Дело № 2-229/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Ильинский 22 июля 2013 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю.,
с участием заместителя прокурора Ильинского района Соболева Н.Ю.,
представителя заинтересованного лица администрации Ильинского муниципального района Таскаевой Н.М., действующей по доверенности,
при секретаре Зобачевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Ильинского района об оспаривании постановления администрации Ильинского муниципального района,
установил:
Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации Ильинского муниципального района от 06.08.2004 года № 231 «Об организации тушения пожаров на территории Ильинского района в 2004 году». Прокурор просит признать указанный нормативный правовой акт противоречащим действующему законодательству полностью, недействующим полностью с момента вступления решения суда в законную силу, свои требования мотивирует следующим:
Администрацией Ильинского муниципального района принято постановление от 06.08.2004 г. № 231 «Об организации тушения пожаров на территории Ильинского района в 2004 году» (далее - Постановление).
Прокуратурой Ильинского района по результатам проведённой проверки на соответствие действующему законодательству Постановления 07.05.2013 года был принесен протест на данный нормативный акт, как не соответствующий действующему законодательству.
23.05.2013 г. в прокуратуру поступил ответ об отказе в удовлетворении указанного протеста.
Указанное Постановление не соответствует федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере обеспечения пожарной безопасности и охраны здоровья граждан.
Согласно ст.22 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно - спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В силу требований ч.ч. 1 и 2 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 г. № 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи» утвержден соответствующий порядок оказания скорой медицинской помощи.
Между тем в нарушение указанных требований законодательства Постановлением утверждены:
- План привлечения сил и средств тушения пожаров в районе в 2004 году;
- Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров в Ильинском районе;
- Положение о взаимодействии пожарной охраны и станции скорой медицинской помощи при ликвидации пожаров и аварий в п. Ильинский;
- Инструкция о взаимодействии 113-ПЧ и дежурного персонала участка энергетических сетей Ильинского района при тушении пожаров и ликвидации аварий;
- Инструкция о взаимодействии райгаза с пожарной охраной при тушении пожара или ликвидации аварий.
Таким образом, Постановление неправомерно вторгается в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере установления нормативного правового регулирования при организации тушения пожаров и взаимодействия аварийно-спасательных служб, в том числе оказания скорой медицинской помощи. Органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные акты в указанной сфере.
Данное Постановление издано Администрацией Ильинского муниципального района с нарушением установленного порядка, предусмотренного Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что также является нарушением действующего законодательства, поскольку не обнародовано и не опубликовано в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3.
Оспариваемое Постановление опубликовано (обнародовано) только в СПС «КонсультантПлюс», при этом оно затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Несмотря на то, что план привлечения сил и средств для тушения пожаров утверждён Постановлением на 2004 год, в самом плане об этом речь отсутствует, срок его действия не указан. Также указание в названии Постановления на 2004 год, в котором организуется тушение пожаров, не свидетельствует само по себе о сроке его действия.
В судебном заседании прокурор требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Таскаева Н.М. исковые требования не признала, пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт уже недействующий, так как был издан только на 2004 год. В пункте 1 нормативного правового акта отражено, что план привлечения сил в районе в 2004 году. Прокурор не обосновывает, в чём нормативный правовой акт нарушает права неограниченного круга лиц, жалобы в орган, издавший акт, либо прокурору не поступали. Нормативный правовой акт не применялся кроме как в 2004 году ни самим органом местного самоуправления, ни другими субъектами. На период действия оспариваемого нормативного правового акта 131-ФЗ не действовал, действовал Закон № 154 от 28.08.1995 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», где в статьях 19 и 30 указаны полномочия органов местного самоуправления по принятию нормативных актов. Акт принят компетентным органом на определённый период времени. Считает, что прокурору в удовлетворении требований должно быть отказано.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании требований ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Частью 4 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно положению, установленному частью 1 статьи 19 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшему на момент принятия оспариваемого правового акта, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Суд признаёт, что оспариваемый правовой акт является нормативным, поскольку принят в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления администрацией Ильинского района, содержит правовые нормы об организационных мерах по обеспечению пожарной безопасности, обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных правоотношений.
В ходе судебного заседания исследовано содержание оспариваемого нормативного правового акта. В наименовании, а также пункте 1 Постановления содержатся слова «в 2004 году», указывающие, по мнению суда, на срок действия правового акта, приложения №№ 1 - 5 являются неотъемлемой частью Постановления, следовательно, приложения действовали только в 2004 году.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Довод прокурора о том, что оспариваемое Постановление является действующим, поскольку такие сведения содержатся в справочной правовой системе «КонсультантПлюс», является несостоятельным, так как не представлены доказательства, что указанная справочная правовая система является источником официального опубликования нормативных правовых актов администрации Ильинского (муниципального) района.
Заявителем не представлены доказательства применения субъектами правоотношений Постановления после 2004 года.
Таким образом, в ходе судебного заседания нашло своё подтверждение, что постановление от 06.08.2004 года № 231 «Об организации тушения пожаров на территории Ильинского района в 2004 году» является недействующим нормативным правовым актом, утратившим силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте.
В силу того, что недействующий нормативный правовой акт не может быть признан противоречащим действующему законодательству, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать прокурору в удовлетворении требований в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Торопицына Л.Ю.