Дело №2-1424/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2017 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,
при секретаре Чащине С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского транспортного прокурора к ООО «Аэропорт Емельяново» о возложении обязанности привести сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л;
Енисейский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Аэропорт Емельяново»,в котором просит обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в силу, привести сооружение гражданской обороны, находящееся по адресу: <адрес>, аэропорт Красноярск, стр.14, в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:
- назначить ответственных должностных лиц по организации правильного учета объектов гражданской обороны, содержанию помещений, обеспечению сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
- восстановить либо разработать паспорт убежища;
- разработать необходимую проектно-сметную документацию для ремонта иобслуживания помещений и оборудования защитного сооружения гражданскойобороны;
- организовать работу по проведению мероприятий по восстановлениюзащитных свойств защитного сооружения гражданской обороны;
- провести испытания на объекте ГО систем воздухоснабжения наспособность поддержания установленных величин избыточного давления(подпора) воздуха;
- провести ремонт либо замену оборудования системы фильтровентиляции игерметичности объекта ГО, обеспечить функционирование систем и их исправноесостояние;
- провести осмотр и проверку качественного состояния фильтров-поглотителей, укомплектовать объект ГО фильтрами-поглотителями сдопустимыми сроками хранения;
- восстановить функционирование санузлов, закрыть и опечатать их;
- провести ремонт либо замену неисправного инженерно-техническоеоборудование объекта ГО, ремонт и замену защитных устройств, обеспечитьготовность использования данного оборудования по назначению, готовностьобъекта ГО к приему укрываемых;
- провести техобслуживание и ремонт технических систем и планово-предупредительный ремонт строительных конструкций объекта ГО;
- создать в целях гражданской обороны запасы материально-технических,продовольственных, медицинских и иных средств, в том числе определить объеми номенклатуру, порядок накопления, хранения и использования запасовматериально-технических средств, в соответствии с требованиями Методическихрекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целяхгражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных,медицинских и иных средств, утвержденных Минэкономразвития РоссииДД.ММ.ГГГГ, МЧС России ДД.ММ.ГГГГ №.
Требования мотивированы тем, что Енисейской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Аэропорт «Емельяново» законодательства о гражданской обороне. Проверка показала, что Аэропорт является собственником объекта гражданской обороны. Данный объект представляет собой заглубленное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, аэропорт Красноярск, стр. 14, и по целевому назначению отнесено к радиационному укрытию. Состояние объекта показывает, что его сохранность и готовность к приему укрываемых не обеспечена.
Ввиду того, что указанное здание числится на инвентарном учете Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, как объект ЗС ГО с присвоенным ему инвентарным номером, данное сооружение является объектом гражданской обороны и предполагает особый статус по его использованию.
Пунктом 4 ст. 12 ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В качестве нарушений требований законодательства, связанных с содержанием и эксплуатацией объекта ЗС ГО, проверкой зафиксировано следующее: не назначены ответственные должностные лица по организации правильного учета объектов гражданской обороны, содержанию помещений, обеспечению сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования (п. 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); отсутствует паспорт убежища (п. 3.6 Правил); для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитных сооружений гражданской обороны ответственными лицами необходимая проектно-сметная документация не разработана (п. 1.3 Правил); не обеспечена сохранность и готовность объекта ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Не организована работа по проведению мероприятий по восстановлению защитных свойств защитного сооружения гражданской обороны (глава I, п. 1.8, глава V, раздел 5.2, п. 5.2.4 Правил); в объекте ГО не закрыты и не опечатаны санузлы, смонтированное оборудование (унитазы, раковины, смесители) частично демонтированы и сломаны (глава III, п. ДД.ММ.ГГГГ Правил); в объекте ГО фильтры-поглотители с просроченными сроками хранения. Не проведен осмотр и проверка качественного состояния фильтров-поглотителей (глава IV, раздел 4.4 Правил); не проведены испытания на объекте ГО систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха (глава IV, раздел 4.3, п. ДД.ММ.ГГГГ Правил); инженерно-техническое оборудование объекта ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению (глава III, п. ДД.ММ.ГГГГ Правил); не проводится техобслуживание и ремонт технических систем и плановопредупредительный ремонт строительных конструкций объекта ГО (глава V, раздел V пункты 5.1 и 5.2 Правил); состояние системы фильтровентиляции и герметичности объекта ГО содержится в неисправном состоянии (глава IV, раздел 4.3 Правил).
Установлено, что предприятием не созданы в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а именно: не определен объем и номенклатура, порядок накопления, хранения и использования запасов материально-технических средств, которые включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, запасов продовольственных средств, которые включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты, запасов медицинских средств, которые включают в себя медикаменты, дезинфицирующие и перевязочные средства, медицинские препараты, индивидуальные аптечки и другое медицинское имущество, запасов иных средств, которые включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> в 2014, 2015 и 2016 годах проводились выездные проверки соблюдения Аэропортом законодательства при эксплуатации ЗС ГО, данные нарушения фиксировались в актах проверок, руководству Аэропорта вносились предписания об устранении нарушений закона. Предписания органа контроля Аэропортом не исполнены, привлечение руководителя Аэропорта к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ не привело к устранению нарушений закона.
Аэропорт осуществляет аэропортовую деятельность в аэропорту <адрес> с круглосуточным режимом работы. Штат работников, в соответствии со штатным расписанием по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 1596,40 штатных единиц. ЗС ГО имеет целью обеспечить защиту путем укрытия рабочей смены Аэропорта в случае военных действий либо чрезвычайных ситуаций.
Неисполнение Аэропортом требований действующего федерального законодательства в сфере гражданской обороны влечет нарушение прав граждан на защиту жизни и здоровья от поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ. Ввиду изменения персонального состава работающей смены Аэропорта, графика сменности, увольнения действующих работников и приема на работу других граждан, круг лиц, подпадающих под размещение в ЗС ГО, является неопределенным.
В судебном заседании представитель истца – помощник Красноярского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Захарова А.А., поддержала заявленные требования в полном объеме, дав пояснения, соответствующие вышеизложенному.
Представитель ответчика - ООО «Аэропорт Емельяново» Кузнецов Н.Г. (действующий по доверенности №ДАЕ-15-138 от ДД.ММ.ГГГГ) возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что в настоящее время ведутся работы по исполнению законодательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - ФЗ «О гражданской обороне») правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 7 ФЗ «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение.
Во исполнение указанной нормы закона приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В соответствии сп. 1.2 указанных Правил статус защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение № к Правилам), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Исходя из п. 2.1 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
В силу п. 2.2 указанных Правил документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
В соответствии с п. 2.3 Правил сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком.
Пунктом 4 ст. 12 ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «О гражданской обороне» Правительство РФ определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и установлено, что методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями утверждены Минэкономразвития России ДД.ММ.ГГГГ, МЧС России ДД.ММ.ГГГГ №) (далее - Методические рекомендации).
Согласно п.4 раздела 1 Методических рекомендаций федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их использованием. В силу п.9 раздела 1 указанных Методических рекомендаций - запасы создают: организации для работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Государственный стандарт Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, определяет защитное сооружение как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (пп. ДД.ММ.ГГГГ). Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ (пп. ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из материалов дела, ООО «Аэропорт Емельяново» является собственником здания – здание ГО, назначение – нежилое, 1 –этажный (подземных этажей – 1), общая площадь 255,9 кв.м., инв. №, лит.В, адрес объекта: Россия, <адрес>, аэропорт «Красноярск», строение №., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).
Согласно предписаниям №/ГО от ДД.ММ.ГГГГ и №/ГО от ДД.ММ.ГГГГ Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, в отношении ООО «Аэропорт Емельяново» были проведены внеплановые выездные проверки, в ходе которых были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области гражданской обороны, ООО «Аэропорт Емельяново» было предложено выполнить ряд мероприятий по устранению, выявленных нарушений (л.д.21-33).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной Енисейской транспортной прокуратурой проверки состояния защитного сооружения ООО «Аэропорт Емельяново», расположенного по адресу: <адрес>, аэропорт Красноярск, стр.14, установлено нарушение требований законодательства о гражданской обороне. В ходе проверки также установлено, что предписания ГУ МЧС России по <адрес> не исполнялись, каких-либо мероприятий по приведению объекта в надлежащее состояние, ремонту либо замене инженерного оборудования не проводилось, пакет обязательных документов в отношении защитного сооружения не разработан (л.д.9-11).
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Енисейского транспортного прокурора.
Срок для исполнения ответчиком требований прокурора – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, по мнению суда, является достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Енисейского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Аэропорт Емельяново» привести сооружение гражданской обороны, находящееся по адресу: <адрес>, аэропорт Красноярск, стр.14, в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:
- назначить ответственных должностных лиц по организации правильного учета объектов гражданской обороны, содержанию помещений, обеспечению сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
- восстановить либо разработать паспорт убежища;
- разработать необходимую проектно-сметную документацию для ремонта иобслуживания помещений и оборудования защитного сооружения гражданскойобороны;
- организовать работу по проведению мероприятий по восстановлениюзащитных свойств защитного сооружения гражданской обороны;
- провести испытания на объекте ГО систем воздухоснабжения наспособность поддержания установленных величин избыточного давления(подпора) воздуха;
- провести ремонт либо замену оборудования системы фильтровентиляции игерметичности объекта ГО, обеспечить функционирование систем и их исправноесостояние;
- провести осмотр и проверку качественного состояния фильтров-поглотителей, укомплектовать объект ГО фильтрами-поглотителями сдопустимыми сроками хранения;
- восстановить функционирование санузлов, закрыть и опечатать их;
- провести ремонт либо замену неисправного инженерно-техническоеоборудование объекта ГО, ремонт и замену защитных устройств, обеспечитьготовность использования данного оборудования по назначению, готовностьобъекта ГО к приему укрываемых;
- провести техобслуживание и ремонт технических систем и планово-предупредительный ремонт строительных конструкций объекта ГО;
- создать в целях гражданской обороны запасы материально-технических,продовольственных, медицинских и иных средств, в том числе определить объеми номенклатуру, порядок накопления, хранения и использования запасовматериально-технических средств, в соответствии с требованиями Методическихрекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целяхгражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных,медицинских и иных средств, утвержденных Минэкономразвития РоссииДД.ММ.ГГГГ, МЧС России ДД.ММ.ГГГГ №.
Срок для исполнения установить – 6 (шесть) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Емельяновский о районный суд <адрес> через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева