Дело № 2-1288/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ковылкино 19 декабря 2014 года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Балакиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой З.В.,
с участием в деле представителя истца Панюшиной Н.П. - Шушпановой Е.В., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 01 августа 2014г.,
представителя ответчика - Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Игольниковой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Панюшиной Н.П. к Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления об отказе в поставке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Панюшина Н.П. обратилась в суд с иском к Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет. Исковые требования мотивированы тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, в том числе, на улучшение жилищных условий. В настоящее время она проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данный жилой дом независимой экспертизой признан ветхим. Летом < > года она серьёзно заболела и нуждается в постоянном постороннем уходе, в связи с чем дом подарила своему сыну П.В.С.
При обращении к ответчику с заявлением о постановке её на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, ей было отказано по той причине, что не истек пятилетний срок после совершения сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий.
Просит признать Постановление администрации Ковылкинского муниципального района от 03 декабря 2014 года № незаконным и обязать поставить её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истица Панюшина Н.П. не явилась, в заявлении просила гражданское дело рассмотреть в её отсутствие.
Представитель истицы Шушпанова Е.В. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении, просила их удовлетворить, суду показала, что дарение дома было вынужденной мерой, поскольку в силу возраста и состояния здоровья за Панюшиной Н.П. требуется постоянный уход. На день совершения сделки дом уже был признан ветхим и истица нуждалась в улучшении жилищных условий, то есть она не преднамеренно ухудшила свои жилищные условия. Удостоверение о признании Панюшиной Н.П. вдовой участника Великой Отечественной войны ей выдали только в сентябре 2014 года по той причине, что военный комиссариат не выдавал долго ей справку на мужа, как участника войны.
Представитель ответчика Игольникова Е.В. исковые требования не признала по тем основаниям, что при рассмотрении заявления Панюшиной Н.П. и представленных ею документов был установлен тот факт, что за последние пять лет за истицей была зарегистрирована сделка по отчуждению жилой недвижимости. Так как она намеренно ухудшила жилищные условия, ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 года) считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» мерами социальной поддержки: является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следует из заявления Панюшиной Н.П. от 18 сентября 2014г. она обратилась к главе администрации Ковылкинского муниципального района о принятии её на учет в связи с улучшением жилищных условий, как вдова ветерана боевых действий.
Постановлением № от 03 декабря 2014 года администрации Ковылкинского муниципального района Панюшиной Н.П. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья» - не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий.
Согласно подпункту б п. 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий допускается в случаях, когда не представлены документы, которые подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Из пункта 7 вышеназванных правил следует, что одним из документов, необходимым для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий является справка о наличии (отсутствии) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи, содержащая также сведения о совершении гражданами сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, непосредственно предшествующих подаче заявления о принятии на учет.
В соответствии с подпунктом б-1 пункта 10 Правил отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий допускается в случаях, когда не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к ухудшению жилищных условий, кроме случаев, если и до совершения указанной сделки гражданин мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 4 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
а) имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 12,5 кв. метров;
б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
- представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2);
- не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (пункт 3).
Из удостоверения серия №, выданного14 ноября 2014 года ГКУ «Соцзащита населения по Ковылкинскому району РМ», следует, что Панюшина Н.П. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».
Согласно выписке из домовой книги Панюшина Н.П. зарегистрирована по адресу: <адрес>
Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 24 июля 2014 года, следует, что вышеуказанный дом принадлежит на праве собственности П.В.С. на основании договора дарения недвижимости от 09 июля 2014 года.
Согласно договору дарения, 09 июля 2014 года Панюшина Н.П. безвозмездно передала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, П.В.С.
По заключению комиссии экспертов, проведшей в период с 12 по 14 марта 2014 года визуальное и инструментальное обследование состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, дом не соответствует требованиям нормативных документов и его эксплуатация представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, окружающей среды. Общий физический износ составляет около 75%.
Из справки, выданной Ковылкинской поликлиникой, следует, что Панюшина Н.П. состоит на «<данные изъяты>» учете у врача <данные изъяты> с мая 2014 года.
При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что отчуждение жилого дома в июле 2014 года было вызвано сложившейся ситуацией, в результате которой Панюшина Н.П. в силу своего возраста, состояния здоровья, нуждаемости в постороннем уходе, вынуждена была подарить жилой дом, что нельзя расценивать как намеренные действия в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Помимо этого, об отсутствии намеренного ухудшения жилищного положения, также свидетельствует невозможность проживания в ветхом доме, который был признан таковым до совершения сделки.
Другая недвижимость по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия у Панюшиной Н.П. отсутствует.
В связи с этим суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Панюшиной Н.П. к Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учёт удовлетворить.
Признать незаконным Постановление администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия № от 03 декабря 2014 года об отказе в постановке Панюшиной Н.П. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия поставить Панюшину Н.П. <дата> рождения, уроженку <адрес> на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: подпись
<данные изъяты>
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия: Т.А.Балакина
Секретарь суда: