Решение по делу № 2а-2963/2017 от 18.09.2017

Дело № 2а - 2963/2017

                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2017 года             город Копейск Челябинской области

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Муратова С.М.

при секретаре Аникеенко З.П.

с участием:

помощника прокурора г. Копейска Челябинской области Харина А.А.

военного комиссара военного комиссариата города Копейска Челябинской области Ионова А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Копейска Челябинской области к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Копейску Челябинской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Копейска Челябинской области обратился в суд с административным иском к Отделу МВД России по городу Копейску Челябинской области, о признании незаконным бездействие Отдела МВД России по городу Копейску Челябинской области выразившееся в непринятии мер по взаимодействию с отделом военного комиссариата по г. Копейску по обеспечению прибытия граждан, в случаях невозможности вручения повесток, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и обязании Отдела МВД России по городу Копейску Челябинской области при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу на основании письменных обращений военного комиссариата, в случае невозможности вручения повесток, осуществлять установление фактического места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу и обеспечивать прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, в военкомат.

В обоснование иска указано, что статьей 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации, в том числе, отнесено принятие и изменение Конституции России и федеральных законов, контроль за их соблюдением, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также оборона и безопасность.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции») правовую основу деятельности полиции составляют Конституция России, общепризнанные принципы и нормы: международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента, Правительства и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О полиции» полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам в соблюдении законности и правопорядка.

Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны: производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов; направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет; вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.

В силу п. 2 ст. 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. В случае невозможности вручения повесток гражданам обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

В силу п. 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно под п. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», принятого в развитие Федерального закона «О полиции», на подразделения, организации и службы полиции возложена обязанность по розыску лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.

Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в данной работе определен под п. «ж» п. 4, под п. «а, б» п. 5 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной совместным приказом Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Федеральной миграционной службы Российской Федерации №№ 366 / 789/ 197 от 10.09.2007 года (далее- Инструкция).

При этом, согласно ст. 55 Федерального закона «О полиции», предусматривающей перечень утративших силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с вступлением в силу указанного закона, Инструкция в указанный перечень не включена, соответственно является действующей.

Подпункт «а» пункта 5 Инструкции обязывает начальника ОВД при получении письменных обращений военного комиссара об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку на связанные с призывом на военную службу мероприятия, принимать необходимые меры по установлению их фактического местонахождения и вручать им повестки для прибытия в военный комиссариат.

Более того, вышеуказанные обязанности, изложены в п. 3 ст. 4 Федерального закона № 53-ФЗ, претерпевшем неоднократные коррективы уже после принятия Федерального закона «О полиции» (20.04.2015, 03.07.2016), что также подтверждает их действительность в настоящее время.

Проверка показала, что должностными лицами военного комиссариата принимаются меры к вручению повесток гражданам для их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Вместе с тем, ряд подлежащих призыву граждан уклоняются от их получения.

В связи с невозможностью вручения повесток гражданам, на основании п.3 ст.4, п.2 ст. 31 Федерального закона № 53-ФЗ военным комиссариатом Челябинской области по г. Копейск в адрес начальника ОМВД России по г.Копейску сопроводительным письмом от 17.04.2017 № 991 направлены 28 письменных обращений об обеспечении их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Вопреки требованиям вышеуказанных норм закона ответственными сотрудниками ОМВД России по г. Копейску письмом от 19.05.2017 № 58/13-6691 все 34 обращения возвращены без исполнения.

По данному факту прокуратурой города в адрес начальника ОМВД России по г. Копейску 28.07.2017 внесено представление об устранении нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе. В соответствии с ответом начальника ОМВД России по г. Копейску от 28.08.2017 указанное представление оставлено без удовлетворения.

Бездействие ОМВД России по г. Копейску по взаимодействию с отделом военного комиссариата по г. Копейск в части обеспечения прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не исполняющих воинские обязанности в ходе призыва на военную службу, и возврат без исполнения обращений военного комиссариата способствует уклонению военнообязанных граждан от призыва на воинскую службу, что негативным образом сказывается на обороноспособности государства.

Помощник прокурора Харин А.А. на иске настаивал.

Представитель административного ответчика Отдела МВД России по городу Копейску Челябинской области о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица – военный комиссар военного комиссариата города Копейска Челябинской области Ионов А.С., участвующий в судебном заседании, пояснил, что бездействие ОМВД России по г. Копейску по взаимодействию с отделом военного комиссариата способствует уклонению военнообязанных граждан от призыва на воинскую службу.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Основные направления деятельности полиции установлены в статье 2 Федерального закона «О полиции», в которой среди прочих указано осуществление розыска лиц (подпункт 4 пункта 1).

Подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», изданного в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О полиции», установлено, что на подразделения, организации и службы полиции возлагается розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.

Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

Согласно пункту 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности определен Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации № 197 от 10.09.2007.

Подпунктом «ж» пункта 4 указанной Инструкции установлено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения.

В силу пункта 5 указанной Инструкции на начальников отделов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности, при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возложена обязанность принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия (подпункт «а»), а также направлять в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате (подпункт «б»).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 17 апреля 2017 года военным комиссаром военного комиссариата города Копейска Челябинской области в адрес начальника Отдела МВД России по г. Копейску Челябинской области были направлены письменные обращения об установлении местонахождения граждан П.А.В.., Н.С.Д., П.Д.А., С.Е.А., Ч.К.В., Ш.Е.И., Д.П.С., Д.Д.В.., Г.А.В., В.Р.С., К.Н.А. К.П.С., С.Д.А., Ц.Е.А., М.М.В., Н.А.Э.., Р.А.Д., В.А.А.., И.В.Д.., Л.М.С.., М.Д.И., Т.В.М.Т.И.В., Х.Р.С.., Х.Т.Р.., Ч.А.В., Ш.Е.А., которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении прибытия данных лиц на указанные мероприятия.

Письмом, поступившим в военный комиссариат города Копейска Челябинской области, указанные обращения оставлены без исполнения со ссылкой на ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

По обращению военного комиссара военного комиссариата города Копейска Челябинской области прокуратурой города Копейска Челябинской области проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе в части исполнения должностными лицами Отдела МВД России по г. Копейску обязанности по установлению местонахождения граждан, уклоняющихся от выполнения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

В ходе прокурорской проверки установлено, что должностными лицами Отдела МВД России по г. Копейску в период весеннего призыва 2017 года принимались решения об отказе в розыске лиц, уклоняющихся от выполнения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Должностные лица Отдела МВД России по г. Копейску Челябинской области, возвращая без исполнения письменные обращения военного комиссара военного комиссариата г. Копейска Челябинской области об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении прибытия данных лиц на указанные мероприятия, ссылались на положения ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», указывая, что законом на полицию не возложена обязанность осуществлять мероприятия по установлению местонахождения лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военных сборов или альтернативной гражданской службы.

Вместе с тем, суд, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходит из того, что изменения в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» не внесены. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации № 197 от 10.09.2007, которым утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, не отменен.

В связи с чем должностные лица Отдела МВД России по г. Копейску обязаны выполнять требования абзаца 2 части 2 статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и обязаны соблюдать порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, определенный Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации № 197 от 10.09.2007.

Кроме того, согласно ст. 55 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», предусматривающей перечень утративших силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с вступлением в силу указанного закона, Инструкция, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации № 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации № 197 от 10.09.2007, в указанный перечень не включена, соответственно ее действие распространяется на рассматриваемые правоотношения.

Таким образом, деятельность полиции регламентируется не только специальным федеральным законом, но и другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд-

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Копейска Челябинской области к Отделу МВД России по городу Копейску Челябинской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Отдела МВД России по г. Копейску, выразившееся в непринятии мер по взаимодействию с отделом военного комиссариата по г. Копейску по обеспечению прибытия граждан, в случаях невозможности вручения повесток, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Обязать Отдел МВД России по г. Копейску при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу на основании письменных обращений военного комиссариата, в случае невозможности вручения повесток, осуществлять установление фактического места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу и обеспечивать прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, в военкомат.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд.

Апелляционные жалоба, представление подаются через Копейский городской суд Челябинской области.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Судья Муратов С.М.

2а-2963/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Копейска
Ответчики
ОМВД
Другие
ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области"
Суд
Копейский городской суд Челябинской области
Дело на странице суда
kopeysk.chel.sudrf.ru
18.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
18.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2017[Адм.] Судебное заседание
03.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2017[Адм.] Дело оформлено
02.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее