дело № 2-876/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2016 года с. Раевский РБ
Альшеевский районный суд Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Мухамадиева А.З.,
с участием истца помощника прокурора Хафизовой А.Н.,
при секретаре Ивановой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Альшеевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Воздвиженский сельский совет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по переводу земельного участка,
установил:
Прокурор Альшеевского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Воздвиженский сельский совет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по переводу земельного участка. Заявление мотивировано следующим.
Прокуратурой Альшеевского района РБ во исполнение Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 165 от 01.04.2014 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», Указания прокурора Республики Башкортостан № 65/7 от 08.07.2014 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», в период с 21.03.2016 по 30.03.2016 проведена проверка экологического законодательства в деятельности администраций сельских поселений МР Альшеевский район РБ, по результатам которой установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В сфере обращения с отходами полномочия органов местного самоуправления сельского поселения включают в себя участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как показала проверка, названные полномочия администрацией СП Воздвиженский сельсовет МР Альшеевский район РБ реализованы ненадлежащим образом. Так, администрация СП Воздвиженский сельсовет МР Альшеевский район РБ на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком с кадастровым №, категория земельного участка земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - свалка. Свалка является местонахождением отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается (п. 4.16 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 №607-ст). Отходы, размещаемые на указанной свалке, хранятся постоянно, то есть фактически на земельном участке с кадастровым № производится захоронение отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в качестве одного из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами названа охрана - здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ст. 3). В этой связи названный Закон устанавливает определенные требования к объектам, на которых производится захоронение отходов.
Свалки твердых бытовых и промышленных отходов не могут являться природоохранными сооружениями - объектами размещения отходов, о чем указано в письме Росприроднадзора от 16.12.2013 № ВК-03-03-36/18858 «О разъяснении норм законодательства по лицензированию». Соответственно, при захоронение отходов на территории Воздвиженского сельсовета не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды. Допущенное администрацией Воздвиженского сельсовета бездействие по решению вопросов местного значения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов сельского поселения на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды).
По причине несоответствия свалки отходов Воздвиженского сельсовета, предъявляемым к объектам размещения отходов требованиям, данный объект не включен в утвержденный государственный реестр объектов размещения отходов (согласно Приложения к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.03.2016 № 138), что на основании п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» привело к невозможности размещения отходов на этой свалке. Несмотря на данное обстоятельство мер, направленных на приведение свалки отходов на земельном участке с кадастровым № в соответствие действующему законодательству, администрацией Воздвиженского сельсовета не принималось.
Так в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор отходов предполагает их прием или поступление от физических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
В качестве объектов, где допускается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, являются места площадки), обустроенные в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», определение понятия «накопление отходов»).
Требования к временному складированию отходов определены «Сан-ПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН). В частности, в п. 3.2 СанПиН предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Для временного складирования отходов на открытой площадке надлежит соблюдать следующие условия, которые установлены п. 3.7 СанПиН: открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников - накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Настоящая проверка показала, что в нарушение вышеприведенных требований отходы складируются непосредственно на земле в условиях воздействия атмосферных осадков и ветров, отсутствует обваловка площадки.
Кроме того, свалка отходов находится на земельном участке, категория которого - земли сельскохозяйственного назначения не позволяет осуществлять на нем деятельность, связанную с обращением с отходами. Так, в силу ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Под сельскохозяйственным производством, как определено в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Между тем, «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» (утвержден постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17) и «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (принят и веден в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454 – ст.) в разделах «А. Продукция и услуги сельского хозяйства, охоты и лесоводства» и «А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» соответственно не относят деятельность по обращению с отходами к сельскохозяйственному производству. В настоящее время в связи с нахождением свалки отходов на не предусмотренном для захоронения отходов земельном участке использование населением Воздвиженского сельсовета этой свалки, в т.ч. для временного складирования отходов является незаконным. Для перевода земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую временное складирование отходов на земельном участке (в данном случае – категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения) администрации Воздвиженского сельсовета в соответствии со ст. 3, 7, 15 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», необходимо обратиться в Министерство земельных и имущественных отношений с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую и необходимыми документами.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку бездействием администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет по организации сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, изменению категории этого земельного участка нарушается право неопределенного круга лиц – жителей населенных пунктов сельского поселения на благоприятную окружающую среду, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим заявлением.
Истец – помощник прокурора Хафизова А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить. Привела доводы, указанные в исковом заявлении.
Ответчик – глава администрации сельского поселения Воздвиженский сельский совет муниципального района Альшеевский район РБ Мазитов Ф.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора признал полностью, показал, что обязуется устранить указанные нарушения.
Третье лиц, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца – представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (Минэкологии РБ) Габбасов И.И., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Суд принимает признание иска представителем ответчика Мазитовым Ф.Н., главой администрации СП Воздвиженский сельсовет МР Альшеевский район РБ, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 198 ч.4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать бездействие администрации сельского поселения Воздвиженский сельский совет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан по организации сбора и транспортирования отходов путем организации перевода земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, оборудования площадки для временного складирования отходов в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очитка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующего транспортирования – незаконным.
Возложить на администрацию сельского поселения Воздвиженский сельский совет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- обратиться в порядке, предусмотренном ст. 3, 7, 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», необходимо обратиться в Министерство земельных и имущественных отношений с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером № путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очитка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.
Судья: А.З. Мухамадиев.
Копия верна.
Судья: