ФСИН
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Александрова А. В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
03.10.2017Передача дела судье
08.11.2017Судебное заседание
20.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее