Дело № 2-17/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
22 января 2018 года гражданское дело по иску Гузун Н.В. к администрации муниципального района «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение
установил:
Гузун Н.В. обратился в суд с иском к администрации МР «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям. Иск мотивирован тем, что заключением межведомственной комиссии администрации МР «Прилузский» от 05.06.2006г. № жилой дом по адресу: РК, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Данный дом попал в программу переселения граждан из аварийного жилья, в 2014 года истцу по договору социального найма была предоставлена <адрес>. В 2015 году комиссией дом был признан непригодным для проживания. Учитывая изложенное, Гузун Н.В. обратился в суд с иском к АМР «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма на территории МР «Прилузский».
Определением суда от 18.12.2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация сельского поселения «Ношуль». В ходе рассмотрения дела АСП «Ношуль» была освобождена от участия в деле в качестве соответчика, привлечена в качестве третьего лица, не заявляющей самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании истец на исковых требованиях о предоставлении жилого помещения в с. Объячево Прилузского района, заявленных к АМР «Прилузский» настаивал.
Представители ответчика АМР «Прилузский» в судебном заседании с иском Гузун Н.В. не согласны, указывая при этом, что полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда возложены на АМР «Прилузский».
Представитель третьего лица АСП «Ношуль» в суде с иском Гузун Н.В. не согласен.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно выписки из похозяйственной книги по адресу: <адрес>, в данном жилом помещении на условиях социального найма был зарегистрирован и проживал Гузун Н.В.
Заключением межведомственной комиссии № от 05.06.2006г., назначенной распоряжением главы МР «Прилузский» № от 22.02.2006г., жилой <адрес> признан непригодным для проживания..
В силу ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
В силу ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно части 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Постановлением Правительства РК от 12.04.2013г. № 121 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2013 – 2017 годы. В перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2012 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации включен <адрес> РК.
Установлено, что планируемая дата переселения из указанного жилого дома определена в программе - IV.2014., дата сноса дома - IV.2015 года.
Целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов путем предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма, в построенных малоэтажных многоквартирных домах и приобретенных жилых помещений в малоэтажных многоквартирных домах у лиц, являющихся застройщиками;
Срок реализации Программы - 2013 год - 1 сентября 2017 года.
Муниципальными образованиями, претендующими на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является в т.ч. муниципальное образование муниципального района "Прилузский".
Программой предусмотрено предоставление гражданам, проживающим в многоквартирных домах, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2012 г. и подлежащими сносу или реконструкции, жилых помещений в построенных малоэтажных многоквартирных домах и приобретенных жилых помещений в малоэтажных многоквартирных домах у лиц, являющихся застройщиками, следующими способами: предоставление других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отсюда, на администрацию МР «Прилузский» возложена обязанность по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 гг. предоставить Гузун Н.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.
Постановлением АМР «Прилузский» № от 27.11.2014 года Гузун Н.В., на состав семьи из 4 человек, предоставлено жилое помещение по договору социального найма, находящееся по адресу: РК, <адрес>. Гузун Н.В. рекомендовано ООО УО «Партнер» заключить с Гузун Н.В. договор социального найма жилого помещения; Гузун Н.В. сдать жилое помещение, находящееся по адресу <адрес> администрации СП «Верхолузье».
На основании постановления АСП «Ношуль» № от 06.09.2016 года в казну муниципального образования СП «Ношуль» принято имущество, в т.ч. <адрес>.
15 декабря 2014 года между администрацией МР «Прилузский» в лице директора ООО УО «Партнер» ФИО1 (наймодатель) и Гузун Н.В. (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат в квартире общей площадью 54 кв.м., расположенное по адресу: РК, <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснажение, газоснабжение, в т.ч. газ в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализацию), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), в т.ч. приобретение и доставка твердого топлива).
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: ФИО2 – дочь, ФИО3 – внук.
29 ноября 2016 года Гузун Н.В. обратился в территориальный отдел Управления Росптребнадзора по РК в Койгородском районе (рабочее место с. Объячево).
Экспертным заключением территориального отдела Управления Росптребнадзора по РК в Койгородском районе № установлено, что жилой дом по адресу: РК, <адрес> не соответствует требованиям государственных государственно-эпидемиологических правил и нормативов.
Между тем, в результате комиссионного обследования данного дома, а также последующих других, комиссионных обследований, в доме и квартире были установлены многочисленные строительные недоделки и недостатки.
Заключением судебной строительной экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела № от 25 декабря 2016 года установлено, что в домах и в квартирах, расположенных по адресу: РК, <адрес>, в настоящее время имеются недостатки (невыполненные работы) и критические дефекты. Указанные недостатки и дефекты не допускают нормальную эксплуатацию жилого дома и постоянное проживание в нем граждан.
Из материалов дела следует, что Управление строительства и ЖКХ администрации МР «Прилузский» обратилось в арбитражный суд РК с иском к ООО «Стройлес» об обязании устранить недостатки работ, выполненных в рамках муниципального контракта от 30.07.2014 года, взыскании штрафа.
Определением Арбитражного суда РК от 04 мая 2016 года утверждено мирового соглашение от 27.04.2016 года, заключенное между Управлением строительства и ЖКХ администрации МР «Прилузский» и ООО «Стройлес». Судебное постановление вступило в законную силу.
Учитывая, что определение Арбитражного суда РК об утверждении мирового соглашения от 04 мая 2016 года не было исполнено, Управление строительства и ЖК АМР «Прилузский» 07 августа 2017 года обратилось в Арбитражный суд РК с заявлением о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения условий мирового соглашения со стороны ООО «Стройлес».
На основании исполнительного листа Арбитражного суда РК по делу № судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару 28 августа 2017 года возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ООО «Стройлес».
В материалах исполнительного производства №-ИП имеется акт приемки устраненных недостатков на объекте: «двухквартирный жилой дом в <адрес>» от 29 июня 2016 года, из которого следует, что ООО «Стройлес» выполнило, а Управление строительства и ЖКХ АМР «Прилузский» приняло работы, выполненные в соответствии с условиями мирового соглашения от 27.04.2016 года.
Представителем АМР «Прилузский» суду предоставлен акт обследования указанного жилого дома от 17 октября 2017 года, согласно которого ООО «Стройлес» не выполнены работы в указанном доме по поднятию 2 выгребных колодцев и замены деформированных гипсокартонных листов в кухне.
В суде представитель истца указал, что некоторые работы, а именно, поднятие выгребных колодцев и обустройство территории вокруг дома возможно выполнить только в летний период. Кроме того, судом в Управлении строительства и ЖКХ АМР «Прилузский» было запрошено заключение межведомственной комиссии о признании пригодным квартиры № по адресу: <адрес>, однако такового заключения в адрес суда не поступило. В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом суду не предоставлено доказательств признания выделяемого истцу жилого помещения в <адрес> пригодным для проживания.
По объяснениям истца, в жилом помещении, которое ему выделено по программе переселения жить невозможно, т.к. в доме нет воды и канализации, имеется только колодец, полный воды, в связи с чем Гузун Н.В. по соглашении сторон расторг договор социального найма от 15.12.2014г., о чем предоставил суду дополнительное соглашение № к договору №.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на сегодняшний день жилое помещение пригодное для проживания по договора социального найма в рамках программы переселения из аварийного жилья Гузун Н.В. не предоставлено.
Согласно представленному суду постановлению администрации СП «Ношуль» от 26.10.2017г. № 72, установлен следующий уровень благоустроенности жилых помещений на территории СП «Ношуль»: жилые помещения с печным отоплением во всех населенных пунктах муниципального образования сельского поселения «Ношуль»; жилые помещения с печным или централизованным отоплением в многоквартирных домах в селе «Ношуль»; жилые помещения с расстоянием до водоколонки не более 100 метров в населенных пунктах: пст. Чекша, пст. Орысь, пст. Ваймес, с. Ношуль; жилые помещения с расстоянием колодца не более 100 метров в населенных пунктах: поселках сельского типа Бедьвож, Велдоръя, Чекша, сёлах Верхолузье, Ношуль, деревнях Климовская, Лихачевская, Ловля, Оньмесь, Сидор-Чой, Сэпсикт, Чернушка, Яковлевская.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно разъяснений, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса РФ).
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) указано, что под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
В то же время Задачами Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда являются строительство малоэтажных многоквартирных домов и приобретение жилых помещений в малоэтажных многоквартирных домах у лиц, являющихся застройщиками, для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 01.01.2012 и подлежащими сносу или реконструкции, а также ликвидация освободившегося аварийного жилищного фонда и создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан.
Таким образом, данной Программой предусматривается переселение граждан из аварийных многоквартирных домов в жилые помещения малоэтажных многоквартирных домов, специально построенных либо приобретенных для выполнения условий и задач этой Программы.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Доказано, что общая площадь <адрес> составляет 54 кв.м.
Отсюда, по мнению суда, истец имеет право на предоставление ему жилого помещения в виде квартиры, общей площадью не менее 54 кв.м., расположенной в <адрес>, либо с его согласия в письменной форме в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, благоустроенной применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Гузун Н.В. к администрации муниципального района «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Прилузский» предоставить Гузун Н.В. жилое помещение муниципального жилищного фонда в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по договору социального найма, общей площадью не менее 54 кв.м., расположенное в пст. Оньмесь Прилузского района Республики Коми, либо с согласия в письменной форме истца в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, а именно пст Оньмесь Прилузского района Республики Коми, по степени благоустроенности применительно к условиями соответствующего населенного пункта.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд РК через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий