Дело № 2-1242/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 02 октября 2017 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Кузнецовой Л.А.,
с участием:
помощника Можгинского межрайонного прокурора Акборисова К.В.,
представителя ответчика Саитовой Е.С., действующей на основании доверенности от 16.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Город Можга» о возложении обязанности провести рекультивацию нарушенных земель,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Можга» о возложении обязанности провести рекультивацию нарушенных земель.
Исковое заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в квартале №*** Можгинского лесничества Можгинского лесхоза в 2 километрах в северном направлении от г.Можги, Администрацией МО «Город Можга» и ООО «СЭП «Экосервис-М» организована площадка для временного хранения твердых бытовых отходов. Данный земельный участок находится в собственности муниципального образования «Город Можга». Постановлением Администрации МО «Город Можга» №821 от 30.09.2002 функции по обслуживанию полигона твердых бытовых отходов в 2 км. в северном направлении от г.Можги переданы ООО «СЭП «Экосервис-М». 01.11.2002 между Администрацией города Можги, МУП «ЖКХ» и ООО «СЭП «Экосервис-М» заключено соглашение о совместной деятельности в сфере обращения с отходами. В соответствии с дополнительным соглашением от 02.07.2005 действие соглашения о совместной деятельности в сфере обращения с отходами продлено до 31.12.2012. Согласно ответу Администрации МО «Город Можга» №1417 от 20.04.2016 данная свалка твердых бытовых отходов не эксплуатируется. Согласно информации Администрации МО «Город Можга» от 20.02.2017 №647 бюджетом МО «Город Можга» на 2017 год средства на проведение рекультивации земель полигона твердых бытовых отходов не предусмотрены.
Можгинской межрайонной прокуратурой в мае 2016 года главе МО «Город Можга» внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако меры, направленные на проведение рекультивации нарушенных земель, приняты не были.
Непринятие Администрацией МО «Город Можга» мер, направленных на организацию рекультивации земель, занятых свалкой, расположенной в 2 км. в северном направлении от г.Можги нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, наличие данной свалки влечет угрозу загрязнения окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, причинения вреда неопределенному кругу лиц.
На основании изложенного, Можгинский межрайонный прокурор просил возложить на Администрацию МО «Город Можга» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных земель, занятых свалкой, расположенной в 2 км. в северном направлении от г.Можги; в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести рекультивацию нарушенных земель, занятых свалкой, расположенной в 2 км. в северном направлении от г.Можги, в соответствии с проектом рекультивации.
В судебном заседании помощник прокурора Акборисов К.В. уточнил заявленные исковые требования, просит обязать Администрацию МО «Город Можга» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных земель, занятых свалкой, расположенной в 2 км. в северном направлении от г.Можги; в течение 1 года с момента разработки проекта рекультивации нарушенных земель произвести рекультивацию нарушенных земель, занятых свалкой, расположенной в 2 км. в северном направлении от г.Можги, в соответствии с проектом рекультивации.
Представитель ответчика Саитова Е.С. с уточненными исковыми требованиями согласна, пояснила, что в установленный срок выявленные нарушения будут устранены.
Представитель третьего лица Администрации МО «Можгинский район» в судебное заседание не явился, направил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований не возражает.
Представитель третьего лица МУП «ЖКХ» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании решения Исполкома Можгинского районного совета депутатов трудящихся УАССР №199 от 26.04.1972 комбинату коммунальных предприятий и благоустройства города Можги передан земельный участок из квартала 17 Можгинского лесничества Можгинского лесхоза (бывший песчаный курьер) площадью 3 га под городскую свалку нечистот в долгосрочное пользование сроком на 10 лет.
Постановлением Администрации города Можги №821 от 30.09.2002 функции по обслуживанию полигона твердых отходов производства и бытового потребления переданы ООО «СЭП «Экосервис-М».
01.11.2002 между Администрацией города Можги, МУП ЖКХ, ООО «СЭП «Экосервис-М» заключение соглашение о совместной деятельности в сфере обращения с отходами сроком на 5 лет, в аренду ООО «СЭП «Экосервис-М» предоставлены земельные участки для размещения четырех пунктов приема отходов.
Дополнительным соглашением от 01.08.2005 срок соглашения о совместной деятельности в сфере обращения с отходами от 01.11.2002 продлен до 31.12.2012, при этом соглашение считается ежегодно продленным, если за месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявила о расторжении либо об изменении его.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, деятельность юридического лица ООО «СЭП «Экосервис-М» прекращена 16.05.2017.
Согласно ответу Администрации МО «Город Можга» №647 от 20.02.2017 бюджетом муниципального образования «Город Можга» на 2017 год средства на проведение рекультивации земель полигона твердых бытовых отходов не предусмотрены, в настоящее время проводится работа по изысканию средств, в том числе по выбору подрядной организации для выполнения указанных работ.
Поскольку по результатам рассмотрения представления прокурора Администрацией МО «Город Можга» не приняты меры, направленные на проведение рекультивации нарушенных земель в результате эксплуатации свалки, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также указано на то, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п.п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов
Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с терминами и определениями, данными в ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения", рекультивация - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направиться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
По требованию пунктов 3, 4, 5 и 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утвержденных совместным приказом Минприроды Российской Федерации N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года) рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основании проектов рекультивации.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Таким образом, приведенными нормативно-правовыми актами на Администрацию МО «Город Можга», как на лицо, в чьем владении и пользовании находится земельный участок, возложена обязанность провести рекультивацию земель, нарушенных при эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, согласно проекту рекультивации, и эта обязанность, как это следует из результатов прокурорской проверки, ответчиком не исполнена.
Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, представитель ответчика не оспаривал.
Поскольку ответчиком ненадлежащим образом исполняется возложенная на него законом обязанность, исковые требования Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Можга» о возложении обязанности провести рекультивацию нарушенных земель являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом характера спора, объема действий, которые необходимо совершить для восстановления нарушенного права, мнения участников процесса, суд полагает возможным определить для исполнения срок, предложенный истцом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Город Можга» о возложении обязанности провести рекультивацию нарушенных земель удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Город Можга» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных земель, занятых свалкой, расположенной в 2 км. в северном направлении от г.Можги.
Обязать Администрацию МО «Город Можга» в течение 1 года с момента разработки проекта рекультивации нарушенных земель произвести рекультивацию нарушенных земель, занятых свалкой, расположенной в 2 км. в северном направлении от г.Можги, в соответствии с проектом рекультивации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья- Н.Н.Смагина