Дело № 2-4588/2014 26 декабря 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе председательствующего судьи Панковой А.В.,
при секретаре Мельницкой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Артемьевой Ю. Н. о признании незаконным бездействия мэрии города Архангельска, обязании к предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Артемьева Ю.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии города Архангельска, обязании к предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ее ребенку С, <Дата> года рождения. В обоснование заявленных требований указала, что ее ребенок <Дата> года рождения был поставлен на учет в департаменте образования мэрии г.Архангельска для определения в дошкольную образовательную организацию <Дата> В <Дата> она обратилась в департамент образования мэрии г.Архангельска с заявлением о предоставлении ее ребенку места в детском саду, однако в предоставлении места было отказано. Считает, что отказ в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении нарушает ее права и права ее несовершеннолетнего ребенка. Просила признать незаконным бездействие мэрии г.Архангельска по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, обязать мэрию г.Архангельска предоставить ее сыну С, <Дата> года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Заявитель Артемьева Ю.Н. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель мэрии г.Архангельска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на заявление указал, что с заявленными требованиями мэрия не согласна, поскольку комплектование учреждений проводится в соответствии с порядком и уставами учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в учреждение, в течение всего учебного года. В настоящее время в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Архангельска свободных мест для детей <Дата> года рождения нет, а также ими принимаются меры, направленные на ликвидацию очередности детей в возрасте от трех до семи лет. Просил в удовлетворении требований отказать.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя мэрии г.Архангельска.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как усматривается из материалов дела, заявитель Артемьева Ю.Н. имеет несовершеннолетнего ребенка С, <Дата> года рождения.
Заявитель обратился в департамент образования мэрии г.Архангельска с заявлением о постановке на очередь по определению в детские сады несовершеннолетнего Д..
Согласно справке департамента образования мэрии города Архангельска от <Дата> <№> (<***>), С, <Дата> года рождения, зарегистрирован в общей очереди для дальнейшего определения в одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений <***>. По состоянию на <Дата> место в детском саду не предоставлено.
В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ст. 64 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье должна быть создана сеть дошкольных образовательных учреждений, что следует из смысла пп.1 п.1 ст.9 вышеуказанного закона.
Так, в силу положений ст.23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, к которым отнесены и дошкольные образовательные организации, то есть образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Приказ Минобрнауки России №1014), который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В силу пункта 13 данного Приказа образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. В образовательной организации могут быть организованы также: группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Комплектование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения. Пункты 8 и 9 Типового положения устанавливают, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).
Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу положений ст. 1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» наделено статусом городского округа.
В городе Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные казенные и бюджетные учреждения муниципального образования «Город Архангельск», реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от 21 августа 2013 года № 554, на начало учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями.
Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Учреждение), на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).
Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Постановлением мэрии г. Архангельска от 25 апреля 2012 года № 80 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)».
В соответствии с п. 2.3. Регламента результатом исполнения муниципальной услуги является зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска.
Согласно п. 2.4. Регламента муниципальная услуга предоставляется заявителю при наличии свободных мест в учреждениях, с учетом даты подачи заявления о постановке ребенка на очередь для дальнейшего определения в учреждение.
Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: отсутствие документов, указанных в п. 2.6. Регламента.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм права, обязанность организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа возложена на МО «Город Архангельск». При этом ни действующее федеральное, ни региональное законодательство не содержит ограничений в части обеспечения поступления (зачисления) ребенка в детское дошкольное учреждение исключительно в рамках поименованных в заявлении родителей (законных представителей) учреждений.
Доказательств принятия необходимых мер по организации предоставления на дату рассмотрения дела в суде бесплатного дошкольного образования ребенка заявителя в соответствующих дошкольных учреждениях как на территории городского округа, так и в дошкольных учреждениях, указанных заявителем в поданном в департамент образования заявлении, со стороны мэрии города Архангельска не представлено.
При таких обстоятельствах, при наличии обязанности органа местного самоуправления по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления несовершеннолетнему С, <Дата> года рождения, места в детском дошкольном учреждении незаконным, в связи с чем на мэрию г.Архангельска подлежит возложению обязанность организовать предоставление С места в муниципальной образовательной организации муниципального образования «Город Архангельск», реализующей образовательные программы дошкольного образования, находящейся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска. При этом суд, учитывая возраст сына заявителя, полагает необходимым установить срок исполнения решения суда до <Дата>. Указанный срок является разумным и обеспечивает реальное исполнение решения суда.
Оснований для установления срока исполнения решения суда по достижении ребенком возраста трех лет не имеется, поскольку в силу вышеуказанных правовых норм право на место в дошкольном учреждении возникает с момента достижения ребенком возраста полутора лет. Установление данного срока повлечет нарушение прав несовершеннолетнего.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Артемьевой Ю. Н. о признании незаконным бездействия мэрии г.Архангельска, обязании обеспечить местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска организовать предоставление С, <Дата> года рождения, места в муниципальной образовательной организации муниципального образования «Город Архангельск», реализующей образовательные программы дошкольного образования, находящейся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска, до <Дата>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий А.В. Панкова