Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-340/2013 ~ М-355/2013 от 23.08.2013

Дело № 2-340/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

поселок Пряжа                             23 сентября 2013 года

    Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кемпинен И.С.,

при секретаре Нестеровой О.В.,

с участием представителя Администрации Пряжинского национального муниципального района Костина С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Котомкина В.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

    Котомкин В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений органа местного самоуправления, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ подал в Администрацию Пряжинского национального муниципального района заявления об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов (вх. от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ получил ответ исх. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ему было отказано в предварительном согласовании места размещения объектов. Считает, что решение Администрации Пряжинского национального муниципального района, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ. исх. , незаконно, нарушает ее право на обеспечение выбора земельных участков, предусмотренное ст. 31 ЗК РФ. На основании изложенных в заявлении обстоятельств, в порядке ст. ст. 254, 258 ГПК РФ, Котомкин В.В. просит суд признать незаконным решение Администрации Пряжинского национального муниципального района, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. ; обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района осуществить по заявлениям Котомкина В.В. действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ, а именно: обеспечить выбор земельных участков, оформить акты о выборе земельных участков для строительства с приложением утвержденных органом местного самоуправления схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов; обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района осуществить по заявлению Котомкина В.В. № действия, предусмотренные ст. 30.1 ЗК РФ, опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступят, принять решение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду Котомкину В.В..

В судебное заседание заявитель Котомкин В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адресованной суду телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, свои требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации Пряжинского национального муниципального района Костин С.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23).

Выслушав объяснения представителя Администрации Пряжинского национального муниципального района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ст. 246 ГПК РФ).

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ст. 249 ГПК РФ).

    Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 (в ред. От 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с п. п.2, 3 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

    Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

На основании ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Котомкин В.В. обратился в Администрацию Пряжинского национального муниципального района с заявлениями о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (2 заявления с назначением объекта: для ведения дачного хозяйства, 2 заявления с назначением объекта: для ведения личного подсобного хозяйства). В заявлениях было указано назначение объекта, предполагаемое место размещения, ориентировочная площадь земельного участка, испрашиваемое право. К заявлению прилагались схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, что подтверждается представленными в дело документами.

Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ (ответ получен заявителем ДД.ММ.ГГГГ) направила в адрес Котомкина В.В. письмо , в котором указала, что в соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки утверждены решением Совета <данные изъяты> сельского поселения ХХХХ111 сессии 11 созыва № 1 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Котомкину В.В. было отказано в согласовании места размещения земельных участков в <адрес>.

    Анализируя заявления Котомкина В.В., суд приходит к выводу о том, что направив в адрес Администрации Пряжинского национального муниципального района заявления об обеспечении выбора земельных участков для дальнейшего предоставления его в аренду в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ, заявитель фактически выразил свою волю на получение данных земельных участков в аренду для ведения дачного хозяйства и личного подсобного хозяйства. Обозначенные заявителем цели использования испрашиваемых земельных участков не исключают в соответствии со ст. 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и ст. 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" возведения на них жилого строения.

Таким образом, Администрация должна была рассмотреть поступившие заявления и принять по ним соответствующие решения.

Между тем, обозначенное выше письмо Администрации по существу содержит в себе отказ в разрешении вопроса о предоставлении заявителю в аренду земельных участков, в связи с чем указанным письмом Администрации созданы препятствия заявителю в реализации его прав на приобретение в аренду испрашиваемых земельных участков.

Принимая во внимание, что заявителем испрашиваются земельные участки для ведения дачного хозяйства и личного подсобного хозяйства, суд приходит выводу о том, что предоставление таких земельных участков должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, предоставление испрашиваемых заявителям земельных участков возможно без предварительного согласования места размещения объектов. В целях проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, необходимо проведение работ по формированию земельного участка. Перечень мероприятий, которые должны быть совершены в рамках проведения работ по формированию земельного участка, предусмотрен положениями п. 4 ст. 30 ЗК РФ. При этом суд, проанализировав положения ст. 30 ЗК РФ, считает, что обязанность по формированию земельных участков, испрашиваемых гражданами для целей, связанных со строительством, лежит на Администрации.

На основании п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется посредством выбора земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.

При этом положениями п. 1 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а уполномоченный орган обязан совершить по данному заявлению предусмотренные указанной нормой соответствующие действия.

Кроме того, суд учитывает, что выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. При выборе земельного участка устанавливается возможность размещения земельного участка в обозначенном заявителем месте либо отсутствие такой возможности, возможность размещения объекта.

Статьей 31 ЗК РФ не предусмотрен отказ в рассмотрении заявления или принятии решения до момента такого выбора. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка. В силу п. 4 ст. 30, ст. 30.1 ЗК РФ публикации сообщения о проведении торгов предшествует проведение работ по формированию земельного участка. Таким образом, требования об обязании ответчика осуществить предварительное согласование места размещения объекта и совершить действия, предусмотренные п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ заявлены преждевременно.

Учитывая изложенное, суд приходит выводу о частичном удовлетворении заявления Котомкина В.В. и необходимости возложения на Администрацию обязанности по рассмотрению его заявления в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, в целях устранения нарушений прав заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Заявление удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить нарушение прав заявителя путем обеспечения в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, выбора земельных участков по заявлениям Котомкина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ , а также путем проведения работ по формированию земельных участков согласно поданным Котомкиным В.В. заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ , .

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района в пользу Котомкина В.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

     Председательствующий                        И.С. Кемпинен

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 27.09.2013 г.

2-340/2013 ~ М-355/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Котомкин Валерий Васильевич
Другие
Администрация Пряжинского национального муниципального района
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Кемпинен И.С.
Дело на сайте суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
23.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2013Передача материалов судье
23.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.09.2013Предварительное судебное заседание
20.09.2013Судебное заседание
23.09.2013Судебное заседание
27.09.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2013Дело оформлено
01.11.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее