Дело № 2 – 488/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 сентября 2021 года г. Валдай
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Павлюк Е.В.,
при секретаре Ражевой А.В.,
с участием представителей истца Чусовой Я.В., Хасановой Т.В., действующих от имени и в интересах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области по доверенностям от 01 января 2021 года,
представителя ответчика Сафронова В.А., действующего от имени и в интересах общества с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» по доверенности от 19 февраля 2021 года,
представителя ответчика Быстровой М.В., действующей от имени и в интересах администрации Валдайского муниципального района Новгородской области по доверенности от 03 марта 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области к обществу с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53», администрации Валдайского муниципального района Новгородской области об обязании обеспечить водоснабжение населения холодной питьевой водой, соответствующей действующим нормативным требованиям по санитарно-химическим и органолептическим показателям,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее Управление), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53 (далее Общество), администрации Валдайского муниципального района Новгородской области (далее Администрация) об обязании обеспечить водоснабжение населения, проживающего на территории д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области, холодной питьевой водой, соответствующей действующим нормативным требованиям по санитарно-химическим и органолептическим показателям: мутность, железо. Исковые требования мотивированы тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением были выявлены факты нарушений требований законодательства, поскольку жителям д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области осуществляется подача холодной питьевой воды, не отвечающей требованиям санитарных правил. В частности, согласно экспертным заключениям филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» по результатам лабораторных испытаний от 12.11.2019 №, от 14.11.2019 №, протоколам лабораторных испытаний от 08.02.2021 №, № филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» установлено, что пробы воды, отобранные в д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее СанПиН 2.1.4.1074-01) по исследованным санитарно-химическим и органолептическим показателям: железо, мутность. По результатам административного расследования за выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде Общество было подвергнуто административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ. Выдано представление об устранении причин, способствовавших совершению административного правонарушения. Непринятие своевременных мер по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества, ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья граждан. Подача населению питьевой воды такого качества является опасной, увеличивает риск развития заболеваний органов кровообращения, пищеварения, эндокринной системы, мочевыводящих путей, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих и временно находящихся на территории д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области и является грубым нарушением действующего законодательства, в том числе Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В судебном заседании представители истца Хасанова Т.В., Чусова Я.В. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Общества Сафронов В.А. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просил суд обратить внимание на обстоятельства, указанные в пояснении по делу. Водопроводные сети и сооружения на них, расположенные в д. Ивантеево Валдайского района находятся в собственности администрации и переданы обществу в рамках концессионного соглашения. Общество неоднократно обращалось к Администрации, как к собственнику имущества и к истцу о сложившейся ситуации с качеством питьевой воды в д. Ивантеево и необходимости разрешения данной ситуации, для чего требуется строительство установки для очистки воды. Данное мероприятие требует значительных финансовых затрат. В структуре тарифов общества расходы на реализацию такого мероприятия не предусмотрены, утвержденная инвестиционная программа отсутствует. Непринятие мер администрацией по организации водоснабжения населения и разрешения сложившейся ситуации в д. Ивантеево свидетельствует о бездействии в решении вопросов местного значения. Администрация допускает незаконное бездействие, являющееся основание для возложения на Администрацию обязанности по финансированию проведения соответствующих мероприятий. В п.4 ст. 5 Устава Валдайского муниципального района указано, что на территориях сельских поселений Валдайского муниципального района органами местного самоуправления Валдайского района решаются следующие вопросы местного значения: организация в границах поселения водоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Органом Роспотребнадзора по Новгородской области в Администрацию направлены письма «О вопросах водоснабжения в районе» от 28 января 2020 года и 28 января 2021 года, которые являются официальными уведомлениями муниципальной власти о несоответствии качества питьевой воды. Данные письма составлены в соответствии с нормативами Роспотребнадзора. Таким образом, администрацией как собственником имущества и органом местного самоуправления обязанность по организации надлежащего водоснабжения должным образом не исполняется. Ссылался на судебную практику Новгородской области, пояснил, что для улучшения качества питьевой воды необходимо проведение совместных мероприятий ресурсоснабжающей организацией с Администрацией.
Представитель ответчика – Администрации Быстрова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в отношении администрации Валдайского района и пояснила, что Постановлением администрации Валдайского муниципального района от 19.07.2017 № с учетом изменения, внесенного постановлением администрации от 30.08.2017 №, Общество с 01.10.2017 было наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности, включающей в себя территорию д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области. Постановлением Администрации от 13.09.2017 № для Общества было утверждено техническое задание. В соответствии с Концессионным соглашением от 13.07.2017 № концессионер (Общество) обязуется осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной (питьевой и технической) воды, приему, передаче и очистке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Валдайского муниципального района с использованием объекта соглашения. Истцом не представлено доказательств противоправного бездействия Администрации, выражающегося в ненадлежащей организации холодного водоснабжения населения, проживающего в д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области. В Уставе администрации Валдайского муниципального района есть обязанность по организации водоснабжения и эта обязанность выполнена. Общество является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Валдайского муниципального района, осуществляет поставку и продажу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению и водоотведению, выставляя счета-квитанции потребителям за предоставление данных услуг, поэтому обязано обеспечить подачу питьевой воды населению в соответствии с установленными нормативами.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ООО «Инженерная группа К-21», будучи надлежащим образом уведомлен, в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие, представило отзыв на исковое заявление. В отзыве указано, что в соответствии с условиями муниципального контракта от 26.12.2017 года им были выполнены работы в соответствии с техническим заданием. Приемке работ предшествовал отбор проб воды и анализ. Согласно протоколу лабораторных испытаний питьевой воды № от 28 марта 2018 года качество воды по всем показателям, включая мутность, цветность и железо соответствовало требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и не превышало допустимые нормы. Повторный отбор воды и ее лабораторные испытания производились 25 апреля 2018 года. Согласно протоколу № лабораторных испытаний, качество воды по всем показателям, включая мутность, цветность и железо соответствовало требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и не превышало допустимые нормы. Допускает, что изменение качественных показателей воды по истечении 2 лет с момента монтажа и пуско-наладки оборудования для очистки воды связано с изменением качества исходной воды (рост показателя «Железо» с 1.9 до 3.5 мг/л) и нарушением правил его эксплуатации. Кроме того, в период гарантийного обслуживания ими были даны рекомендации по установке клапанов воздуха на магистрали для снижения турбулентности воды, вызывающей отслоение ржавчины на внутренних стенках трубопровода, идущего от насосной станции до жилых домов. Указанные работы муниципальным контрактом предусмотрены не были и не входили в его стоимость. В связи с истечением гарантийного срока, отсутствие претензий по качеству выполненных работ, подрядчик не несет ответственности за изменение качественных характеристик воды.
Представитель ТСЖ «Валдай-5», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, будучи уведомлен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, отзыва на заявленные исковые требования не представил.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 1 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
На территории Валдайского, Крестецкого, Демянского и Маревского районов Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Управлением.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
На основании п. 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды.
Согласно п. 3 ст. 1 данного Закона требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Из п. 1 ст. 23 данного Закона следует, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 данного Закона.
В п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» указано, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), то исполнитель обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п/п. «а» п. 31 и п/п. «а» п. 33 Правил предусматривают обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, а также корреспондирующее ей право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Подпунктом «д» п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведённым в приложении к настоящим Правилам.
Требования к качеству холодного водоснабжения установлены в разделе 1 Приложения № 1 к указанным Правилам, одним из них является постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01). Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается, тогда как приведённые в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства РФ о техническом регулировании, регулирующих те же самые вопросы.
На момент рассмотрения дела СанПин 2.1.4.1074-01 утратил силу, но с 01.03.2021 действуют нормативно-правовые акты, предъявляющие аналогичные СанПину 2.1.4.1074-01 требования, а именно, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2. Гигиенические нормативы качества и безопасности воды приведены в таблице 3.13 (допустимые концентрации химических веществ) и в таблице 3.14 (ориентировочные допустимые уровни химических веществ) в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения.
Согласно п. 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги.
В ходе судебного разбирательства установлено, что по данным санитарно-химического и бактериологического контроля питьевой воды из разводящих сетей в д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области качество питьевой воды не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", действующими с 1 марта 2021 года.
Вместе с тем, требования истца о нарушении ответчиком требований СанПиН 2.1.4.1074-01, действовавших на период обнаружения нарушения обоснованны, поскольку требования СанПиН, действующих с 1 марта 2021 года, соотносятся с требованиями СанПиН, действующими с 01 января 2002 года.
Не соответствие качества питьевой воды подтверждается представленными истцом протоколами лабораторных испытаний № от 12.11.2019, № от 14.11.2019, протоколами лабораторных испытаний №, № от 08.02.2021 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области», экспертными заключениями по результатам лабораторных испытаний № от 12.11.2019, №, от 14.11.2019 экспертными заключениями по результатам лабораторных испытаний № от 08.02.2021, а также экспертными заключениями № от 12.11.2019, № от 14.11.2019.
Общество является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Валдайского муниципального района, осуществляет поставку и продажу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению и водоотведению, выставляя счета-квитанции потребителям за предоставление данных услуг, поэтому она обязана обеспечить подачу питьевой воды населению в соответствии с установленными нормативами.
Поскольку согласно протоколам лабораторных испытаний и экспертным заключениям по результатам лабораторных испытаний качество проб питьевой воды не отвечает установленным нормативам по показателям: железо, мутность, суд приходит к выводу, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению оказывается Обществом ненадлежащего качества, в связи с чем на него следует возложить обязанность устранить нарушение требований санитарного законодательства путем обеспечения населения, проживающего в д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области, холодной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическим и органолептическим показателям – железо, мутность.
Суд не находит оснований к удовлетворению исковых требований, заявленных к Администрации.
28 января 2020 года и 28 января 2021 начальником территориального органа Роспотребнадзора главе Администрации письма направлена информация о несоответствии качества питьевой воды в д. Ивантеево установленным нормативам, что не противоречит требованиям ч. 5, 6 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Постановлением администрации Валдайского муниципального района от 19.07.2017 № (с учетом изменения, внесенного постановлением администрации от 30.08.2017 №) Общество с 01.10.2017 было наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности, включающей в себя территорию д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области.
Постановлением Администрации от 13.09.2017 № для Общества было утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы «В отношении водоотведения на территории Валдайского муниципального района на 2018 – 2024 годы».
В соответствии с Концессионным соглашением от 13.07.2017 № концессионер (Общество) обязуется осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной (питьевой и технической) воды, приему, передаче и очистке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Валдайского муниципального района с использованием объекта соглашения.
Истцом не представлено доказательств противоправного бездействия Администрации, выражающегося в ненадлежащей организации холодного водоснабжения населения, проживающего в д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области.
Судом установлено, что Администрацией определена организация, эксплуатирующая и обслуживающая водозаборные и водопроводные сооружения, а также принимаются необходимые меры для создания условий, необходимых для организации подачи гарантирующим поставщиком населению питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, следовательно, незаконного бездействия ответчиком не допущено.
Согласно абз. 2 ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» суд обязывает Общество довести до сведения потребителей резолютивную часть настоящего решения в течение 15 дней после его вступления в законную силу через печатное средство массовой информации – газету «Валдай», распространяемую на территории Валдайского муниципального района Новгородской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области – удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» обеспечить водоснабжение населения, проживающего в д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области, холодной питьевой водой, соответствующей действующим нормативным требованиям по санитарно-химическим и органолептическим показателям: мутность, железо.
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области об обязании обеспечить водоснабжение населения, проживающего в д. Ивантеево Валдайского района Новгородской области, холодной питьевой водой, соответствующей действующим нормативным требованиям по санитарно-химическим и органолептическим показателям – отказать.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» довести до сведения потребителей через газету «Валдай» резолютивную часть настоящего решения в течение 10 дней после его вступления в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» в доход местного бюджета Валдайского муниципального района Новгородской области государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Валдайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Павлюк
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2021 года.
Судья: подпись
Копия верна: судья Е.В. Павлюк
Решение вступило в законную силу «___»_____________ 2021 года.