Дело №г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
15 марта 2017 года Балашихинский городской суд <адрес>
в составе судьи Гришаковой Н.Б.,
при секретаре ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обратилась в суд с иском к руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в котором просила:
- признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес> на условиях договора социального найма;
- обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации заключить с ней договор социального найма на указанное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указала, что ей, ФИО5, уполномоченным органом Министерства обороны РФ, согласно извещения о распределении жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, было распределено жилое помещение по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, на состав семьи - 3 человека.
Указала, что в целях заключения с ней договора социального найма на распределенное жилое помещение представила ответчику документы, необходимые для принятия им решения о заключении с ней договора социального найма на спорное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ Заместитель руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ принял решение об отказе в заключении договора социального найма на спорную квартиру по тем основаниям, что истец обеспечена жилым помещением по адресу: <адрес>, мкр. Заря, <адрес>, более учетной нормы.
Считает решение должностного лица незаконным, поскольку она в соответствии с п.1 ст.23 и п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному ею постоянному месту жительства, данное право должно быть реализовано вне зависимости от освобождения указанного жилого помещения бывшими членами семьи истца. Жилое помещение распределено истцу в избранном ей месте жительства без превышения нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма.
В судебном заседании, представитель истца исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – Руководитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем, суд, с учетом мнения истца и его представителя, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет выслугу в Вооруженных Силах РФ более 18-ти лет, первый контракт о прохождении военной службы заключен ею ДД.ММ.ГГГГ, имеет воинское звание «майор».
Судом установлено, что согласно извещения о распределении жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ истцу распределено жилое помещение по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, на состав семьи - 3 человека, общей площадью 61,40 кв. м.
В связи с распределением жилого помещения истец, в соответствии с установленным в Министерстве обороны РФ порядком (приказ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), представил ответчику – руководителю Департамента жилищного обеспечения МО РФ документы, необходимые для принятия решения о заключении с ней договора социального найма на спорное жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Заместителем руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ, по заявлению истца о распределении жилого помещения, было принято решение об отказе в заключении договора социального найма, по причине обеспечения истца и членов ее семьи жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, мкр. Заря, <адрес>, более учетной нормы. По мнению должностного лица, ранее полученное жилое помещение, истец сдать не может и не имеет права на повторное получение жилого помещения.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ иди жилищного фонда субъекта РФ по договору социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление жилых помещений военнослужащим и членам их семей.
В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Пунктом 9 Правил предусмотрено право на признание военнослужащих, проходящих военную службу по контракту нуждающимися в получении жилых помещений в избранном ими месте жительства.
В соответствии с п.п. «и» п.7 названных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Таким образом, ФИО5 как военнослужащая, подлежащая увольнению в связи с организационно - штатными мероприятиями, имеющая выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет и избравшая постоянное место жительства <адрес>, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма в данном населенном пункте за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Также суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что истец не имеет права на получение распределенного жилого помещения как обеспеченный жильем более учетной нормы, поскольку согласно выше приведенных норм Федерального закона «О статусе военнослужащих», пунктов 6,7, 9 Правил, ФИО5 обладает отдельным основанием для признания ее нуждающимся в получении жилого помещения следовательно, к данным правоотношениям правило об обеспеченности гражданина жилым помещением (абз.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ) неприменимо.
Из извещения о распределении жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Министерством обороны РФ признавалось право ФИО5 на получение жилого помещения в <адрес>, мкр. Салтыковка, проезд. Мирской, <адрес> – избранном истцом после увольнения месте жительства.
Из пояснений представителя истца и представленных документов (свидетельства о расторжении брака, выписки из домовой книги, финансового лицевого счета, ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, Решения Балашихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что истец совместно со своими сыновьями ФИО2 и ФИО3, зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, мкр. Заря, <адрес>, которое было получено бывшим супругом ФИО4 по договору служебного найма от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 и командованием в/ч 52676, в/ч 96000 был перезаключен договор социального найма на жилого помещение, расположенное по адресу: <адрес>, мкр. Заря, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ (то есть задолго до возникновения спорных правоотношений), ФИО5 расторгла брак с гражданином ФИО4.
Истица, ФИО5, вступила в новый брак с ФИО8 и проживает со своими детьми в его жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.В жилом помещении по адресу: <адрес>, мкр. Заря, <адрес>, остались проживать: бывший супруг со своей новой семьей.
В протоколе заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанно, что основания для нахождения в списке очередников в/ч 31270 на обеспечение служебным жилым помещением у истца не утрачены.
В судебном заседании установлено, что решением от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ДД.ММ.ГГГГ истица совместно со своими детьми ФИО2 и ФИО2, ответчиком была повторно включена в единый реестр нуждающихся в получении постоянного жилого помещения, поскольку ранее поданные документы о признании нуждающейся в обеспечении постоянным жилым помещением в <адрес> были утеряны. Данный факт ответчиком не оспаривался.
В соответствии с пунктом 17 Инструкции № о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ 2010 года № (Инструкция), в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к Инструкции.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения.
При этом Инструкция не регулирует правоотношения, возникающие в случае не освобождения жилых помещений бывшими членами семьи военнослужащего, полученных совместно с военнослужащим в установленном порядке по предыдущему прохождению им месту военной службы.
Как указано выше, истцу распределено жилое помещение на состав семьи - 3 человека, что соответствует ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Таким образом истец, как субъект воинских правоотношений, реализует самостоятельное право на постоянное жилое помещение в избранном месте жительства после увольнения.
Кроме того, суд не может не принять во внимание, и ответчиком не оспаривалось,, что истец в период прохождения военной службы жилым помещением по линии Министерства обороны РФ не обеспечивался. Данный факт подтверждается справками войсковых частей, протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 31270 от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец, как обладающий правом на получение жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес>, имеет право на получение распределенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку данное право должно быть реализовано вне зависимости от освобождения жилого помещения бывшими членами его семьи.
По смыслу ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» отсутствие у истца справки о сдаче жилого помещения, ранее полученного ее супругом по месту прохождения военной службы, также не может служить основанием для отказа в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение, поскольку указанная справка объективно не может быть представлена по независящим от нее причинам. Выводы руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о том, что истец не имеет право на обеспечение постоянным жилым помещением, поскольку не может сдать установленным порядком жилищным органам Минобороны РФ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, мкр. Заря, <адрес>, полученное ее бывшим супругом - ФИО4, в котором остались проживать: Бывший супруг ФИО5 и его новая семья, противоречат действующему законодательству РФ.
П.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит такое ограничение исключительно в связи с повторным предоставлением гражданину жилого помещения органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в избранном месте постоянного жительства. Поскольку истец правом получения жилья на данных условиях не воспользовалась, она подлежит обеспечением постоянным жилым помещением в избранном после увольнения месте постоянного жительства.
Так, в соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Данная правовая норма закрепляет право военнослужащих на повторное заселение освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими, и, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, эта норма призвана обеспечить потребности военнослужащих в жилье за счет освобождающихся жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, предоставленное в 2001 году ФИО4 жилого помещения, после его освобождения истцом, было фактически предоставлено военным ведомством другому военнослужащему, как этого требует пункт 5 статьи 15 Федерального закона, в данном случае - бывшему супругу, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии необходимости фактической сдачи истцом этого жилого помещения квартирным органам Министерства обороны РФ.
Суд полагает, что оснований для снятия истицы с учетом членов ее семьи с жилищного учета не усматривается, поскольку действующее жилищное законодательство не содержит такого основания для снятия военнослужащего с жилищного учета, как не сдача ранее полученного по месту прохождения им военной службы жилого помещения.
При этом перечень оснований, по которым гражданин может быть снят с жилищного учета, предусмотренный частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, не содержит такого основания, как не предоставление жилищным органам справки о сдаче жилого помещения. Не содержат таких оснований и пункт 14 Федерального закона, а также пункты 17, 18 Инструкции, на которые в своем решении сослался ответчик.
В соответствии с п.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно п.3 ст. 50 ЖК РФ Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в п.3 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
В соответствии с частями 1 и 3 ст.15.1. Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого военнослужащему по его выбору в собственность либо по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилья помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с указанным Федеральным законом по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 указанной статьи, и предусмотренного пунктом 2 указанной статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
Таким образом, истец с членами своей семьи, может быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма не менее 54 кв.м и не более 63 кв.м общей площади жилья.
Согласно извещения о распределении жилого помещения, ФИО5, распределена двухкомнатная квартира общей площадью 61,4 кв.м, что соответствует требованиям законодательства о норме предоставления военнослужащему жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за ФИО5 права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, на условиях договора социального найма, и возложении обязанности на руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заключить с истцом договора социального найма на спорную квартиру.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО5 к руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о праве на жилое помещение – удовлетворить.
Признать за ФИО9 право пользования жилым помещением - квартирой №, расположенной по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, на условиях договора социального найма.
Обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заключить с ФИО5 договор социального найма <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>.
Ответчик вправе подать в Балашихинский городской суд <адрес> заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд <адрес> в течение месяца по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления
Судья Н.Б.Гришакова
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник заочного решения находится в гражданском деле № г.
Судья:
Секретарь: