№ 2-836/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Кагальницкая 5 августа 2019 года
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Исаяна Э.А.,
при секретаре судебного заседания Чайковской Е.И.,
с участием представителя истца по доверенности Вартаняна И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Александра Владимировича, Никоноровой Юлии Александровны, Волчковой Виктории Александровны к территориальному управлению Росимущества в Ростовской области, третьим лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО, Степаненко Галине Павловне, Степаненко Кириллу Игоревичу, нотариусу Кагальницкого нотариального округа об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с данным иском, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ между совхозом «Вильямса» и Шевченко Александром Владимировичем, Шевченко Ольгой Александровной, Шевченко Юлией Александровной, Шевченко Викторией Александровной заключен договор на передачу ? доли домовладения в собственность граждан, согласно которому Шевченко А.В., Шевченко О.А., Шевченко Ю.А., Шевченко В.А. приобрели в общую долевую собственность ? долю жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, Кагальницкий район, пос.Малодубравный, ул.Светлая, д.9. Право собственности на указанный объект зарегистрировано в МП БТИ Кагальницкого района Ростовской области. В последующем номер жилого дома перенумерован на № 12. Согласно выписки из ЕГРН собственниками другой доли жилого дома являются Степаненко Г.П. и Степаненко К.И. ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1 – супруга Шевченко А.В. и мать Никоноровой (Шевченко) Ю.А., Волчковой (Шевченко) В.А. После ее смерти осталось наследственное имущество в виде доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Доли всех участников общей долевой собственности при жизни наследодателя определены не были. Истцы фактически приняли наследство после смерти наследодателя. Истцы, с учетом измененных исковых требований, просят суд: установить факт принятия наследство истцами после смерти ФИО1, в виде 1/3 доли у каждого в праве общей долевой собственности на 1/2 жилого дома, расположенного по адресу <адрес>; определить доли истцов в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> – по 1/8 доли; признать за Шевченко А.В. право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>; признать за Волчковой (Шевченко) В.А. право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>; признать за Никоноровой (Шевченко) Ю.А. право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.
В судебное заседание истцы не явились, извещены надлежащим образом, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, но с участием их представителя.
В судебное заседание представитель истцов Вартанян И.В. измененные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика территориального Управления Росимущества в Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате судебного заседания, ходатайств не представил.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, третьи лица нотариус Кагальницкого нотариального округа, Степаненко Г.П., Степаненко К.И. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, от нотариуса Кагальницкого нотариального округа поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело в отношении не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 218 ГК РФ основаниями приобретения права собственности является переход права собственности в случае смерти гражданина на принадлежащее ему имущество по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1112 названного Кодекса в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Как указано в абз. втором п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
На основании ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Статья 262 ГПК РФ определяет, что суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства.
На основании ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1 (л.д.15), которая являлась супругой истца – Шевченко А.В. и матерью истцов Никоноровой (Шевченко) Ю.А., Волчковой (Шевченко) В.А.
После ее смерти осталось наследственное имущество в виде доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Основанием возникновения права собственности на указанное имущество является договор ДД.ММ.ГГГГ на передачу ? домовладения в собственность граждан, заключенный между совхозом «Вильямса» и Шевченко Александром Владимировичем, ФИО1, Шевченко Юлией Александровной, Шевченко Викторией Александровной, согласно которому Шевченко А.В., ФИО1, Шевченко Ю.А., Шевченко В.А. приобрели в общую долевую собственность ? долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.9).
Право собственности на указанный объект зарегистрировано в МП БТИ Кагальницкого района Ростовской области, что подтверждается регистрационным удостоверением № 79 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
В последующем произошла перенумерация жилого дома, что подтверждается справкой Администрации Мокробатайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой домовладению по адресу <адрес> присвоен номер <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН собственниками другой доли жилого дома являются третьи лица Степаненко Г.П. и Степаненко К.И.(л.д.11-13).
Из ответа нотариуса Кагальницкого нотариального округа Сидорова Э.М. следует, что наследственное дело после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось (л.д.51).
Как установлено в ходе судебного заседания истцы приняли меры по сохранению наследственного имущества – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, его защите от посягательств или притязаний третьих лиц, продолжают проживать в спорном жилом доме, несут бремя по содержанию данного имущества, оплате коммунальных и иных платежей, фактически вступив во владение ими после смерти наследодателя по настоящее время.
Из представленного ответа главы Администрации Мокробатайского сельского поселения № 40 от 17.04.2019 г. следует, что истцы Шевченко А.В. и Волчкова (Шевченко В.А.) совместно проживали с ФИО1, на день ее смерти, по адресу: <адрес>.
Таким образом, истцы фактически приняли наследство в виде доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ? домовладения, расположенного по адресу: <адрес> (до перенумерования № 9) принадлежала Шевченко А.В., ФИО1, Никонорова (Шевченко) Ю.А., Волчкова (Шевченко) В.А., а вторая часть (? доли) принадлежит Степаненко Г.П., Степаненко Е.И.
Доли всех участников общей долевой собственности (Шевченко А.В., ФИО1, Никонорова (Шевченко) Ю.А., Волчкова (Шевченко) В.А.) при жизни наследодателя определены не были.
В соответствии ч.1 ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Таким образом, принадлежащая участникам общей долевой собственности ? доля между совладельцами составляет по 1/8 доли (1/2 / 4= 1/8).
В связи со смертью ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследники Шевченко А.В., Никонорова (Шевченко) Ю.А., Волчкова (Шевченко) В.А. унаследовали ее 1/8 долю в праве собственности на ? долю вышеуказанного домовладения, то есть по 1/24 доли каждый (1/8 / 3 = 1/24).
Таким образом за каждым из наследников необходимо признать право собственности по 1/6 доли, которая складывается следующим образом 1/8 (доля по договору от ДД.ММ.ГГГГ на передачу ? домовладения в собственность) +1/24 (унаследованная доля после умершей ФИО1)
На основании изложенного и руководствуясь вышеизложенными нормами материального права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шевченко Александра Владимировича, Никоноровой Юлии Александровны, Волчковой Виктории Александровны к территориальному управлению Росимущества в Ростовской области, третьим лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО, Степаненко Галине Павловне, Степаненко Кириллу Игоревичу, нотариусу Кагальницкого нотариального округа об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на недвижимое имущество удовлетворить в полном объеме.
Установить факт принятия наследства Шевченко Александром Владимировичем, Волчковой (Шевченко) Викторией Александровной, Никоноровой (Шевченко) Юлией Александровной после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на 1/2 жилого дома, расположенного по адресу <адрес>;
Определить доли Шевченко Александра Владимировича, Никоноровой (Шевченко) Юлии Александровны, Волчковой (Шевченко) Виктории Александровны в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> – по 1/8 доли.
Признать за Шевченко Александром Владимировичем право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.
Признать за Волчковой (Шевченко) Викторией Александровной право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.
Признать за Никоноровой (Шевченко) Юлией Александровной право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Э.А. Исаян
Мотивированный текст решения изготовлен 12 августа 2019 года.