Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3153/2011 ~ М-2514/2011 от 27.05.2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2011г. г.Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Игожевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лапушкиной М. В. об обжаловании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Лапушкина М.В. обратилась в суд с заявлением об обжаловании решения органа местного самоуправления, указав, что заявитель является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В середине ДД.ММ.ГГГГ заявителю и остальным жильцам дома стало известно о продаже <адрес> Мифтаховой Л.Т. и о том, что новый собственник намерен перевести квартиру в нежилой фонд и использовать в коммерческих целях.

На общем собрании членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ жильцы дома единогласно высказались против перевода <адрес> нежилое помещение, что отражено в протоколе общего собрания.

ДД.ММ.ГГГГ заявителем было получено информационное письмо из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары о принятии решения о переводе <адрес> из жилого помещения в нежилое с приложением распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ

Ссылаясь на то, что в целях выполнения проекта переустройства и переоборудования квартиры предусматривалось оборудование отдельного входа в помещение с улицы, что связано с изменением элементов общего имущества многоквартирного дома, таких как ограждающие конструкции и режима использования земельного участка, на котором расположен жилой дом, заявитель просил суд признать распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ. недействительным и обязать Мифтахову Л.Т. возвратить в первоначальное состояние произведенные перепланировку и переустройство <адрес> в <адрес>.

В процессе рассмотрения дела заявитель требования уточнил, просил суд признать распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

В судебном заседании представитель заявителя Ермолаева Н.С. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары Бабкин В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражал против удовлетворения требований заявителя, полагал решение Департамента законным и обоснованным.

Представитель Администрации городского округа Самара Ермолаева А.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., решение вопроса оставила на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Лапушкина М.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ Мифтахова Л.Т., являющаяся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), обратилась в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое (л.д. 21).

Из справки ТСЖ «<адрес> следует, что в квартире по адресу: <адрес>, никто не зарегистрирован (л.д. 23).

Из экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в <адрес>» следует, что проектные решения <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> для перевода в нежилой фонд, с последующей организацией офиса не нарушает требований ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (л.д. 24).

Также на рассмотрение Департамента был предоставлен проект ЗАО фирма «Горжилпроект» перепланировки квартиры в нежилое помещение (л.д. 32), с приложенным теплотехническим расчетом ограждающих конструкций лоджии.

В материалы дела также предоставлен технический паспорт помещения до его перепланировки (л.д. 43) и поэтажный план многоквартирного дома.

Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> площадью <данные изъяты> в <адрес> переведена в нежилое помещение, в целях использования помещения в качестве офисного.

Рекомендовано Мифтаховой Л.Т. произвести ремонтно-строительные работы по переустройству и перепланировке помещения в соответствии с проектной документацией и с соблюдением требований действующего законодательства (л.д. 8).

Согласно протоколу собрания Товарищества собственников жилья «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., было решено запретить собственнице <адрес> перевод жилого помещения в нежилой фонд. Оспорить в судебном порядке выданное ей разрешение на такой перевод (л.д. 9).

На основании ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения, либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В силу ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что Мифтаховой Л.Т. были предоставлены все документы, установленные действующим законодательством, представление других документов законом запрещено, суд приходит к выводу о том, что требования Лапушкиной М.В. удовлетворению не подлежат.

Доводы заявителя о том, что Мифтахова Л.Т. должна была предоставить решение собственников многоквартирного дома о согласии на перевод жилого помещения в нежилое, суд находит несостоятельными в связи со следующим.

Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, п. п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").

При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Из предоставленных материалов следует, что для перевода жилого помещения в нежилое, следует произвести перепланировку помещения. Из технического плана также усматривается, что изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения не предусмотрено. Места общего пользования многоквартирного дома также не затронуты.

При указанных обстоятельствах согласие собственников многоквартирного дома на перевод жилого помещения в нежилое не требовалось.

Из плана перепланировки не следует, что Мифтахова Л.Т. намерена организовать выход из помещения с занятием земельного участка, сведений об оформлении земельного участка в общедолевую собственность собственников многоквартирного дома не имеется, земельный участок не состоит на кадастровом учете.

На основании ЖК РФ в общее имущество многоквартирного дома входит земельный участок, на котором находится данный имущественный комплекс (ст. 36 ЗК РФ).

В ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (ред. от 26 декабря 2005 г.) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" устанавливается порядок перехода земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В п. 1 названной статьи декларируется, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В ч. 2 данной статьи установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом речь идет о возникновении права собственности только на земельный участок, границы которого установлены, межевание проведено, так как до момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок ни как объект недвижимости, ни как объект прав еще не существует, поскольку недвижимостью признается лишь индивидуально-определенная вещь, т.е. вещь, индивидуализированная до степени невозможности смешения со сходной вещью.

Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. Индивидуализация земельного участка является итогом проведения работ по его кадастровому учету, в результате которых участок приобретает такие характеристики, какие позволяют однозначно выделить его из состава других объектов недвижимости: местоположение (адрес), описание границ, площадь, целевое назначение (категория земель и разрешенное использование), кадастровый номер.

Согласно ФЗ от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) "О государственном земельном кадастре" кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Под межеванием земельного участка согласно ФЗ "О государственном земельном кадастре" понимаются мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.

По общему правилу, установленному в п. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В п. 2 ст. 23 Закона о государственной регистрации в отношении общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме предусматривается, что государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Право общей долевой собственности на земельные участки, в отношении которых кадастровый учет был произведен до ведения в действие ЖК РФ, возникло с 1 марта 2005 г., тогда как право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельные участки, которые не были сформированы до введения в действие ЖК РФ, возникнет с момента их формирования и проведения кадастрового учета.

Поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован, следовательно право общей долевой собственности на земельный участок у собственников жилых помещений в данном доме не возникло.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суду не предоставлено доказательств, каким образом нарушаются права и свободы заявителя, какой-либо обязанности на заявителя оспариваемым распоряжением не возложено.

Ссылка заявителя на то, что затронуты ограждающие конструкции многоквартирного дома, являющиеся общим имуществом, суд также находит несостоятельными.

Общее имущество в многоквартирном доме - помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (ст. 36 ЖК РФ).

Лоджия в помещении, принадлежащем Мифтаховой Л.Т., предназначена для обслуживания только одного помещения, непосредственно <адрес>.

Кроме того, согласно СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», лоджия определена как встроенное или пристроенное, открытое во внешнее пространство, огражденное с трех сторон стенами помещение с глубиной, ограниченной требованиями естественной освещенности помещения, к наружной стенке которого она примыкает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Лапушкиной М.В. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Решение принято в окончательной форме 07.07.2011г.

Судья Е.А.Борисова

Копия верна

Судья

2-3153/2011 ~ М-2514/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лапушкина М.В.
Другие
Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара
Мифтахова Л.Т.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Борисова Е. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
27.05.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2011Передача материалов судье
27.05.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2011Подготовка дела (собеседование)
08.06.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2011Судебное заседание
06.07.2011Судебное заседание
20.07.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2013Дело оформлено
30.01.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее