Судья – Курбанова Е.Н. Дело № 33-26126/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ03 ноября 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Перовой М.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 12 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
<...> обратился в суд с исковым заявлением в интересах Бурмутской А.Ю. о возложении на администрацию МО <...> обязанность предоставить в порядке очередности Бурмутской А.Ю. специализированное жилое помещение, расположенное в пределах <...>, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований указал, что 23.06.2015г. в прокуратуру <...> поступило обращение Бурмутской А.Ю. о защите в судебном порядке её жилищных прав.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Бурмутская А.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом министра социального развития и семейной политики Краснодарского края от 14.07.2014г. № 1788-жс Бурмутская А.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеназванной категории, однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что нарушает ее права и законные интересы, в связи с чем, прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 12 августа 2015 года на администрацию МО Темрюкский район возложена обязанность по предоставлению в порядке очередности < Ф.И.О. >11 <...>.р. специализированного жилого помещения, расположенного в пределах <...>, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенного, применительно к данному населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
С указанным решением суда не согласилась представитель администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований <...> прокурора отказать.
Свои доводы мотивирует тем, что судом первой инстанции не учтено, что Бурмутская А.Ю. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, вследствие чего, при соответствующем финансировании и представлении списка лиц, подлежащих обеспечению жильем, указанному лицу в установленном порядке будет приобретено и предоставлено жилое помещение.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства финансов Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >7 полагает жалобу законной и обоснованной, а обжалуемое решение суда подлежащим отмене.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора <...> < Ф.И.О. >8 считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на жалобу, заслушав заключение прокурора < Ф.И.О. >5, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором <...> исковых требований, суд первой инстанции возложил на администрацию муниципального образования <...> обязанность предоставить Бурмутской А.Ю. жилое помещение в порядке очередности.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Бурмутская А.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая Приказом министра социального развития и семейной политики Краснодарского края от 14.07.2014г. № 1788-жс, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеназванной категории.
<...>, по заявлению Бурмутской А.Ю., обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование заявленных требований, указав, что длительное время жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Бурмутской А.Ю. не предоставляется, что нарушает ее права и законные интересы, предусмотренные нормами действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.121996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (п.п. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку Бурмутская А.Ю. не обеспечена жилой площадью не ниже установленных социальных норм, такое положение нарушает ее права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством администрация муниципального образования <...> обязана предоставить Бурмутской А.Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом суд первой инстанции оставил без внимания, что исходя из требований действующего законодательства предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, в указанной части, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает правильным решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 12 августа 2015 года изменить.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 12 августа 2015 года изменить. Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
«Заявленные прокурором <...> исковые требования в интересах Бурмутской А. Ю. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования <...> предоставить Бурмутской А. Ю., <...> года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма».
В остальной части решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от <...> оставить без изменения, а жалобу представителя администрации муниципального образования <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 - без удовлетворения».
Председательствующий
Судьи