Дело № 2-25/2016
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Кемь, РК 09 февраля 2016 года
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пекшуевой Л.Н. к Министерству внутренних дел Республики Карелия и Отделению МВД России по Кемскому району о включении периодов работы в стаж службы для назначения пенсии по выслуге лет и выплаты единовременного пособия, перерасчете и выплате пенсии и единовременного пособия при увольнении, выплате компенсации за неиспользованный отпуск,
У С Т А Н О В И Л:
Пекшуева Л.Н. обратилась в суд с иском к МВД РК и Отделению МВД России по Кемскому району РК по тем основаниям, что она проходила службу в должности специалиста 1 категории - ревизора группы документальных проверок Кемского межрайонного отдела Управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Республике Карелия с 01.11.2001 г. по 30.06.2003 г., имела специальное звание лейтенант налоговой полиции, была уволена из органов налоговой полиции по п. «е» ст.45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ (по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции). Приказом МВД по Республике Карелия № 966 л/с от 11.07.2003 г. с 01.07.2003 г. принята на службу в органы внутренних дел и проходила службу с 01.07.2003 г. по 18.05.2010 г. в должности специалиста-ревизора УНП МВД Карелии, далее проходила службу с 19.05.2010 г. по 26.10.2015 г. в должности следователя СО ОМВД России по Кемскому району, откуда была уволена 26 октября 2015 г. приказом № 47л/с от 26.10.2015 г. по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел». Согласно приказу № 47 л/с от 26.10.2015 г. выслуга лет в органах внутренних дел на дату увольнения составляла: в календарном исчислении 15 лет 04 месяца 21 день, в льготном исчислении 23 года 02 месяца 18 дней. Стаж для выплаты единовременного пособия составляет 13 лет 11 месяцев 24 дня. При увольнении в выслугу лет необоснованно не были включены периоды ее работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по бухгалтерским специальностям, предшествующие ее службе в органах налоговой полиции общей продолжительностью 19 лет 02 месяцев 28 дней, а именно: в должности бухгалтера АО «Карельский рыболовный флот» - с 02.08.1982 г. по 03.01.1994 г.; в должности главного бухгалтера фирмы «Техсервис» - с 04.01.1994 г. по 27.10.1994 г., в должности заместителя главного бухгалтера АО «Беломорский ЛДК» - с 28.10.1994 г. по 04.12.1995г., бухгалтера рыболовецкого колхоза «Вирма» - с 05.12.1995 г. по 31.12.1995 г., главного бухгалтера рыболовецкого колхоза «Вирма» - с 01.01.1996 г. по 27.03.1997 г., главного бухгалтера ООО Торговая компания «Беломорье» - с 28.03.1997 г. по 31.10.2001 г. При этом приказом МВД по Республике Карелия от 15.12.2003г. № 1858 л/с выслуга лет для назначения процентной надбавки за выслугу на 01 июля 2003 года была установлена в размере 22 года 06 месяцев 27 дней. Следовательно, стаж ее работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествующий службе в органах налоговой полиции общей продолжительностью 19 лет 02 месяцев 28 дней был включен в общий стаж, дающий право на установление процентной надбавки по выслуге лет. В течение всего периода службы в МВД по Республике Карелия, в том числе в 2015 году, она получала процентную надбавку за выслугу лет с учетом периодов ее работы на должностях по бухгалтерским специальностям.
Частью 1 статьи 63 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ предусмотрено, что «сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее». ОМВД России по Кемскому району ей в предоставлении данного отпуска было отказано. Следовательно, при увольнении со службы в МВД по Республике Карелия в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии по выслуге лет и стаж службы (выслугу лет) для выплаты единовременного пособия при увольнении из органов внутренних дел, а также для предоставления отпуска по личным обстоятельствам, подлежал включению период ее работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в размере 19 лет 02 месяцев 28 дней, при этом по состоянию на дату увольнения - 26.10.2015 г. фактически выслуга лет с учетом работы на должностях по бухгалтерским специальностям составила: в календарном исчислении - 34 года 06 месяцев 19 дней, в льготном исчислении - 42 года 05 месяцев 18 дней. Считает, что в результате неверного исчисления выслуги лет при увольнении ей неправильно исчислена пенсия по выслуге лет и не в полном объеме выплачено единовременное пособие при увольнении из органов внутренних дел, а также не предоставлен отпуск по личным обстоятельствам.
Просила включить в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии по выслуге лет периоды работы до поступления на службу в Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Республике Карелия на предприятиях, в учреждениях и организациях продолжительностью 19 лет 02 месяцев 28 дней. Произвести перерасчет и выплату пенсии, исходя из стажа службы (выслуги лет) в льготном исчислении 42 года 05 месяцев 18 дней. Включить в стаж службы (выслугу лет) для выплаты единовременного пособия при увольнении из органов внутренних дел до поступления на службу в Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по РК период работы на предприятиях, в учреждениях и организациях продолжительностью 19 лет 02 месяцев 28 дней. Произвести расчет и выплатить единовременное пособие при увольнении из органов внутренних дел в размере 7 окладов денежного содержания, исходя из стажа службы (выслуги лет) в календарном исчислении - 34 года 06 месяцев 19 дней, с учетом выплаченных при увольнении 2 окладов, всего к выплате 5 окладов денежного содержания в сумме <данные изъяты> рублей. Произвести расчет и выплатить компенсацию за отпуск по личным обстоятельствам в количестве 30 дней в сумме <данные изъяты> рублей. Из представленного расчета следует, что пенсия, рассчитанная истцом, исходя из стажа службы в льготном исчислении, составляет <данные изъяты> руб.
Истец Пекшуева Л.Н. в суде заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что после того, как Федеральная служба налоговой полиции была упразднена, то ее перевели в МВД РК, никакие документы на руки не выдали, о стаже, включенном в выслугу лет, узнала только после увольнения из МВД. В налоговой полиции надбавки ей выплачивались с учетом стажа работы на предприятиях в качестве бухгалтера и те же надбавки платили ей в МВД, что подтверждается Приказом МВД по РК от 15.12.2003 г. № 1858 л/с, где указана выслуга лет – 22 года 6 месяцев 27 дней.
Копию приказа об увольнении и трудовую книжку получила 26 октября 2015 года. Поскольку у нее не было части приказов, которые записаны в трудовой книжке, то ей пришлось обратиться в МВД РК и в архив Федеральной службы по наркоконтролю. После получения ответа из МВД РК, она обратилась в суд, не дождавшись ответа из Федеральной службы по наркоконтролю. Полагает, что срок обращения в суд не пропущен, так как он составляет 3 месяца со дня увольнения.
Ответ об отказе в предоставлении отпуска получила по почте 3-4 сентября 2015 года, лично ответ ей Бахур Р.Н. не вручал. На ответе написала, что получила 07.08.2015 года, так как ее об этом попросили в министерстве, когда она там была 09 или 28 сентября. В этом ответе конкретный размер выслуги не указан, поэтому она не могла обжаловать это решение. С 08.08. по 02.09.2015 года находилась в отпуске. Находилась на лечении с 10 по 24 сентября и с 29 сентября по 20 октября 2015 года, поэтому, если считать 3-х месячный срок для обжалования отказа в отпуске с 03 сентября, то в течение 3-х месяцев после этого она болела 37 дней.
Представитель ответчика – ОМВД РФ по Кемскому району по доверенности Федорова Т.М. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав представленный суду отзыв и отзыв МВД по РК, и пояснила, что лично говорила Пекшуевой Л.Н. о том, что ей будет отказано в предоставлении требуемого отпуска. На момент дачи ответа по отпуску она находилась в отпуске, и ее обязанности исполнял Бахур Р.Н. Она с ним разговаривала, он осмотрел ответ и подтвердил, что ответ получен на руки. Она говорила истцу, что нужно обращаться в суд по поводу отпуска, истец поясняла, что обратится в суд, но не обратилась.
Представитель ответчика – МВД РФ по Республике Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. В ранее представленном отзыве представитель ответчика по доверенности Шахник С.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:
Частью 5 статьи 54 Федерального закона (далее - Закон) от 30.06.2003 № 86-ФЗ (с изменениями и дополнениями) определено, что выслуга лет сотрудников налоговой полиции в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел в полном объеме и пересчету не подлежит. В данной редакции часть 5 статьи 54 установлена Федеральным законом от 22.07.2005 № 121-ФЗ (далее - Закон № 121-ФЗ) и ее действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2003 года. Истица уволена из УФСНП России по РК приказом ФСНП России от 03.06.2003 № 561-лс, исключена из списков личного состава федеральных органов налоговой полиции с 30.06.2003 приказом УФСНП России по РК от 30.06.2003 № 52-лс. Данными приказами Пекшуевой Л.Н. установлена выслуга лет для назначения пенсии на 01 июля 2003 года: календарная - 01 год 08 месяцев 00 дней, льготная - 01 год 08 месяцев 00 дней, учеба - 02 года 06 месяцев 00 дней, всего 05 лет 10 месяцев 00 дней. При увольнении из органов внутренних дел с 26.10.2015 (приказ МВД по Республике Карелия от 26.10.2015 № 47 л/с) выслуга лет истице в ОВД на дату увольнения составила: в календарном исчислении 15 лет 04 месяца 21 день, в льготном исчислении 23 года 02 месяца 18 дней. При этом, в выслугу лет в ОВД включена выслуга, установленная приказом УФСНП России по РК от 30.06.2003 № 52-лс, в соответствии с положениями части 5 статьи 54 Закона в редакции, установленной Законом № 121-ФЗ (в том числе льготная выслуга в органах налоговой полиции учтена с коэффициентом 1 к 1,5). Следовательно, МВД по Республике Карелия надлежащим образом исполнило требования действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ для целей пенсионного обеспечения в выслугу лет лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, могли быть включены периоды: службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава; время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации; время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях.
На основании указанной статьи Положения, а также статьи 54 Федерального закона от 30.06.2003 года № 86-ФЗ Пекшуевой Л.Н. в исковом заявлении сделан вывод о том, что спорные периоды её работы, общей продолжительностью 19 лет 02 месяца 28 дней на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, подлежат включению в выслугу лет для назначения пенсии при увольнении со службы в органах внутренних дел.
Вместе с тем, пунктом 4 Письма ФНС РФ от 26.07.2011 № 4-3-22/0108@ «Об исчислении стажа для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» государственным гражданским служащим Федеральной налоговой службы в стаж гражданской службы могут быть включены периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям на основании Указа Президента Российской Федерации от 15.05.1996 № 718 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам» в соответствии с пунктом 4 Порядка исчисления стажа. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет согласно разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.04.2009 № 3841-17.
Пунктом 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 19.11.2007 № 1532 определено, что в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, иных лиц, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим РФ для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего РФ. Периоды работы в указанных должностях, в совокупности не должны превышать пять лет. Таким образом, в случае зачета периодов работы Пекшуевой Л.Н. на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествовавшим службе, в органах налоговой полиции, зачету подлежит стаж, не превышающий в общей сложности 5 лет.
В письме МВД России от 10.09.2014 № 1/8422, на которое содержится ссылка в тексте искового заявления, сообщается, что выслуга лет сотрудникам органов внутренних дел РФ, ранее проходившим службу в органах налоговой полиции и перешедшим в органы внутренних дел в порядке перевода в связи с ликвидацией органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ (утв. Постановлением ВС РФ от 20.05.1993 № 4991-1), в выслугу лет для назначения пенсии в органах внутренних дел засчитывается в полном объеме и пересчету не подлежит (часть 5 статьи 54 Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ). Соответственно, указанным письмом МВД России подтверждается позиция МВД по РК, поскольку истице при увольнении со службы в ОВД в стаж службы в ОВД зачтены все периоды службы, ранее зачтенные при увольнении из органов налоговой полиции. Таким образом, МВД по РК надлежащим образом исполнило требования действующего законодательства. Оснований для удовлетворения иска не имеется.
МВД по Республике Карелия не согласно также и с заявленным Пекшуевой Л.Н. требованием о предоставлении ей компенсации за отпуск по личным обстоятельствам в количестве 30 дней. На момент увольнения Пекшуева Л.Н. хоть и достигла предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел (50 лет, в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ), но стаж её службы в календарном исчислении составлял 15 лет 04 месяца 21 день, то есть менее 20 лет, то есть право на указанный выше отпуск у истицы не наступило.
Также МВД по РК возражает и по требованиям истицы о выплате единовременного пособия при увольнении из органов внутренних дел в размере 5 окладов денежного содержания в сумме 130000 рублей 00 копеек. В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку стаж службы Пекшуевой Л.Н. на момент увольнения в календарном исчислении составлял 15 лет 04 месяца 21 день, то есть менее 20 лет, единовременное пособие было выплачено истцу в размере двух окладов денежного содержания. Каких-либо правовых оснований выплачивать истице данное пособие в размере 7 окладов денежного содержания не имелось.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика – МВД по РК.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика – ОМВД РФ по Кемскому р-ну Федорову Т.М., изучив материалы дела, отказывает в удовлетворении исковых требований.
Судом установлено, что Пекшуева Л.Н. (ранее Лаврикова) проходила службу в должности специалиста 1 категории – ревизора группы документальных проверок Кемского межрайонного отдела Управления Федеральной службы налоговой полиции по Республике Карелия в период с 01 ноября 2001 года по 30 июня 2003 года. До поступления на службу работала в должности бухгалтера АО «Карельский рыболовный флот» - с 02.08.1982 г. по 03.01.1994 г.; в должности главного бухгалтера фирмы «Техсервис» - с 04.01.1994 г. по 27.10.1994 г., в должности заместителя главного бухгалтера АО «Беломорский ЛДК» - с 28.10.1994 г. по 04.12.1995г., бухгалтера рыболовецкого колхоза «Вирма» - с 05.12.1995 г. по 31.12.1995 г., главного бухгалтера рыболовецкого колхоза «Вирма» - с 01.01.1996 г. по 27.03.1997 г., главного бухгалтера ООО Торговая компания «Беломорье» - с 28.03.1997 г. по 31.10.2001 г., что подтверждается записями в ее трудовой книжке.
Указом Президента РФ от 11.03.2003 г. № 306 Федеральная служба налоговой полиции России упразднена с 01.07.2003 года, в связи с чем 30.06.2003 года истица была уволена со службы в органах налоговой полиции по п. «е» ст. 45 (по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции) Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 года № 4991-1 (приказ № 52-лс от 30.06.2003), на момент увольнения истица занимала должность специалиста 1 категории – ревизора группы документальных проверок Кемского межрайонного отдела Управления Федеральной службы налоговой полиции по Республике Карелия, имела звание лейтенанта налоговой полиции.
Приказом Министерства внутренних дел Республики Карелия № 966 л/с от 11.07.2003 года истица назначена на должность специалиста – ревизора (с дислокацией в г. Кемь) 3-го отдела (документальных проверок) оперативно – розыскной части Управления по налоговым преступлениям МВД Карелии с 01.07.2003 г. по контракту.
Приказом Следственного управления МВД по РК от 26 октября 2015 года № 47 л/с Пекшуева Л.Н. уволена со службы в органах внутренних дел МВД по Республике Карелия по п. 4 ч.2 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Выслуга лет в органах внутренних дел на 26.10.2015 г. составляет в календарном исчислении 15 лет 04 месяца 21 день, в льготном исчислении 23 года 02 месяца 18 дней. Стаж для выплаты единовременного пособия составляет 13 лет 11 месяцев 24 дня.
В выслугу лет для назначения пенсии истице учтены периоды службы непосредственно в УФСНП по РК, в МВД по РК. Спорные периоды работы истицы до службы в УФСНП по РК в организациях на должности главного бухгалтера в выслугу лет для назначения пенсии не включены.
С 01.11.2015 года Пекшуевой Л.Н. назначена пенсия за выслугу лет в размере <данные изъяты>., выплачено выходное пособие в размере двух окладов денежного содержания, поскольку общая продолжительность службы составила менее 20 лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона РФ от 24.06.1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В силу ст. 11 Закона РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утв. постановлением Верховного Совета РФ № 4991-1 от 20.05.1993 года.
Часть 3 ст. 50 указанного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 года № 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей», и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (ч. 3 ст. 50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции»), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы.
Учитывая изложенное, и приведенные нормы права, суд полагает, что требования истца о включении спорных периодов работы в организациях на должностях по бухгалтерской специальности, предшествовавшие поступлению на службу в органы налоговой полиции, в выслугу лет для назначения пенсии являются правомерными. Поскольку стаж службы истца в календарном исчислении составляет более 20 лет, то требования истца о выплате при увольнении 7-ми, а не 2-х месячных окладов содержания так же обоснованны, следовательно, и требования о выплате компенсации за неиспользованный отпуск по личным обстоятельствам в количестве 30 дней правомерны.
Однако, представителем ответчика – МВД РК заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд, как на основание для отказа в иске.
В соответствии с частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ в случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи они могут быть восстановлены судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами российской федерации Трудового кодекса российской Федерации» следует, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Судом установлено, что истец получила копию приказа об увольнении и трудовую книжку 26 октября 2015 года, что не отрицается истцом и подтверждается распиской Пекшуевой Л.Н. от 26 октября 2015 года. Ответ на рапорт Пекшуевой Л.Н. о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам в количестве 30 дней начальника ОМВД России по Кемскому району, датированный 06.08.2015 г. № 32/вн 5389 со слов истца получен 03 – 04 сентября 2015 года. Из надписи на обороте ответа следует, что ответ получен истцом 07.08.2015 года. При изучении ответа установлено, что в нем отсутствуют сведения о размере выслуги лет истца в календарном исчислении в период службы в Управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по РК, о том, что истцу не был включен в стаж службы в органах налоговой полиции период ее работы на предприятиях, учреждениях и организациях в размере 19 лет 02 месяца 28 дней истцу стало известно только после получения копии приказа об увольнении. Таким образом, все требования истца напрямую связаны с ее увольнением из органов внутренних дел и, в соответствии с приведенными нормами права могли быть заявлены в течение месяца с момента получения копии приказа об увольнении, то есть по 26 ноября 2015 года. Однако, истец обратилась в суд с первоначальным исковым заявлением, которое было оставлено судом без движения, 15 декабря 2015 года, то есть пропустив срок более, чем на две с половиной недели. Каких – либо непреодолимых обстоятельств, препятствующих обращению истца в суд в установленный месячный срок, в судебном заседании не установлено, поэтому основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют. Направление истцом запросов в МВД РК и УФСКН по РК не являются уважительной причиной, так же как и болезнь истца, поскольку истец проходила лечение до 20 октября 2015 года, то есть закончила лечение еще до увольнения со службы. Доказательств наличия каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения в суд истцом суду не представлено. Учитывая изложенное и приведенные нормы права, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцом срока обращения в суд.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пекшуевой Л.Н. к Министерству внутренних дел Республики Карелия и Отделению МВД России по Кемскому району РК - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 15 февраля 2016 года.