Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шакировой Л.А.,
при секретаре Незамутдиновой Р.Р.
с участием: истцов - Шалагина Р.И., Шалагиной Ю.Ю., представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Акчуриной Н.А., /доверенность ДД.ММ.ГГГГ № № третьего лица Петунина Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалагина Р. И., Шалагиной Р. И. действующей также в интересах несовершеннолетней дочери Шалагиной Р. И. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Шалагин Р.И., Шалагина Ю.Ю., действующая также в интересах несовершеннолетней дочери Шалагиной Е.Р. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город <адрес> Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обосновании иска указали, что истцы проживают в жилом помещении, принадлежащим на праве собственности Петунину Г.П., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>. Данный дом в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 года «Об адресных программах Республики Башкортостан выселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» включен в перечень домов, признанных в установленном порядке аварийными и непригодными для проживания и подлежащие сносу. Распоряжением главы <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан № № от ДД.ММ.ГГГГ их семья признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
С учетом изложенного просят обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставить по договору социального найма в не очереди благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления жилого помещения, для каждого члена семьи.
В судебном заседании истцы Шалагин Р.И., Шалагина Ю.Ю., действующая также в интересах несовершеннолетней дочери Шалагиной Е.Р. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации городского округа город <адрес> Акчурина Н.А. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.
Третье лицо Петунин Г.П. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав истцов, представителя ответчика, третье лицо, исследовав и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о нижеследующем.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как следует из материалов дела, Шалагин Р.И., Шалагина Ю.Ю., Шалагина Е.Р. проживают и зарегистрированы в комнате жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в <адрес>, по адресу: РБ, <адрес>, <адрес> собственником которой является Петунин Г.П., что подтверждается свидетельством государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что Шалагин Р.И., Шалагина Ю.Ю., Шалагина Е.Р. составляют отдельную семью и ведут отдельное хозяйство от собственника жилого помещения Петунина Г.П.
Распоряжением главы администрации <адрес> РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ Шалагин Р.И. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что жилой <адрес>, включен в Адресную программу РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ., утвержденную постановлением Правительства РБ от 28 марта 2014 года №136.
Согласно перечню аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, являющейся приложением к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на <данные изъяты> годы, планируемая дата окончания переселения - ДД.ММ.ГГГГ, планируемая дата сноса - ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из разъяснений, данных в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ), если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Принимая акты об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания орган местного самоуправления фактически признал обязанность по предоставлению истцам другого жилого помещения, поскольку спорный дом по своему техническому состоянию, как непригодный для проживания, подлежит отселению.
Между тем, на момент рассмотрения дела истцы не расселены, дом не снесен, жилое помещение по договору социального найма истцам не предоставлено.
Как следует, из искового заявления истцами заявлены требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления жилого помещения, для каждого члена семьи, при этом истцы ссылаются на основания предусмотренные ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ и руководствуются ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирующие положения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому.
Между тем, суд полагает, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения требований о предоставлении истцам жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления жилого помещения, для каждого члена семьи, поскольку, требования заявлены о внеочередном предоставлении жилья в связи с расселением аварийного дома, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, учитывая, что права граждан нарушаются и со стороны Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан допускается бездействие по расселению истцов, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить частично и обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставить Шалагину Р.И. на состав семьи из трех человек, включающую в себя Шалагину Ю.Ю., Шалагину Е.Р., по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно данным технического паспорта, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. истцы занимают комнату общей площадью <данные изъяты> кв.м., площадь вспомогательных помещений составляет <данные изъяты> кв.м. кв.м., соответственно площадь вспомогательных помещений, которая приходится на комнату истцов составляет <данные изъяты>.м. Таким образом, истцам подлежит предоставлению жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. с учетом права на вспомогательные помещения
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставить Шалагину Р. И. на состав семьи включающую в себя Шалагину Р. И. Шалагину Р. И. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течении одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес> РБ.
Судья Л.А. Шакирова